История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
Т О, ЧТО в наше ,время бур- V но развивается самодея тельное искусство, вряд линуж но -доказывать.. Но то, что это широкое и обильное развитие-. ставит перед нами множество са мых различных и бесспорных, проблем,- -^-.несомненно. И одна из них, наиболее сложная: допу стим -:ли-особый уровень мастер-, ства-,. несколько ограниченный, для артистов-любителей или тре-. бований- профессионализации са-. модеятельности — явление впол не закономерное и оправданное? ' Думается-, что для творчества не возможна заранее заданная «раз- носортица» — одна, «повыше», для профессионалов к другая, «поде шевле»,' для самодеятельйости. Зри тель, “ слуш атель — един; Основа ли тер а тур® ; драматургии, м узы ки -г одна, и j a ж е. И -все -же есть коренное отли чие- профессионала -. от--артиста- любителя: первый целиком и главным образом посвящает се бя искусству, в то время как са модеятельный-артист делит свое • увлечение с той 'фундаменталь ной, вне сферы, искусства лежа щей профессией,' какая у него уже есть. - Речь-идет по существу о фор мировании второй, параллель ной, творческой профессии- со ветского-человека. И эта вторая профессия не может, не имеет права быть дилетантской; • Наибольшее- количество раз: ' личных фестивалей, смотров, конкурсов приходится на долю ; самодеятельности. И в этом г—- свидетельство, особого внимания и заботы» какие оказывает наше общество народному творчеству. Но «служенье муз не терпит суеты».-Особенно —. .последова тельный, - поэтапный,подчас хрупкий педагогический’ процесс становления творческой лйчно- • сти: И если смотр самодеятель ного'Искусства стремится отме тить- прежде всего перспективу развития того'или иного коллек тива, зарегистрировать и поощ рить' плановость его воспита тельной 'работы, — тогда это • — творческий продуктивный- смотр, движущий самодеятель ность вперед. Если же смотр становится самоцелью, он мгно венно, пусть безотчётно, но вно сит в ритмичность, в «постепен ность» художественного роста и штурмовщину, и поиски чисто внешних: эффектов. Невольно вместо4творческого показа рож дается"'«показуха», со всеми го- рестнЬши для ' педагогики-по- • следствиями. ' 'Нашей' студии народного му- { зыкально-драматического театра ; .ПРИ Дворце - культуры имени С.; МрКирова на прошедшем не- : давно -фестивале, посвященном : 50-летию образования СССР, «повезло* в том смысле, что й ДЬМ- 'хз^дожёственной ; самодёй- • тельнЬстиг поддерживающий нас'л своей" методической помощью;'и -• жюри фестиваля, очень внима тельно, .дважды обсуждавшее наш первый 1студийный спек такль' -г- водевиль «Беда от нежного сердца», — помогли нам-утвердиться в поисках на чальных- путей-• учебной работы студии, а это волновало' нас бо лее всего.. .И диплом, присуж денный нашему; спектаклю, вос принимается. нами в определен ной мере.как оценка авансом воспитательной работы, какую нам еще предстоит. осилить. А предстоит нам. очень многое, са мое трудное . впереди. лосом и сценичностью . Можно бы ло бы много ра сска за ть и о И. Про ниной, самобытной, яркой, неудер жимой в юморе, в выдумках, даже в озорстве. Или о противоположног- сти ей Н. Арацкой, лиричной, мягкой и даже- неуверенной, в себе, но стоически ;..Шаг за шагом пре одолевающей э т у робость, добив ш ейся успеха в водевиле, в оетро- характерной роли. С. Кононова — д евушка до одержимости влюблен ная в театр, с детских лет она по стоянно чи тает книги о театре, об актерах. Все поступки и решения свои она сверяет с единственной целью. — постичь актерское ма стерство. Интересен о т природы ’ ....... О ВА РОДШ М ТЕАТР& И пусть не покажется стран ным, что речь идет о старей шего в области народном теат ре. Не вдаваясь в его историю, в которой были и славные, до стойные страницы, и кризисные этапы, почти «аварийные», се годня можно утверждать: толь ко последовательный учебный и воспитательный процесс, тот,' что определяется наиболее жизнеспособным в театре сло вом, самым ищущим и вечно молодым — «студия», — может обеспечить нашему- коллективу завтрашний творческий день. И Ш§щ», хорошо, что в нашем театре Сохранились от его прёй*- них составов наиболее подго товленные и • опытные силы:- И. Пашкина, Н. Андреева,- И. Бугаева, Ю. Кузнецов и ряд- других. Переоценить пользу■их участия в предстоящей работе коллектива трудно. Но уже в прошлом сезоне решающее ме сто''заняла вновь созданная мо лодежная театральная студия. Именно эта студия и-явилась как бы базой' опытно-экспери ментальной учебной работы, по исков метода ее ведения, чтобы в дальнейшем такой же студий ной' формой учебы охватить полностью коллектив- театра. Невозможно подробно рассказать обо всех студийцах, самоотвержен но отдающих весь свой досуг, все ’ ий эдю ЁШ .у чёб в4. в . студии. Тем бо лее, что все они равны в своей фа натической любви к театру. Это и В. Никифорова, .обладающая -больг щой м узы кальностью , хорошим го одаренный, непосредственный, ней вой, с я вны м комедийном .'даром В. Твердунов, обладающий;,гэдэенрас ной восприимчивостью , аитерекой рефлекторностью . Этот «список» можно было бы продолжать и про должать— ‘ -Главное — в с е . студий цы очень ‘ друншы и вер ят в об щ ую цель. В -этом году создана вторая молодежная •студия, несколько . уверенней- -идущая по тём до рожкам, что «пробили» студий цы первого набора. ‘ Более- важная стадия, как бы производная- от предыдущей, -это — объединение двух.студий и старейших артистов театра в единый студийный коллектив, который, имел бы право считать ся " театром-студией. Процесс этого, объединения, т. е. прноб- 'щение. всех участников коллек тива к. непременной творческой учебе, мы собираемся осущест вить' за' счет особых студийных репетиций следующей постанов ки народного театра оперет ты В. Мурадели «Девушка'с го лубыми глазами». Невозможно в газетной статье охватить, все многоемкие задачи, выдвигаемые развитием народ ного творчества в наше время. Но об одной специфической особенности нашего театра ска зать необходимо. Наш народ ный театр единственный в горо де "Мурманске — музыкальный, поэтому, естественно, повышает ся .его.ответственность за попу ляризацию, в‘ городе произведе ний музыкальной драматургии. А это заставляет нас заботить ся б правильном вокалвдом вос- /питании самих актеров.' И, к сожалению, это пока наиболее слабо решенная нами, задача. Поэтому сейчас опытный и вы сококвалифицированный педа- гоггконцертмейстер Б. Потапен ко совместно с вновь пригла шенным молодым -специалистом й. Старковой расширили во кально-музыкальные занятия почти со' всеми участниками те- атра. На очереди стоит также вопрос и о пластическом, хорео- графняескоэд воспитании студий цев,, В наших музыкальных планах наметилась и другая, как нам кажется, интересная и плодов творная форма работы. Речь идет о популяризации симфони ческой музыки, что также мо жет войти в орбиту деятельно сти музыкального народного те атра* Это стало возможным главным образом потому, ч^о дирекцией Дворца культуры был в этом сезоне приглашен на работу в театр опытнейший ди- рюкёр-самфонист В. Рождест венский: Его многолетняя' рабо та 0 ведущими симфоническими оркестрами страны, множество концертов совместно е солиста ми мирового класса явились не оценимым кладом для опыта музыкантов' нашего. оркестра,,.,, для музыкальной :'даьЩгы нМ рфрюго •театра..С большгл уз- лечением и'энтузиазмом -Б,, деетвенскай возглавил всю т- зьгКалшую.;:|Шоту .нашего-" ле^тива-н сёйчас готовит е "оЩ* кейком первую симфоническую. программу популярной музыки: советских,; русских- и зарубеж- ных .когйозито^в. Премьера, концерта 19 февраля.-В-ор кестре принимают широкое уча стие педагоги' музыкальных школ,,:музыкантьг. дубовых-' ор кестров^1; ансамблей й т *.д.- кое. чобъединение . -музь1шштоз- профессионалов и любителей! может принести - добрые особенно для - слушателей,' ’йе столь уж избалованных в Мурх манске концертами симфониче ской музыки., Все. это далеко не полка*! -де-: рёчень множества учебш^ёьепй- тательных и эстетических проб лем, какие предстой , решать нашемуколлективу: Наш небольшой опыт подт верждает ещё раз';-,,что наиболее актуальная проблема развития самодеятельного искусства сегод ня — это подлинно п£>6феёсио- нальная учеба каждого артиста- любителя. 'Таково веление време ни, — чем дальше, тем тоньше. Грань, разделяющая профессио нала от энтузиаста-любителя, практически овладевающего вто: рой профессией. Творческой, И. ОРЛОВСКИЙ. Режиссер народного...,музы кально-драматического ' теат ра Дворца культуры имени С. М. Кирова.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz