История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

« Ш У Ю С IfIJMlI Т1 1 П ft J 11 й " , Замешки о спектакле народного т е а т р а Сам факт обращения к этой музыкальной комедии (компо­ зитор В. Мурадели, пьеса В. Крахта и В. Винникова) — явление отрадное. Результат волнителен и радостен. Еще только попадая в зал, зритель видит в полумраке большую станковую конструкцию, симво­ лизирующую собой устремлен­ ную вдаль дорогу. Несмотря на монументальность станка, сцена остается свободной. Никаких лишних нагромождений, лишь плоская у горизонта Останкин­ ская башня да два экрана до­ полняют все оформление. Ос­ тальное ттля&тйя и Ии ic- ic * на фу#ке. Ш вот за пультом упу^я&тя появляется дирижер, и со взма­ хом его «волшебной» палочки, с первым -аккордом оркестра в музыкальном прологе сцену за­ полняют солисты, хор, балет, экра*ш принимают на себя кад­ ры кино. Все ожило, пришло s движение — вступают в полную согласованность все компонен­ ты-спектакля. Яркое, динамичт ное начало! Четкость, слажен­ ность,. хорошее звучение оркест­ ра ‘ радуют на протяжении всего споктакля: и ^огда он сопровож­ дает солистов, хоры, балет, и когда ему предоставляется соло, в котором, оркестр заучит осо­ бенно Наполнение и омоцид- на^Ьнр. ... Щрфд дирижером стояла труд­ ная задача обеспечить .малым cde'fkfSM ' оркестра звучание, близкое.» партитуре Мурадели, >йна большой состав, и выполнена она весьма успеш­ но. - . Мох/ ‘ о бы подвергнуть п од ро!;,^^ ^хализу отличную режиссерскую и педагогиче- скую работу И. Орловского, л а ­ зать много дсУ^г. слов в адрбс всей постановочной группы: ди­ рижера В. Рождественского, ху­ дожника Н. Гарпинича, балет­ мейстера Н. Лемковой, педаго- гов-концертмейстеров Б. Пота­ пенко и И. Старковой, о тех, кто обеспечивает световую партиту­ ру спектакля. Но в центр внима­ ния необходимо поставить рабо­ ту непосредственных участни­ ков — артистов и студийцев на­ родного музыкально-драмати­ ческого театра Дворца культу­ ры имени С. М. Кирова, чьими силами осуществлен этот зна­ чительный, интересный спек­ такль. Кто же эти люди? Днем их можно увидеть в цехе за стан­ ком, в порту, на кафедрё инсти­ тута, в школе за учительским столом, в медицинских учреж­ дениях, лабораториях, атёлье. А вечером они артисты. Есть срё- ди них ветераны, отдавшие на­ родному театру много лет, и ковички, делающий в искусстве первые шаги. Практически перед артистами произведение выдвинуло зада­ чи несколько необычного харак­ тера, так как оперетта «Дёвут- ка с годубьши глазами» являем­ ся опереттой особых жанрбвьш свойств. Лейтмотиа ее основного конф­ ликта далеко не комедийный. ; : '• * V Историй обретения родины чело­ веком, насильственно вырван­ ным so время войны из родной пёчВы и всячески дезориенти­ рованным враждебной западной пропагандой, полна большого драматического напряжения. В эту сюжетную коллизию неиз­ бежно вплетаются и пережива­ ния матери, нашедшей, казалось бы, навсегда потерявшуюся дочь, и разоблачение замаски­ рованного преступника-наци­ ста, продолжающего свое чер­ ное дело при помощи шантажа к антисоветских провокаций, и страдания полюбивших друг друга искрение и горячо геро­ ев пьёсы. Вполне понятно, почему актер­ ский коллектив заинтересовался этим произведением, дающим возможность не только передать жизнерадостную атмосферу строящейся, празднующей тру­ довые победы первомайской Москвы, но и разработать тему глубоко психологической конф­ ликтной ситуации. Особое место в актерском ан­ самбле занимает роль матери — Елизаветы Матвеевны. Равно по плечу оказалась она обеим исполнительницам: налицо тон­ кая психологическая разработка, правда характера, эмоциональ­ ность. Хотя исполнительницы и не однотипны: у И. Пашкиной йьщукло 'прослеживай,тся есте­ ственность и органичность дина­ мического роста роли, у н. Анд­ реевой в центре внимания ока­ зывается ее героическая инто­ нация. Чрезвычайно важной для спектакля явилась роль Мэри Ив — Маши Ивановой в испол­ нении .Н. Орловской и Н. Тру­ бецкой. И если успеху Орлов­ ской, обладающей красивым, сильным голосой, помогла опре­ деленная профессиональная под­ готовка, то для Трубецкой освое­ ний ' материала этой роли яви­ лось труднейшим и серьезным творческим испытанием. Испол­ нительница много потрудилась над оправданием перевода пев­ ческих ' нбмеров в речетатианые сцены и успешно справилась с многоплановостью роли. Особое одобрение вызывает трактовка роли Андрея В. Тве- ритиным. Исполнитель сумел преодолеть некоторую драматур­ гическую узость роли, наделив Андрея чертами живой челове­ ческой непосредственности, бы­ товой правдой, подчеркнув дра­ матизм действенных подтекстов. Другому исполнителю роли М. Малому, обладающему доста­ точным для партии Андрея при­ ятным голосом, хорошими сце­ ническими данными, хочется пожелать несколько более му­ жественного решения лириче­ ских сцен. В основном же сле­ дует отметить, что, не пройдя полного курса студийного обу­ чения, М. Малый сумел успешно ° освоить первичные основы ак­ терского мастерства. В. Шаронов — исполнитель роли Укропова сумел уйти от традиционного опереточного ам­ плуа «комика» и создал душев­ ный характер заботливого брига­ дира ■’••девичьей» бригады. Актер находит в роли чуть суетливо­ го, рачительного «дяди Кузи», несколько старо.модно-сенти- ментального. и гневные драма­ тические штрихи, и черты высо­ кой гражданственности. Инте­ ресно выстроен его действенный по характеру контакт с брига­ дой. Исполнителям ролей девчат приходится аыступать не только в едином актерском игровом ан­ самбле. но и многократно петь и танцевать. Со всем этим участ­ ницы справляются очень хоро­ шо. Приятно также отметить разработку каждой исполнитель­ ницей и индивидуальности свое­ го сценического характера. Осо­ бенно четко выстраивает роль «заводила» бригады, ее «со­ весть» — Настя в исполнении В. Никифоровой, обладающей и хорошими вокальными данными. Различен актерский опыт ис­ полнителей роли Тани Лялиной —• И. Бугаевой и И. Прониной. Для первой роль Тани оказалась сложным, но далеко не .новым испытанием сил в ведущих опе­ реточных ролях, и, надо отдать должное. Бугаевой удалось пре­ одолеть навыки «субретки;» и создать действенно активный, достоверный характер. И. Пронина привносит в ха­ рактер Тани много озорства, юмора и теплоты. Это ее убе­ дительный дебют в большой ро- ли. Можно поздравить с первой работой и первой удачей В. Жи- потовского (штурман Иванов), В. Твердунова и В. Поддоскина, нашедших много комедийных и лирических красок для раскры­ тия обаятельного характера ки­ нооператора Шульца. Хочется отметить работы студийцев Н. Гребенниковой. И. Твердуно- вой, А. Шурховецкого, А. Лю- лина (Люся и Платон), старей­ те!! артистки народного театра Л. Кирсановой, а также Н. Арни­ кой. В. Вальца и М. Бревнова, с полной отдачей выступивших в эпизодических ролях. Органически и тактично впле­ тается в спектакль балет с его четко прочерченной русской на­ родной темой. разработанной разнообразно и интересно. Спектакль народного театра получил заслуженную, высокую опенку зрителей, его успех несомненен! И за всем этим сто­ ит кропотливый нелегкий труд руководителей. Сегодня еще не все качественно равноценно, но налицо общая, ярко проявив­ шаяся тенденция растить через студийную работу самодеятель­ ных артистов, с которыми мож­ но решать сложные творческие задачи. Б. ЛЕВЧЕНКО. Режиссер. Спеиа из спектакля «Девушка с голубыми глазами». Фото Е. Лубеииа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz