История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
ВОД ЕВИЖ В. Соллогуба l J «Беда, от нежного серд цах» — студийная работа народ ного музыкально-драматическо го театра Дворца культуры им. С. М. Кирова — успел завое вать симпатии мурманских зри телей. Так ли он прост, этот, каза лось бы, легковесный жанр? На водевилях воспитывались многие поколения артистов. Творческие возможности воде виля огромны, и.'-пожалуй, нет такой театральной школы, ко торая бы не прибегла к нему в учебном процессе воспитания артистов. Вот это-то и побудило про фессионального режиссера и педагога Игоря Львовича Ор ловского взяться со студийцами за такой трудоемкий и не всег да благодарный жанр, требую щий, помимо режиссерской изо бретательности, также и актер ской гибкости. Исполнителями же данного водевиля оказались главным образом студийцы пер вого года обучения. Ш кола водевиля одна из самых сложных, т. к. в ней соединяют ся несколько важнейших элемен тов театра — лепка острого, точ ного характера, легкость диалога, высокий эмоциональный тонус всего действия, стремительный темп, м узы кал ьность, танцеваль- ность, и, что совершенно обяза тельно, когда актер сталкивается с классическим р у с с кий водеви лем — это не только психологи ческая правда действия, но и ор ганическое соединение комедий ной, иногда невероятной ситуации с гражданским , глубоко демокра тическим пафосом. Гуманизм , прогрессивная человечность рус ского водевиля полностью сродни традициям русской классической литературы и драматургии. Режиссер Игорь Орловский поставил для себя лично и для коллектива очень трудную за дачу. Отрадно чувство глубокой от ветственности перед студийца ми, понимание необходимости заниматься с ними всерьез и по большому счету. В процессе создания водевильного спек такля, пусть не сразу, а посте пенно, но его участники обяза тельно придут к постижению многих «тайн» сценического ис кусства и будут иметь право на дерзания в более многослож ных жанрах. И результаты убе дительно сказались на самом спектакле. О чем же водевиль? Тяж ела планида «баловня на выданье», надо бы жени ться, да вот беда — 2 миллиона приданно го мешают. Нарасхват у невест, да не знает, на какой остановить ся — все хороши! — Вправду ли хороши-то? — ду мает родитель жениха и пускает ся на хитрость, сообщая о своем якобы полном банкротстве. И не весты «линяют» в своей горячей любви, уступ а я великодушно друг другу своего жениха. Но находится добрая чистая ду ша, которой нужен сам жених, а не его миллионы. Выбор сде лан! У зн ав о подвохе, незадачли вые невесты «гры зут себе локти». Порол.наказан , добродетель тор жествует! Как же все это происходит в спектакле? Прежде всего играется спек такль с озорством, и через рам пу передаются зрителям радо- етнаЯ атмосфера творчества й удовольствие, которое получают сами исполнители в процессе сценического действия. И пусть что-то не совсем, получается.и пока еще выполняется робко, и не совсем еще достает вокаль ных данных, и слово иногда прозвучит не так хлестко и «во девилистов, как того хотелось бы: не беда! Это ведь первые сценические шаги. Но как хоро шо, слаженно все в спектакле, какой приятный ансамбль! Волнительна и трогательна тре петность самодеятельных ар тистов в их полной отдаче себя действию. Многое, очень мно гое радует в этом опыте сту дии. Центральной в спектакле, да и в самой пьесе является роль Александра. Ее исполняет молодой студиец Валерий Тверитин. Хочется отме ти ть явны й рост его актерского мастерства, понимание им сущно сти жанра. Его Александр поначалу легко думный, поверхностный. почти «опереточный», где-то в глубине событий начин ает обретать психо логическую емкость, многослож ность человеческих реакций и в одной из финальных сцен водеви ля доводит мироощущение сво его героя до подлинного драмати ческого звучани я. Нравственное прозрение Алек сандра, его повзросление — глав ный стержень роли В. Тверитина. Владение пластикой, м у зы кал ь ность', умение находить характер ные штрихи в роли — все это соз дает не только успех актеру, но и в значительной мере определяет успех спектакл я в целом. • • Рядом с исполнителямн-«пер- вогодками» — два старейших участника народного театра. И несмотря на то, что все — и молодые и «старички» в едином ансамбле — опыт, мастерство «ветеранов» ощутимы. Роли Кубыркиной и Золотникова в исполнении Л. Кирсановой и В. Шаронова приобретают убе дительную достоверность и объ емность. Их исполнение отли чается яркостью внешнего ри сунка и точностью характеров. Несомненно удались остро характерные роли Машеньки (А. Подопригора) и Катеньки (И. Макарова) — капризных ку печеских дочек. Исполнительни цы правильно проследили в ха рактерах своих героинь хищные и корыстные наклонности. По этому «лоск» и «приятность» внешних манер этих кокеток — всего лишь маска, за которой жестокий безнравственный ми рок породившей их среды. Особенно хочется отметить роль Настеньки в исполнении Н. Гребенниковой, мягкой, ду шевной и тонкой натуры, столь важной для драматической си туации водевиля. Две эпизодические роли француза-парикмахера и слуги также тщательно и с юмором играются В. Вальцем и В. Ла рионовым. Одним из сущ ественнейших ком понентов спектакл я явл яется м узы ка . Она создана мурманским композитором Михаилом Таври- новым специально для этого воде виля и очень хорошо отражает характер пьесы , помогает подчер ки ва ть и ра зви ва ть ее комедий- ность. остроумна, задорна и от лично используется в спектак ле. Задание режиссера и ком позитора очень хорошо, со вку- сом и с большим тактом реали зуе т с оркестром дирижер Влади мир Рождественский . М у зы ка Тав- рикова делает сп ек такл ь еще при влекательнее. Хорошие туалеты, достаточно умелое обращение с ними- ис полнителей, грамотные гримы, яркий праздничный свет, доб ротно, в стиле эпохи выпол ненные декорации и бутафория (оформление заслуженного ху дожника РСФСР В. Чудзина) — все это вместе взятое созда ет впечатление «театра всерь ез». Дом художественной само деятельности в течение всего периода подготовки коллекти вов к фестивалю оказывал нм постоянную квалифицирован ную методическую помощь. И не случайно, что, обобщая опыт фестиваля народных театров, по итогам которого спектакль «Беда от нежного сердца» от мечен дипломом первойстепени, работники Дома художествен ной самодеятельности обратили особое внимание режиссеров народных театров на методы воспитания самодеятельных ар тистов в студии Дворца культу ры имени С. М. Кирова. Б. ЛЕВЧЕНКО. гу . Режиссер. Ш& муряяяясхсон с д е я е
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz