История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

О ПРЕМЬЕРЕ НАРОДНОГО ТЕАТРА • - Н А Р Е Д К О С Т Ь счастли­ во начиналась творче­ ск ая биография М у р ­ манского народного .музы­ кально-драма тического теат­ ра . Наличие одаренных соли­ стов, энтузиазм участников хора и руководителей кол­ лектива помогли одержать не­ мало побед. В активе театра элита советской оперетты — «Вольный ветер», «Бел ая акация», «С в ад ь б а . в Мали­ новое» , «Х ол оп к а» / «Акули- на» . С годами коллектив столкнулся с трудностями р о ­ ста. Репертуар театра пере­ стал отражать его возм ожно­ сти, режиссерский состав постоянно менялся, у испол­ нителей не было перспектив­ ной линии радости, не было той манящей звездочки, о ко­ торой говорил в свое время К. С. Станиславский. Поиски новых творческих радостен начались в работе над героической комедией П. Градова и А . Новикова «О соб ое задание». Забегая вперед, хочется сказать о том, что даже не все члены жюри , дававшие спектаклю путевку в жизнь, оценили правомочность театра гово­ рить о революционных собы­ тиях в ф орм е музыкальной комедии. В опереточном спек­ такле пытались искать пафос к боевой накал, находить па: раллели чуть ли не с «Опти­ мистической трагедией». Все это, разумеется, абсурдно. Ж ан р — есть ж анр . А если уж говорить об атмосфере спектакля народ­ ного театра, атмосфере, грозо ­ вого 1918-го, то она присут­ ствует, пожалуй, в каждой картине. Актеры очень точно намечают узловые момен­ ты пьесы. Сцены Орлова и Сергея, Сергея и Г ригория— в этом отношении несут весь­ ма значительную смысловую нагрузку ..' О -переходе интеллигенции в лагерь победившего в ре ­ волюции народа написано много. Это такие вещи, как «Хождение по мукам» или «Депутат Балтики». П. Г р а1* дов прибавляет ко всей этой антологии не так уж много. Сюжет пьесы строится нес­ колько детективно. З а -про­ ф е ссор ом Орловым ,. автором важного изобретения, ведет наблюдение английская р а з ­ ведка. В столкновении с ней, в столкновении с врагами на- в ПОИСКАХ рода и проверяется характер главного персонажа спектак­ ля. . Роль Орлова играет сам режи ссер спектакля — ' А. Покорений. З а его некоторой суховатостью мы чувствуем большой и цельный характер человека, которому совсем не безразличны судьбы Родины. Несколько неровен Ю . Б е ­ лов в роли Сергея. Облада­ тель сильного, красивого тем­ бра голоса «смазывает» д р а ­ матические сцены спектакля. Валю Жадал приняли в комсо­ мол совсем недав­ но. Производст­ венные успехи еще ме могли быть для »ее достаточной рекомендацией: де­ вушка, окончив школу, очень не­ много успела про­ работать в отделе­ нии госбанка по­ селка Гремиха. Ва­ ля участвовала в другом большом деле. Вместе с Людой Бормоти* ной и другими дев­ чатами -ей удалось. • организовать в поселке неплохой самодеятельный коллектив. Первое выступление пгрошло успешно. Сейчас комсомолки с по­ мощью работников Дома культуры готовят большой новогодний мшцорт. фото В* Осюшюа, Создается впечатление, что актер спешит как можно ск о ­ рее отговорить текст и перей­ ти к музыкальному номеру. Исполнителя где-то можно понять. Авторы по старой опереточной традиции «заго- лубили» роль героя , сделали его служебной фигурой. В отдельных сценах Ю . Б е ­ лов преодолевает этот не­ достаток пьесы. Особенно сильно звучит финал второго акта. Н о все-таки главным, сильным местам актера явля­ ется его вокальная подготов­ ка. А . Новиков своей музы­ кой дает богатые возм ожно­ сти для раскрытия именно этих способностей. Ю . Белов использует их великолепно. В новом спектакле немало дебютантов. Крупного успеха добилась А . Букина — испол­ нительница роли Елены. Дать о б р а з в развитии — задача весьма сложная. У Букиной Елена в каждом акте разная . Нерешительная, несколько •инфантильная в начале спек­ такля; резкая , порывистая, почувствовавшая вкус к но­ вой жизни, — во втором ак­ те; решительная, готовая пойти на все в о имя общего дела,- — в финале. А если добавить к о всему этому кра­ сивый сильный голос испол­ нительницы, можно понять, какой вклад внесла А . Буки ­ на в общин успех спектакля. Еще о двух новичках -кол­ лектива. Они в спектакле все время вместе — Р . М ак аров а m X *- m л X с о t- и ф »- и ф >. ■0- ф 1- ° д X о 3 и С Z га X V X и В . Иоикин. М аш а М ак а р о ­ ва покоряет своей мяг­ костью и лиризмом. Она как нельзя лучше составляет па­ ру порывистому, шумливому и сильному Григорию . В . Ион- кнн в свое время выходил на подмостки профессиональных театров. З а ним опыт, а глав­ ное — великолепное сцени­ ческое обаяние. Лагерю бойцов революции, ■ лагерю людей, шцуЬщх своих путей в жизни, е спектакле противостоят темные силы во главе с о Стенли. Его роль исполняет С. Беренфельд. Актер значительно вырос за последнее время, приобрел необходимый сценический опыт. Н о все же хотелось бы пожелать ему быть чуточку «потоньше» в своей роли. Сейчас он какой-то нарочи ­ тый, слишком опереточный. Большое возражение вызы­ вает решение^ эпизодических, но очень важных для всего спектакля ролей ана-рхиетов. Они плакатны, неорганичны, примитивны. Выше было сказано , что театр начал поиски творчес­ ких радостей работой над но­ вым спектаклем. Это не пре­ увеличение. Коллектив вновь поднимается на высокую волну, которая в бьтлые годы принесла ему популярность. Репетиции проходили Ш 1 тен- сивно, с полной отдачей сил, в жа»ркнх -спорах , в поисках « зерн а» роли. Ю рию Белову например, через день прихо­ дилось ездить на репетиции из Мурмаоней. Н о он, как и его товарищи по театру, не жалеет о затраченном време­ ни и усилиях. У Лидии Кир-., саповой большая семья. Н о и она 'дня не может прожить без театра. Вот так и соби р а ­ ются в один лагерь едино­ мышленники, так создается коллектив людей высоких за­ просов и незаурядных способ ­ ностей. ' Заканчивая р а с ск а з о но­ вой работе театра, хочется отметить, что не все в ней ладно и гладко. Не блеснул особой фантазией художник П. Белов. В о всяком случае, прошлые спектакли были оформлены куда интереснее. Р еж и с се ру не хватило, види­ мо, времени поработать с участниками массовых сцен. Они чувствуют себя..весьма скованно. Зато к победам театра сле­ дует причислить отличную работу оркестра , руководимо­ го В . ^Емельяновым, и танце­ вальные номера, поставлен­ ные А . Фотневым. «О соб ое задание» начало свою творческую жизнь на подмостках народного театра. Это хороший подарок мур­ манчанам к 50-летию Совет­ ской власти. Н о еще важнее то, что театр вновь на подъе­ ме. А значит — на пути к новым творческим победам. М . Д У Б Н И Ц К И Й . Н а снимке: Маша (Р . М а­ карова) и Григорий (В . Нон- кин) — одни из главных ви­ новников успеха коллектива народного театра. Ф от о С . Б аркова .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz