История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
« Ш У Ю С IfIJMlI Т1 1 П ft J 11 й " , Замешки о спектакле народного т е а т р а Сам факт обращения к этой музыкальной комедии (компо зитор В. Мурадели, пьеса В. Крахта и В. Винникова) — явление отрадное. Результат волнителен и радостен. Еще только попадая в зал, зритель видит в полумраке большую станковую конструкцию, симво лизирующую собой устремлен ную вдаль дорогу. Несмотря на монументальность станка, сцена остается свободной. Никаких лишних нагромождений, лишь плоская у горизонта Останкин ская башня да два экрана до полняют все оформление. Ос тальное ттля&тйя и Ии ic- ic * на фу#ке. Ш вот за пультом упу^я&тя появляется дирижер, и со взма хом его «волшебной» палочки, с первым -аккордом оркестра в музыкальном прологе сцену за полняют солисты, хор, балет, экра*ш принимают на себя кад ры кино. Все ожило, пришло s движение — вступают в полную согласованность все компонен ты-спектакля. Яркое, динамичт ное начало! Четкость, слажен ность,. хорошее звучение оркест ра ‘ радуют на протяжении всего споктакля: и ^огда он сопровож дает солистов, хоры, балет, и когда ему предоставляется соло, в котором, оркестр заучит осо бенно Наполнение и омоцид- на^Ьнр. ... Щрфд дирижером стояла труд ная задача обеспечить .малым cde'fkfSM ' оркестра звучание, близкое.» партитуре Мурадели, >йна большой состав, и выполнена она весьма успеш но. - . Мох/ ‘ о бы подвергнуть п од ро!;,^^ ^хализу отличную режиссерскую и педагогиче- скую работу И. Орловского, л а зать много дсУ^г. слов в адрбс всей постановочной группы: ди рижера В. Рождественского, ху дожника Н. Гарпинича, балет мейстера Н. Лемковой, педаго- гов-концертмейстеров Б. Пота пенко и И. Старковой, о тех, кто обеспечивает световую партиту ру спектакля. Но в центр внима ния необходимо поставить рабо ту непосредственных участни ков — артистов и студийцев на родного музыкально-драмати ческого театра Дворца культу ры имени С. М. Кирова, чьими силами осуществлен этот зна чительный, интересный спек такль. Кто же эти люди? Днем их можно увидеть в цехе за стан ком, в порту, на кафедрё инсти тута, в школе за учительским столом, в медицинских учреж дениях, лабораториях, атёлье. А вечером они артисты. Есть срё- ди них ветераны, отдавшие на родному театру много лет, и ковички, делающий в искусстве первые шаги. Практически перед артистами произведение выдвинуло зада чи несколько необычного харак тера, так как оперетта «Дёвут- ка с годубьши глазами» являем ся опереттой особых жанрбвьш свойств. Лейтмотиа ее основного конф ликта далеко не комедийный. ; : '• * V Историй обретения родины чело веком, насильственно вырван ным so время войны из родной пёчВы и всячески дезориенти рованным враждебной западной пропагандой, полна большого драматического напряжения. В эту сюжетную коллизию неиз бежно вплетаются и пережива ния матери, нашедшей, казалось бы, навсегда потерявшуюся дочь, и разоблачение замаски рованного преступника-наци ста, продолжающего свое чер ное дело при помощи шантажа к антисоветских провокаций, и страдания полюбивших друг друга искрение и горячо геро ев пьёсы. Вполне понятно, почему актер ский коллектив заинтересовался этим произведением, дающим возможность не только передать жизнерадостную атмосферу строящейся, празднующей тру довые победы первомайской Москвы, но и разработать тему глубоко психологической конф ликтной ситуации. Особое место в актерском ан самбле занимает роль матери — Елизаветы Матвеевны. Равно по плечу оказалась она обеим исполнительницам: налицо тон кая психологическая разработка, правда характера, эмоциональ ность. Хотя исполнительницы и не однотипны: у И. Пашкиной йьщукло 'прослеживай,тся есте ственность и органичность дина мического роста роли, у н. Анд реевой в центре внимания ока зывается ее героическая инто нация. Чрезвычайно важной для спектакля явилась роль Мэри Ив — Маши Ивановой в испол нении .Н. Орловской и Н. Тру бецкой. И если успеху Орлов ской, обладающей красивым, сильным голосой, помогла опре деленная профессиональная под готовка, то для Трубецкой освое ний ' материала этой роли яви лось труднейшим и серьезным творческим испытанием. Испол нительница много потрудилась над оправданием перевода пев ческих ' нбмеров в речетатианые сцены и успешно справилась с многоплановостью роли. Особое одобрение вызывает трактовка роли Андрея В. Тве- ритиным. Исполнитель сумел преодолеть некоторую драматур гическую узость роли, наделив Андрея чертами живой челове ческой непосредственности, бы товой правдой, подчеркнув дра матизм действенных подтекстов. Другому исполнителю роли М. Малому, обладающему доста точным для партии Андрея при ятным голосом, хорошими сце ническими данными, хочется пожелать несколько более му жественного решения лириче ских сцен. В основном же сле дует отметить, что, не пройдя полного курса студийного обу чения, М. Малый сумел успешно ° освоить первичные основы ак терского мастерства. В. Шаронов — исполнитель роли Укропова сумел уйти от традиционного опереточного ам плуа «комика» и создал душев ный характер заботливого брига дира ■’••девичьей» бригады. Актер находит в роли чуть суетливо го, рачительного «дяди Кузи», несколько старо.модно-сенти- ментального. и гневные драма тические штрихи, и черты высо кой гражданственности. Инте ресно выстроен его действенный по характеру контакт с брига дой. Исполнителям ролей девчат приходится аыступать не только в едином актерском игровом ан самбле. но и многократно петь и танцевать. Со всем этим участ ницы справляются очень хоро шо. Приятно также отметить разработку каждой исполнитель ницей и индивидуальности свое го сценического характера. Осо бенно четко выстраивает роль «заводила» бригады, ее «со весть» — Настя в исполнении В. Никифоровой, обладающей и хорошими вокальными данными. Различен актерский опыт ис полнителей роли Тани Лялиной —• И. Бугаевой и И. Прониной. Для первой роль Тани оказалась сложным, но далеко не .новым испытанием сил в ведущих опе реточных ролях, и, надо отдать должное. Бугаевой удалось пре одолеть навыки «субретки;» и создать действенно активный, достоверный характер. И. Пронина привносит в ха рактер Тани много озорства, юмора и теплоты. Это ее убе дительный дебют в большой ро- ли. Можно поздравить с первой работой и первой удачей В. Жи- потовского (штурман Иванов), В. Твердунова и В. Поддоскина, нашедших много комедийных и лирических красок для раскры тия обаятельного характера ки нооператора Шульца. Хочется отметить работы студийцев Н. Гребенниковой. И. Твердуно- вой, А. Шурховецкого, А. Лю- лина (Люся и Платон), старей те!! артистки народного театра Л. Кирсановой, а также Н. Арни кой. В. Вальца и М. Бревнова, с полной отдачей выступивших в эпизодических ролях. Органически и тактично впле тается в спектакль балет с его четко прочерченной русской на родной темой. разработанной разнообразно и интересно. Спектакль народного театра получил заслуженную, высокую опенку зрителей, его успех несомненен! И за всем этим сто ит кропотливый нелегкий труд руководителей. Сегодня еще не все качественно равноценно, но налицо общая, ярко проявив шаяся тенденция растить через студийную работу самодеятель ных артистов, с которыми мож но решать сложные творческие задачи. Б. ЛЕВЧЕНКО. Режиссер. Спеиа из спектакля «Девушка с голубыми глазами». Фото Е. Лубеииа.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz