История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
УВЛЕЧЕННОСТЬ Смолк грохот взрыва. Столб холи, поднятый вверх силой аммонита, медленно оседал на землю. На какое- то мгновение стало непривычно тихо. И вот уже появились люди, зарокота ли машины. Рабочий день на соляном складе Мурманского рыбного порта продолжался. Юрий на своем кране подъехал к вороху измельченной соли. Замелькал ковш. Вверх... Вниз... Вверх... Вниз... Шуршащие кристаллы заполняли ку зов стоявшей рядом машины. Уехала одна, другая... Ковш по-прежнему двигался вверх и вниз. _ Но что это? Послышался скрежет. Ковш наткнул ся на что-то твердое. Юрий выглянул из кабины. Огромная глыба не раз дробленной взрывом соли. Нужно что-то предпринимать. Она может в любую минуту обрушиться. Отъ ехать? Подождать? Ему никто ниче го не скажет — правила техники без опасности на его, Юрия, стороне. Но как можно спокойно стоять и чего-то ждать! Только бы не подвели цепи. Они уже износились, часто рвутся. Соеди нять их на морозе — одно мучение. Нужно зацепить глыбу и стащить ее вниз. Тогда можно спокойно рабо тать. Юрий развернул кран. Машина рванулась вперед. Глыба осталась на месте. А вот цепь... цепь порвалась. Вспоминая недобрым словом снаб женцев, которые до сих пор не поза ботились о новых цепях, Юрий устранил неполадку. Снова разворот машины, снова рывок и... снова ло пается цепь. Так продолжалось несколько раз. Наконец, злополучная глыба оказа лась в стороне. Й снова замелькал кран. Снова кузовы машин начали заполняться солью. ...Он сидит в кресле и смотрит на портрет императора Павла. Впрочем, это уже не он, Юрий Кузнецов, кра новщик рыбного порта, это граф Ку- та’й'с'ов, герой оперетты Стрельникова «Холопка». ,.,«— Меня сам император баловал. Бывало, щечку -побреешь, спросишь: лодеколончиком освежить? А он. ми лостивец, как плюнет в лицо... Бало вал, чем мог. Государь нз собствен нейших августейших губ собственно ручно плевал. Ты понимаешь, что это значит? — Понимаю, ваше сиятельство. Это как нз сзященного писания: «И плюнул верблюд на Саула...». — Дурак! То верблюд, а то импе ратор... Да я сроду верблюда не брил...». < — Стоп! — режиссер поднял руку. — Давайте сначала. Не получается, Ю ра. Где блаженство, восторг? Ведь его' «сам император баловал»! Пони маешь?. Почувствовать это надо... А ты бубнишь что-то невразумитель ное... Репетиция продолжается шестой час, а Юрий все мучается над моно логом графа. Не получается, хоть плачь. Вторая, третья репетиция. Ре жиссер по-прежнему бросает свое ко роткое: «Не то!» — Мне уже по ночам зерблюды снятся, — говорил ему Юрий. — А м'онолог не получается. Как к нему подступиться — понятия не имею. Режиссер оставался неумолим: «Работай. Ищи». Юрий уходил с репе тиций недовольный собой. Торопливо шагал по ночному городу в порт. Сейчас начнется его смена. Кран уже ждет его. Сидя в кабине, он на время забывал и о режиссере, и о графе Кутайсове. И лишь когда встречались трудности, вроде той глыбы соли, Юрий снова вспоминал своего гра фа. «Тоже орешек. Но разгрызть его все-таки можно...». И «разгрыз». На последней репети ции перед премьерой режиссер ска зал: — Кажется, что-то получилось. Эти слова скупого на одобрение ре жиссера обрадовали. Есть люди, которые мечтают о сво ей профессии с детства. У Юрия все сложилось иначе. Его сверстники мечтали о покорении морских просто ров, о полетах на быстрокрылых ма шинах, Он в то время не задумывал ся над тем, кем станет. Частенько' заглядывая к отцу в порт, Юрий с любопытством посматривал, как швартуются и разгружаются корабли, как работают людн._ Это было нео бычно, интересно. Когда пришлось решать, куда идти работать, он по шел в порт. Так в Мурманском рыб ном порту появился новый кранов щик. Она не из легких, его профессия. Приходится работать и в проливной дождь, и в жгучие морозы. Но никто из товарищей ни разу не слышал, чтобы Юрий пожаловался на труд ности. Напротив, его веселые шутки, улыбка как бы передают нм частицу его неисчерпаемого запаса бодрости. Ну а театр? На уроке в школе мальчик стеснялся читать стихотворе ния. Волновался. И с удивлением ду мал, как это люди решаются высту пать перед большой аудиторией. В 1948 году мурманский школьник Юра Кузнецов поехал в Артек. В тот год отмечалось двадцатипятилетие лагеря. Все, кто там был. деятельно готовились к торжествам. Юре не хо телось остаться в стороне. Должен же он, в конце концов, побороть свою стеснительность. И вот под сводами зрительного зала зазвучала веселая песенка о рыболове, который «с утра сидит на озере». Двое мальчишек бод ро пели полюбившуюся им песню. Одним из этих мальчишек был Юра Кузнецов. А спустя год школьный приятель затащил его на занятия в кружок художественной самодеятельности. Там ставили отрывок нз «Молодой гвардии». Роль Стаховича играть ни кто не хотел. Еще бы! Кому этр пон равится играть роль пр^ателя. «Пусть новичок попробует...». «Проба» прошла успешно. Когда Юрий пришел в театральный коллектив Дворца культуры имени С. М. Кирова, он считал себя вполне подготовленным для сцены. Но на первой же репетиции выяснилось, что дикция у него не отработана, дер жать себя на сцене он не умеет. Предстоит долгая кропотливая рабо та. Ну что же, этого он не боялся. Едва успев переодеться после смены, Кузнецов спешил во Дворец культу ры. Порой смена не совпадала с часа ми репетиций. Просил товарищей подменить. Кое-кто ворчал: — Тоже мне артист. Сходил бы лучше в кино или на каток... В день премьеры Юрий дал това рищам пригласительные билеты — приходите на спектакль. А потом в порту ребята поздравляли его с первым большим успехом. — Ты у нас молодец. Юрка! Теперь Кузнецову не приходится просить товарищей поменяться с ним сменами. Они готовы подменить его в любое время. А когда идет спектакль с его участием, они обязательно си дят в зале. Играть Юрию приходится часто. В репертуаре народного музыкально драматического театра, артистом ко торого Юрий стал со дня его основа ния, немало пьес и оперетт. Почти во всех спектаклях—и музыкальных, и драматических — занят Кузнецов. Часто ему приходится работать сра зу над двумя—тремя ролями. Театру Юрий отдает почти все свободное время. Он и Всеволод Креминский — бессменные конфе рансье и на многих концертах. Интер медии, куплеты, покоряющие слуша телей своим юмором, они пишут сами. Вот и сейчас Юрий параллельно работает над двумя ролями в спек таклях и пишет интермедию к кон церту для моряков. — Как ты успеваешь. Юра? — по рой удивляются товарищи. Кузнецов улыбается. Как объяснить им, что театр стал необходимым для него. Что без театра Юрий не пред ставляет своей жизни. Это его вторая профессия, его призвание. К тому же, если знаешь, что твоя игра доставля ет удовольствие людям, повышает их настроение, а значит, помогает лучше трудиться,— это высшая награда за кропотливую, терпеливую работу, А. ТРИШИНА. Ю. КУЗНЕЦОВ на работе. ВОТ он сидит в гримерной на- родного театра. _______________________________
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz