История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
Ещ е ж иво в пам яти яркое впечатление от спектакля «Ба бий буит», поставленного режиссером Олегом Овечкиным на сцеие народного музы кально-драматического театра М уряанского Дворца культуры имени С. М. Кирова в про- ю я году и ны нче восстановленного с обновленным со ставом исполнителей. Зараж али зрителей жизнерадост ность, озорство, удивительный подъем, царивш ие на сце не. И самодеятельные актеры , и зрители получали огром ное удовольствие о т того, что происходило на сцене, и от живого, радостного общ ения д р уг с другом. Они творили спектакль вместе, были его соавторами, одинаково увле ченными и одинаково непосредственными. И вот новая работа народ ного театра. Даже не прочи тав в программке имени ре жиссера, можно узнать его почерк, хотя новый спек такль «Женихи» ни по со держанию, ни по форме не напоминает предыдущий. Просто снова возникает та удивительная связь между сценой и залом. Снова пол ное взаимопонимание и, ес ли можно так сказать, взаи- моувлеченность. Снова р а достное сотворчество. А главный герой — смех. ...Событие, с которого начи нается спектакль, кажется не слиш ком ‘ веселым: ум ер владелец трактира (действие происходит во времена нэпа). Однаяо его вдова и не думает печалиться: теперь она сво бодна и. богата. Еще дьякон за стеной отпевает ее супруга, а ома уж е не может отбиться от ж енихов. Роль разборчивой не весты ей очень нравится, хотя в глубине душ и она подозре вает, что ж енихи объясняю тся в любви не столько ей, ско л ь ко ее капиталу... Пьеса С. Антнмова и Адуева иапнеана в тради циях В. Маяковского, и кое- где можно заметить прямые параллели с -гКлопом» и « Баней>. Эта острая сатири ческая направленность пье сы и привлекла театр. — Конечно, людей, по добных тем. кого мы видим на сцене, давно уже нет. — говорят исполнители. — Но вдруг... кто-то нз них всс- таки дожил до нашего вре мени?! Видимо, и впрямь кто-то дожил. Иначе зал. наверня ка, не стал бы так живо и заинтересованно реагиро вать на происходящее. Музыку к пьесе более 50 лет назад написал композитор . И. Дунаевский. И сама музыкальная ткань спектакля пародийна. Слы шатся в ней и мелодии клас сических опер, и траурный марш, тут же перебиваемый танцевальными ритмами. От постановщ ика и худ ож ни ка (оформил спектакль заслу ж енны й худож нин РСФСР В. Чудзин) потребовалась опре деленная смелость: на сцене появляются... гробы. И надо бы ло сделать так, чтобы они не уж асали зрителей. И эта цель достигнута. Зрители восприни маю т и х весело, тем более, что раскраш ены гробы одни в цветочек, д р угие — в горо ш е к . И са м и п о хо р о н ы то ж е необы чны е, с к а ки м -то н еож и д анн ы м п р и та н ц о в ы в ан и ем . Не п р осто тр а к ти р щ и к а хо р о н я т эти лю ди, они хо р о н я т себя, о тж и в ш е е свой век общ ество. А та к и е п охороны — не пом е ха для ком едии! В центре спектакля — вдова трактирщика Аграфе на. Эту роль исполняет хоро шо знакомая мурманчанам артистка народного театра, участвующая в нем с первых лет его существования,— Ия Пашкина, учительница. Аг рафена-Пашкина очень орга нично существует в мире, воссозданном на сцене. Ка жется, что все легко дастся исполнительнице: от диалога она естественно переходит к пению или танцу, не выходя при этом из образа. Успевает оценить каждую ситуацию. Вряд ли все зрители пред ставляют себе, что эта лег кость — результат большого кропотливого* труда. Помог и опыт, накопленный за два де сятка лет на самодеятельной сцене. А вот Валерий Шумилов, выступивший в роли супру га Аграфены, считает день первого спектакля «днем своего рождения»: он впер вые вышел на сцену. Есть и еще новичок — Игорь Зноев, студент педин ститута. Он исполнил роль гробовщика. Игорь поражает товарищей работоспособно стью. Вечером он «выклады вается» на репетиции, а ут ром идет на экзамен. А у не го еще и семья. Когда в кол лективе есть такие, как Игорь, остальным просто стыдно лениться. Повара треста ресторанов и кафе Татьяну Старостину зрители увидели сначала в скромной роли монашки. Од нако Татьяна — еще и вто рая исполнительница роли вдовы со своим виденьем этого образа. Аплодировали зрители Мирону Малому — научно му сотруднику Полярного геофизического института. Он выступил в роли дьякона, проявляющего гораздо боль ший, чем ему положено, ин терес к делам мирским. И не только за игру ему аплоди ровали, но и за прекрасное исполнение вокальной пар тии. В несколько новом для се бя амплуа успешно выступи ла Инна Бугаева. Ср^.пн исполнителей — Валентин Вальц. бригадир сантехников, тоже уже заме ченный зрителями растущий самодеятельный актер; мо торист Вадим Трошин, бью щую через край энергию ко торого приходится даже сдер живать, портовый рабочий Виктор Кара, работник тре ста «Мурманскморстрой» Федор Каримов и другие. В спектакле занят н ба летный коллектив. Думается, успеху народно го театра во многом способ ствует позиция его режиссе ра. Он не согласен с теми, кто считает народный театр бледным подражанием теат ру профессиональному. По его мнению, это просто дру гой театр со своими особен ностями и возможностями. П усть и сп ол ни телям не хв а тае т ум е н и я д ви га ться , хо р о ш ей д икц ии и м ногого д ругого, чем обладает п р о ф е сси о н а л ь ны й а к тер . Но зато у у ч а с т н и ков сам о д еятельно сти часто б о л ьш е доверия к ч у ть ю р е ж и ссе р а , бо л ьш е гибкости , они с л е гк о стью п р и н и м аю т лю бую м ер у усл о в н о сти , пр о я вля ю т бо л ьш е э н ту зи азм а, о б н а р у ж и ваю т под час б о л ьш ую св е ж е сть ч у в ств и п е р еж и ва н и й . Н арод ны й те а тр — это сам о д еятель ность. З н а ч и т бо л ьш е надо им пр о ви зи р о вать, больш е делать для сп е кта к л я сам им . Т олько не п од р аж ать, только не под страи ваться под п р о ф е с сионалов. а р а зв и в а ть свое — и тогда по силе впечатлени я с п е к т а к л ь сам одеятельной сц е н ы м о ж е т вполне п о сп о р и ть с работой пр оф ессионало в. Над чем же собирается работать дальше народный музыкально - драматический театр Дворца культуры име ни С. М. Кирова? Внимание коллектива привлекла пьеса о дружбе рыбаков с военны ми моряками, музыку к ко торой написал композитор Г. Калинин из Северомор ска. Работа над пьесой уже началась. Надо надеяться, что зрители проявят к новой работе театра не меньший интерес, чем к предыдущим. Р . ВЕЛИГИНА . г л а в н ы й ГЕРОЙ - СМЕХ 14 июня 1979 г.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz