История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
ШКОЛА НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ УРОКИ О Д Н О Г О СМОТРА- КОН КУРСА г\ т ф естивалей и ^ смотров народного творчества мы ждем преж де всего поаздника, способ ного подарить радость зри телям и творческий им пульс его участникам. К сожалению, так бывает далеко не всегда. И прохо дившая нынче, в сентябре, в Москве в рамках второго Всесоюзного фестиваля на родного творчества декада любительских театров, агит бригад и художественного чтения тому подтвержде ние. Из-за плохой организации, отсутствия рекламы , просче тов в отборе коллективов, ху дожественный уроеень дека ды, по единодушному мнению критиков, был намного ниже возможностей сегодняшнего любительского театра. Печальные уроки москов ской декады были обсуждены ка совещании в ВЦСПС, в ре зультате чего возникло реше ние проводить зональные и республиканские смотры-кон кур сы театральных коллекти вов, определены д евять цент ров проведения в 1987— 1988 гг. зональных фестива лей любительских театров «Те атральная рампа», на которых будут представлены театраль ные коллективы всех союз ных республик. И первый зональный смотр-конкурс театрально го самодеятельного искус ства уже состоялся недавно в Калининграде. Свои спек такли представили на суд жюри и зрителей театраль ные коллективы семи обла стей Северо-Западной зоны РСФСР. Полпредами Мур манской области стали на родный музыкально-драма тический театр Дворца культуры и техники имени С. М. Кирова и народный театр-студия Дворца куль туры «Октябрь» г. Запо лярного. Прежде чем рассказать подробнее о выступлениях наших самодеятельных ар тистов, скажу несколько слов о самом смотре и тех проблемах, которые стали предметом обсуждения в переполненном зале Кали нинградского Дворца куль туры моряков. За последние десять лет, пожалуй, впервые около трехсот режиссеров-профес- сноналов и методистов со бралось вместе, чтобы ра зобраться, по какому пути идти и развиваться народ ным театрам. Насыщенная программа смотра, большой перерыв в практике проведения по добных встреч привели к тому, что возникло много серьезных, наболевших во просов для обсуждения. И первый из них — выбор ре пертуара для народных те атров. Пьесы коньюнктур- ные, драматически слабые, похожие на отчет с трибу ны, не находили отклика у зрителей. А выступление народного театра г. Старая Русса Новгородской обла сти (спектакль М. Гараева «Я, конечно, человек ма ленький») вызвало откро венное недоумение в зале. И мы, и сами актеры ощу щали неловкость за все, что происходило на сцене. А ведь самодеятельному коллективу дано право вы бирать, как ни одному про фессиональному театру. Го ворить об острейших проб лемах сегодняшнего дня, о том, что тревожит сердца. Отсюда вытекает пробле ма профессионального вку са режиссера, его ощуще ния времени и себя во вре мени. Хорошим примером сли яния сильной драматургии, режиссерского мастерства, актерского понимания по ставленных задач стала ра бота архангельского театра- лаборатории при горкоме комсомола (режиссер В. Галилкж) «Корабль ду раков». Спектакль во мно гом спорный, социально острый, проблематичный, и он недаром вызвал столь разноречивые .мнения. Это спектакль-предосте режение, анализ особыми театральными средствами процессов, происходивших и происходящих в нашем обществе. В нем нет ни главных героев, ни лихо закрученного драматиче ского конфликта. Он весь собран из мизансцен, объ единенных единой мыслью — надо искать выход из тьмы, молчания, слепоты и глухоты. Жанр «Корабля дураков» можно опреде лить как аллегорию на со циальные темы. Художественное оформ ление спектакля, свет, ко стюмы, музыка, использова ние литературного мате риала, ранее не доходившего до широкого круга читате лей, делают идею создате лей постановки понятной каждому зрителю. Иное де ло. что не всякий с ней со гласен. Перво*, < что мы андим на сцене, — большая, украшен ная вензелями рама, пустая, без картины, парад ней гора ssassssssaraasssssssssssaBa белых, похожих на шлемы предметов. Появляю тся актеры , они идут длинной цепочкой по темной авансцене, одной ру ной прикрыв себе глаза, дру гую положив на плечо впере ди идущему, бредут, будто слепые. Иногда кто-нибудь из них пытается что-то сказать, выразить протест, но т у т же получает удар маленьким мо лоточком по голове — тюк — и падает. В конце концов актеры оде ваю т на головы слепые и глу хие шлемы. Картинная рама поворачивается, превращая сцену в корабль, корабль без вольных молчаливых болван чиков. Но в финале пьесы в людях происходит перелом, они больше не желаю т быть послушными марионетками, выры ваю тся из тьмы безво лия. А что ж е дальше? Разда ется последний удар молоточ- на, как предупреждение — назад пути нет, только впе ред. Спектакль полон юмора. Но смех — зто тЪлько первая реакция зала, поскольку юмор, концентрируясь, посте пенно превращается в гроз ное оружие — сатиру. . Над кем смеетесь? Да над собой ж е. Х вати т см еяться, де ла разворачиваются серьез ные. Зрители увидели коллек тив единомышленников, дви жимый единой идаей, имею щий свой почерк, четкую гражданскую позицию. Не случайно я так подроб но остановилась на работе архангельского театра-ла боратории. Этот коллектив был удостоен диплома пер вой степени и в скором вре мени приедет на гастроли в нашу область. Так что мурманские театралы смо гут познакомиться и по до стоинству оценить искусст во талантливой архангель ской молодежи. Любой талант требует опытной руки мастера, ко торый его шлифует. И ар хангелогородцы, сами того не желая, поставили перед режиссерами народных те атров и методистами еще одну задачу. Задачу про фессиональной подготовки кадров. Не так давно бытовало мнение, что от самодеятель ных актеров не надо требо вать овладения всеми се кретами профессионально го мастерства, выразитель ными средствами, которыми пользуются дипломирован ные актеры. Самодеятельность хоро ша своей искренностью и даже иногда наивностью. Но время не стоит на месте. И требования к самодеятель ным театрам предъявляют ничуть не меньше, чем к профессиональным. Приятно, что в разговоре об исполнительском мастер стве не раз звучали добрые слова о народном музы кально-драматическом те атре Дворца культуры и техники имени С. М. Киро ва и о народном театре сту дни Дворца культуры «Ок тябрь» г. Заполярного. Спектакль мурманчан в постановке И. В. Лисов ской «Скамейка» (автор А. Гельман) был очень хо рошо принят и зрителями, и жюри. Мы долго обсуждали достоинства и недочеты этой работы, но мнение вы сказали единодушное — спектакль стал для всех уро ком того, как надо рабо тать с труппой, с пьесой, чтобы достичь такого успе ха. Не случайно этому кол лективу был вручен диплом за единство режиссерского решения и актерского во площения идеи спектакля. Однозначную реакцию зрительного зала вызвал спектакль театра-студии из Заполярного «Сон в летнюю ночь». Хотя решен он был в непривычной для нее фор ме. Герои шекспировской комедии были одеты в рим ские тоги и костюмы анг лийских подмастерьев, смо кинги и вполне современ ные платья. Что ж. автор не называл точного времени и места действия своей пье сы, так что такой режиссер ский ход вполне правомерен. К сожалению, разговор о спектакле был далеко не принципиальным, сказалась ли здесь усталость жюри (спеь-такль замыкал смотр- конкурс) или не все при няли идейный замысел ре жиссера. Но главное здесь — оценка зрителей. Эту работу надо рассмат ривать как очередной этап развития коллектива, то есть и актеры, и режиссер уже доросли до уровня та ких смелых экспериментов. Смотр-конкурс стал свое го рода ш:;олой для всех творческих коллективов. В процессе его работы были выявлены и негативные, и положительные стороны ра боты народных самодея тельных театров. Но самое основное — определились конкретные пути развития театров-студий, их задачи. Сейчас мы ждем новых зональных смотров, новых открытий. Народные теат ры призваны решать и об суждать серьезные социаль ные проблемы. Интерес « творчеству этих коллекти вов неизменно растет. Вни мание и поддержка зрите лей помогут многим из них найти себя, определить свое место в искусстве. Н. ПЕРИКОВА. Методист межсоюзного Дома самодеятельного творчества облсовпро- фа. г. Мурманск.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz