История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

Ещ е ж иво в пам яти яркое впечатление от спектакля «Ба­ бий буит», поставленного режиссером Олегом Овечкиным на сцеие народного музы кально-драматического театра М уряанского Дворца культуры имени С. М. Кирова в про- ю я году и ны нче восстановленного с обновленным со­ ставом исполнителей. Зараж али зрителей жизнерадост­ ность, озорство, удивительный подъем, царивш ие на сце­ не. И самодеятельные актеры , и зрители получали огром­ ное удовольствие о т того, что происходило на сцене, и от живого, радостного общ ения д р уг с другом. Они творили спектакль вместе, были его соавторами, одинаково увле­ ченными и одинаково непосредственными. И вот новая работа народ­ ного театра. Даже не прочи­ тав в программке имени ре­ жиссера, можно узнать его почерк, хотя новый спек­ такль «Женихи» ни по со­ держанию, ни по форме не напоминает предыдущий. Просто снова возникает та удивительная связь между сценой и залом. Снова пол­ ное взаимопонимание и, ес­ ли можно так сказать, взаи- моувлеченность. Снова р а­ достное сотворчество. А главный герой — смех. ...Событие, с которого начи­ нается спектакль, кажется не слиш ком ‘ веселым: ум ер владелец трактира (действие происходит во времена нэпа). Однаяо его вдова и не думает печалиться: теперь она сво­ бодна и. богата. Еще дьякон за стеной отпевает ее супруга, а ома уж е не может отбиться от ж енихов. Роль разборчивой не­ весты ей очень нравится, хотя в глубине душ и она подозре­ вает, что ж енихи объясняю тся в любви не столько ей, ско л ь­ ко ее капиталу... Пьеса С. Антнмова и Адуева иапнеана в тради­ циях В. Маяковского, и кое- где можно заметить прямые параллели с -гКлопом» и « Баней>. Эта острая сатири­ ческая направленность пье­ сы и привлекла театр. — Конечно, людей, по­ добных тем. кого мы видим на сцене, давно уже нет. — говорят исполнители. — Но вдруг... кто-то нз них всс- таки дожил до нашего вре­ мени?! Видимо, и впрямь кто-то дожил. Иначе зал. наверня­ ка, не стал бы так живо и заинтересованно реагиро­ вать на происходящее. Музыку к пьесе более 50 лет назад написал композитор . И. Дунаевский. И сама музыкальная ткань спектакля пародийна. Слы­ шатся в ней и мелодии клас­ сических опер, и траурный марш, тут же перебиваемый танцевальными ритмами. От постановщ ика и худ ож ни­ ка (оформил спектакль заслу­ ж енны й худож нин РСФСР В. Чудзин) потребовалась опре­ деленная смелость: на сцене появляются... гробы. И надо бы ­ ло сделать так, чтобы они не уж асали зрителей. И эта цель достигнута. Зрители восприни­ маю т и х весело, тем более, что раскраш ены гробы одни в цветочек, д р угие — в горо­ ш е к . И са м и п о хо р о н ы то ж е необы чны е, с к а ки м -то н еож и ­ д анн ы м п р и та н ц о в ы в ан и ем . Не п р осто тр а к ти р щ и к а хо р о н я т эти лю ди, они хо р о н я т себя, о тж и в ш е е свой век общ ество. А та к и е п охороны — не пом е­ ха для ком едии! В центре спектакля — вдова трактирщика Аграфе­ на. Эту роль исполняет хоро­ шо знакомая мурманчанам артистка народного театра, участвующая в нем с первых лет его существования,— Ия Пашкина, учительница. Аг­ рафена-Пашкина очень орга­ нично существует в мире, воссозданном на сцене. Ка­ жется, что все легко дастся исполнительнице: от диалога она естественно переходит к пению или танцу, не выходя при этом из образа. Успевает оценить каждую ситуацию. Вряд ли все зрители пред­ ставляют себе, что эта лег­ кость — результат большого кропотливого* труда. Помог и опыт, накопленный за два де­ сятка лет на самодеятельной сцене. А вот Валерий Шумилов, выступивший в роли супру­ га Аграфены, считает день первого спектакля «днем своего рождения»: он впер­ вые вышел на сцену. Есть и еще новичок — Игорь Зноев, студент педин­ ститута. Он исполнил роль гробовщика. Игорь поражает товарищей работоспособно­ стью. Вечером он «выклады­ вается» на репетиции, а ут­ ром идет на экзамен. А у не­ го еще и семья. Когда в кол­ лективе есть такие, как Игорь, остальным просто стыдно лениться. Повара треста ресторанов и кафе Татьяну Старостину зрители увидели сначала в скромной роли монашки. Од­ нако Татьяна — еще и вто­ рая исполнительница роли вдовы со своим виденьем этого образа. Аплодировали зрители Мирону Малому — научно­ му сотруднику Полярного геофизического института. Он выступил в роли дьякона, проявляющего гораздо боль­ ший, чем ему положено, ин­ терес к делам мирским. И не только за игру ему аплоди­ ровали, но и за прекрасное исполнение вокальной пар­ тии. В несколько новом для се­ бя амплуа успешно выступи­ ла Инна Бугаева. Ср^.пн исполнителей — Валентин Вальц. бригадир сантехников, тоже уже заме­ ченный зрителями растущий самодеятельный актер; мо­ торист Вадим Трошин, бью­ щую через край энергию ко­ торого приходится даже сдер­ живать, портовый рабочий Виктор Кара, работник тре­ ста «Мурманскморстрой» Федор Каримов и другие. В спектакле занят н ба­ летный коллектив. Думается, успеху народно­ го театра во многом способ­ ствует позиция его режиссе­ ра. Он не согласен с теми, кто считает народный театр бледным подражанием теат­ ру профессиональному. По его мнению, это просто дру­ гой театр со своими особен­ ностями и возможностями. П усть и сп ол ни телям не хв а ­ тае т ум е н и я д ви га ться , хо р о ­ ш ей д икц ии и м ногого д ругого, чем обладает п р о ф е сси о н а л ь­ ны й а к тер . Но зато у у ч а с т н и ­ ков сам о д еятельно сти часто б о л ьш е доверия к ч у ть ю р е­ ж и ссе р а , бо л ьш е гибкости , они с л е гк о стью п р и н и м аю т лю бую м ер у усл о в н о сти , пр о я вля ю т бо л ьш е э н ту зи азм а, о б н а р у ж и ­ ваю т под час б о л ьш ую св е ж е сть ч у в ств и п е р еж и ва н и й . Н арод­ ны й те а тр — это сам о д еятель­ ность. З н а ч и т бо л ьш е надо им ­ пр о ви зи р о вать, больш е делать для сп е кта к л я сам им . Т олько не п од р аж ать, только не под страи ваться под п р о ф е с­ сионалов. а р а зв и в а ть свое — и тогда по силе впечатлени я с п е к т а к л ь сам одеятельной сц е ­ н ы м о ж е т вполне п о сп о р и ть с работой пр оф ессионало в. Над чем же собирается работать дальше народный музыкально - драматический театр Дворца культуры име ни С. М. Кирова? Внимание коллектива привлекла пьеса о дружбе рыбаков с военны­ ми моряками, музыку к ко­ торой написал композитор Г. Калинин из Северомор­ ска. Работа над пьесой уже началась. Надо надеяться, что зрители проявят к новой работе театра не меньший интерес, чем к предыдущим. Р . ВЕЛИГИНА . г л а в н ы й ГЕРОЙ - СМЕХ 14 июня 1979 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz