История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

Ш о в л я вст реча , с Д уш аевсж сим : Смотр народных театров Запо­ лярья, который проводят областной совет профессиональных союзов и Мурманский комитет по радиовеща­ нию и телевидению, близится к кон­ цу. Перед многотысячной аудиторией телезрителей выступили коллективы из Кировс-ка, Заполярного, Кандалак­ ши и других городов области. Вчера, 23 мая, показал свою работу и мур­ манский народный музыкально-дра­ матический театр Дворца культуры имени С. М. Кирова. На шестом году своего существо­ вания театр вновь обратился к опе­ ретте И. О. Дунаевского «Белая ака­ ция» — лирическому рассказу о сме­ лых н сильных людях, рассказу о настоящей любви. Вновь встретились зрители с мечтательной и озорной Тоней Чумаковой, с мужественным китобоем Костей Куприяновым, с мо­ ряками славной китобойной флоти­ лии «Салют», с легкомысленной Л а ­ рисой, с прохвостом Яшкой Нако- нечннковым и другими героями попу­ лярной оперетты. С первых же минут после раскры тия занавеса между сценой и зри­ тельным залом возник прочный кон­ такт. Его секрет — в неувядающей свежести музыки Исаака Осиповича Дунаевского. Удивительный это все- тэдя" композитор! Лучшие его произ­ ведения известны наизусть, но при каждой новой встрече' с ними она с прежней силой пленяют своей мягкой лирикой, радуют своим блеском и за­ жигательным юмором. Оперетта «Бе­ лая акация» принадлежит к числу та­ ких произведений. Вот уже почти де­ сять лет звучат с театральной сцены, с концертной эстрады, по радио и те­ левидению «Песня о белой акации», «Песня об Одессе», пеоня Кости, дуэт Ларисы и Яшки Наконечннкова и другие ее мелодии, и неизменно на­ ходят они благодарных слушателей. И потому совершенно прав народный театр, что в поисках современного ре­ пертуара он опять вернулся к этой оперетте. Новый спектакль — не реставра­ ция старого. Его постановка осуще­ ствлена другим режиссером — Б. За- цем, оформлена другим художником — заслуженным деятелем искусств РСФСР А. Шелковниковым, полно­ стью обновлен состав исполнителей. Одним словом, проделана большая творческая работа. В общем решении спектакля чувст­ вуется стремление режиссера Б. За- ца усилить звучание лирико-героиче­ ской темы. Осуществить свой замы­ сел постановщику, в основном, удц- лось. Лирическая взволнованность «Песни о белой акации» хорошо под­ черкнута исполнительницей роли То­ ни — В. Новиковой. Удачна находка — луч прожектора, тревожно выхва­ тывающий из темноты А. Ермолова, который поет о любви, надёжном маяке моряка. Это помо­ гает зрителям сильнее почувствовать мужественность песни, будто проби­ вающейся сквозь мрак штормовой но­ чи, и ощутить тревогу за то, что Ко­ стя отдаёт свое большое чувство не достойной его Ларисе. Есть в спек­ такле и другие интересно решенные режиссером эпизоды. Возражение вызывает лишь финал 2-го акта. По­ становщик хотел, вероятно, чтобы зрители как можно реальнее ощути­ ли героику трудной морской жизни. Однако образного, художественного воплощения стихии, с которой борют­ ся моряки, Б. Зац не нашел. Плохая кинопроекция, призванная создать иллюзию штормового моря, эффекта не дает, и зрители остаются равно­ душными. Эти и некоторые другие промахи не снижают, однако, общего положи­ тельного впечатления от спектакля, режиссер которого добился самого важного — хорошей культуры ис­ полнения. Педагог В. Новикова, ре­ дактор телевидения А. Ермолов, ин­ структор горкома ВЛКСМ Т. Котов, технолог А. Королева и другие обла­ дают не только необходимыми во­ кальными данными, но проявляют себд и как способные драматические артисты. В. Новикова хорошо пока­ зала, как в характере ее героини сча­ стливо сочетаются и романтичность, и милое озорство, и черты настояще­ го, сильного человека. Для исполни­ теля роли Кости Куприянова авторы пьесы дают очень мало материала. Тем не менее А. Ермолов нашел нуж­ ные краски. Он подчеркнул мужест­ венность, простоту своего героя, его сдержанную силу. Артист не убедил лишь в том, что его герой действи­ тельно любит Ларису. Впрочем, боль­ шая часть вины за это ложится на Н. Бугаеву, которая создала образ настолько * вульгарной и глупой де­ вицы, что становится непонятно, чем же такая Лариса могла увлечь серьезного, умного парня. А ведь по пьесе — это просто очень легкомыс­ ленная девчонка, не умеющая ценить настоящее чувство. И в том-то боль­ шой смысл того поражения, которое постигает Ларису в финале, — это расплата за легкомыслие. Среди других исполнителей хочет­ ся отметить технолога А. Королеву, которая с чисто опереточной непо­ средственностью и легкостью создает образ лукавой Кати, подружки Тони. Приятное впечатление оставляют пе­ дагог С, Беренфельд в роли гарпуне­ ра Чумакова, бурильщик А. Шишкин (Леша), учащийся К. Огольцов (Са­ ша) и другие. Несомненно, самая яркая актерская работа в спектакле — Яшка Нако­ нечников в исполнении Т. Котозз. Конечно, яркая комедийная роль ИА ЭКРАНАХ I! ТЕЛЕВИЗОРОВ | Яшкп--Буксира»—одна из самых выи­ грышных. Но она требует хорошего вкуса и большого чувства меры у исполнителя, чтобы сильный сатири­ ческий заряд, заложенный в образе, не обернулся пустым и дешевым ко- мнкованием. У Т. Котова этого не случилось. Благодаря продуманной игре актера зритель понимает, чту Яшка не безобидный дурачок, над которым можно просто посмеяться. У Наконечникова в трактовке Т. Ко­ това вполне определенная филосо­ фия тунеядца. Очень верно в спек­ такле народного театра то, что в смешные и нелепые положения Яшка попадает не по глупости, а именно из-за этой своей философии — чуж­ дой для нашей жизни. Заканчивая разговор о спектакле мурманского народного • музыкально­ драматического театра Дворца куль­ туры имени Кирова, необходимо ска­ зать о той большой работе, какую, наряду с постановщиком, проделали дирижер В. Емельянов, руководитель вокального коллектива Б. Скорбах, балетмейстер А. Орлова, хормейстер Н. Дударенко и концертмейстер В. Кауфман. Усилия большого творче­ ского коллектива не пропали даром — зрители в полной мере могли ощу­ тить прелесть оперетты И . Дунаев­ ского. Это самый радостный итог спектакля. Кони. KQCCQB.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz