История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

ШКОЛА НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ УРОКИ О Д Н О Г О СМОТРА- КОН КУРСА г\ т ф естивалей и ^ смотров народного творчества мы ждем преж­ де всего поаздника, способ­ ного подарить радость зри­ телям и творческий им­ пульс его участникам. К сожалению, так бывает далеко не всегда. И прохо­ дившая нынче, в сентябре, в Москве в рамках второго Всесоюзного фестиваля на­ родного творчества декада любительских театров, агит­ бригад и художественного чтения тому подтвержде­ ние. Из-за плохой организации, отсутствия рекламы , просче­ тов в отборе коллективов, ху­ дожественный уроеень дека­ ды, по единодушному мнению критиков, был намного ниже возможностей сегодняшнего любительского театра. Печальные уроки москов­ ской декады были обсуждены ка совещании в ВЦСПС, в ре­ зультате чего возникло реше­ ние проводить зональные и республиканские смотры-кон­ кур сы театральных коллекти­ вов, определены д евять цент­ ров проведения в 1987— 1988 гг. зональных фестива­ лей любительских театров «Те­ атральная рампа», на которых будут представлены театраль­ ные коллективы всех союз­ ных республик. И первый зональный смотр-конкурс театрально­ го самодеятельного искус­ ства уже состоялся недавно в Калининграде. Свои спек­ такли представили на суд жюри и зрителей театраль­ ные коллективы семи обла­ стей Северо-Западной зоны РСФСР. Полпредами Мур­ манской области стали на­ родный музыкально-драма­ тический театр Дворца культуры и техники имени С. М. Кирова и народный театр-студия Дворца куль­ туры «Октябрь» г. Запо­ лярного. Прежде чем рассказать подробнее о выступлениях наших самодеятельных ар­ тистов, скажу несколько слов о самом смотре и тех проблемах, которые стали предметом обсуждения в переполненном зале Кали­ нинградского Дворца куль­ туры моряков. За последние десять лет, пожалуй, впервые около трехсот режиссеров-профес- сноналов и методистов со­ бралось вместе, чтобы ра­ зобраться, по какому пути идти и развиваться народ­ ным театрам. Насыщенная программа смотра, большой перерыв в практике проведения по­ добных встреч привели к тому, что возникло много серьезных, наболевших во­ просов для обсуждения. И первый из них — выбор ре­ пертуара для народных те­ атров. Пьесы коньюнктур- ные, драматически слабые, похожие на отчет с трибу­ ны, не находили отклика у зрителей. А выступление народного театра г. Старая Русса Новгородской обла­ сти (спектакль М. Гараева «Я, конечно, человек ма­ ленький») вызвало откро­ венное недоумение в зале. И мы, и сами актеры ощу­ щали неловкость за все, что происходило на сцене. А ведь самодеятельному коллективу дано право вы­ бирать, как ни одному про­ фессиональному театру. Го­ ворить об острейших проб­ лемах сегодняшнего дня, о том, что тревожит сердца. Отсюда вытекает пробле­ ма профессионального вку­ са режиссера, его ощуще­ ния времени и себя во вре­ мени. Хорошим примером сли­ яния сильной драматургии, режиссерского мастерства, актерского понимания по­ ставленных задач стала ра­ бота архангельского театра- лаборатории при горкоме комсомола (режиссер В. Галилкж) «Корабль ду­ раков». Спектакль во мно­ гом спорный, социально острый, проблематичный, и он недаром вызвал столь разноречивые .мнения. Это спектакль-предосте­ режение, анализ особыми театральными средствами процессов, происходивших и происходящих в нашем обществе. В нем нет ни главных героев, ни лихо закрученного драматиче­ ского конфликта. Он весь собран из мизансцен, объ­ единенных единой мыслью — надо искать выход из тьмы, молчания, слепоты и глухоты. Жанр «Корабля дураков» можно опреде­ лить как аллегорию на со­ циальные темы. Художественное оформ­ ление спектакля, свет, ко­ стюмы, музыка, использова­ ние литературного мате­ риала, ранее не доходившего до широкого круга читате­ лей, делают идею создате­ лей постановки понятной каждому зрителю. Иное де­ ло. что не всякий с ней со­ гласен. Перво*, < что мы андим на сцене, — большая, украшен­ ная вензелями рама, пустая, без картины, парад ней гора ssassssssaraasssssssssssaBa белых, похожих на шлемы предметов. Появляю тся актеры , они идут длинной цепочкой по темной авансцене, одной ру­ ной прикрыв себе глаза, дру­ гую положив на плечо впере­ ди идущему, бредут, будто слепые. Иногда кто-нибудь из них пытается что-то сказать, выразить протест, но т у т же получает удар маленьким мо­ лоточком по голове — тюк — и падает. В конце концов актеры оде­ ваю т на головы слепые и глу­ хие шлемы. Картинная рама поворачивается, превращая сцену в корабль, корабль без­ вольных молчаливых болван­ чиков. Но в финале пьесы в людях происходит перелом, они больше не желаю т быть послушными марионетками, выры ваю тся из тьмы безво­ лия. А что ж е дальше? Разда­ ется последний удар молоточ- на, как предупреждение — назад пути нет, только впе­ ред. Спектакль полон юмора. Но смех — зто тЪлько первая реакция зала, поскольку юмор, концентрируясь, посте­ пенно превращается в гроз­ ное оружие — сатиру. . Над кем смеетесь? Да над собой ж е. Х вати т см еяться, де­ ла разворачиваются серьез­ ные. Зрители увидели коллек­ тив единомышленников, дви­ жимый единой идаей, имею­ щий свой почерк, четкую гражданскую позицию. Не случайно я так подроб­ но остановилась на работе архангельского театра-ла­ боратории. Этот коллектив был удостоен диплома пер­ вой степени и в скором вре­ мени приедет на гастроли в нашу область. Так что мурманские театралы смо­ гут познакомиться и по до­ стоинству оценить искусст­ во талантливой архангель­ ской молодежи. Любой талант требует опытной руки мастера, ко­ торый его шлифует. И ар­ хангелогородцы, сами того не желая, поставили перед режиссерами народных те­ атров и методистами еще одну задачу. Задачу про­ фессиональной подготовки кадров. Не так давно бытовало мнение, что от самодеятель­ ных актеров не надо требо­ вать овладения всеми се­ кретами профессионально­ го мастерства, выразитель­ ными средствами, которыми пользуются дипломирован­ ные актеры. Самодеятельность хоро­ ша своей искренностью и даже иногда наивностью. Но время не стоит на месте. И требования к самодеятель­ ным театрам предъявляют ничуть не меньше, чем к профессиональным. Приятно, что в разговоре об исполнительском мастер­ стве не раз звучали добрые слова о народном музы­ кально-драматическом те­ атре Дворца культуры и техники имени С. М. Киро­ ва и о народном театре сту­ дни Дворца культуры «Ок­ тябрь» г. Заполярного. Спектакль мурманчан в постановке И. В. Лисов­ ской «Скамейка» (автор А. Гельман) был очень хо­ рошо принят и зрителями, и жюри. Мы долго обсуждали достоинства и недочеты этой работы, но мнение вы­ сказали единодушное — спектакль стал для всех уро­ ком того, как надо рабо­ тать с труппой, с пьесой, чтобы достичь такого успе­ ха. Не случайно этому кол­ лективу был вручен диплом за единство режиссерского решения и актерского во­ площения идеи спектакля. Однозначную реакцию зрительного зала вызвал спектакль театра-студии из Заполярного «Сон в летнюю ночь». Хотя решен он был в непривычной для нее фор­ ме. Герои шекспировской комедии были одеты в рим­ ские тоги и костюмы анг­ лийских подмастерьев, смо­ кинги и вполне современ­ ные платья. Что ж. автор не называл точного времени и места действия своей пье­ сы, так что такой режиссер­ ский ход вполне правомерен. К сожалению, разговор о спектакле был далеко не принципиальным, сказалась ли здесь усталость жюри (спеь-такль замыкал смотр- конкурс) или не все при­ няли идейный замысел ре­ жиссера. Но главное здесь — оценка зрителей. Эту работу надо рассмат­ ривать как очередной этап развития коллектива, то есть и актеры, и режиссер уже доросли до уровня та­ ких смелых экспериментов. Смотр-конкурс стал свое­ го рода ш:;олой для всех творческих коллективов. В процессе его работы были выявлены и негативные, и положительные стороны ра­ боты народных самодея­ тельных театров. Но самое основное — определились конкретные пути развития театров-студий, их задачи. Сейчас мы ждем новых зональных смотров, новых открытий. Народные теат­ ры призваны решать и об­ суждать серьезные социаль­ ные проблемы. Интерес « творчеству этих коллекти­ вов неизменно растет. Вни­ мание и поддержка зрите­ лей помогут многим из них найти себя, определить свое место в искусстве. Н. ПЕРИКОВА. Методист межсоюзного Дома самодеятельного творчества облсовпро- фа. г. Мурманск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz