История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

УВЛЕЧЕННОСТЬ Смолк грохот взрыва. Столб холи, поднятый вверх силой аммонита, медленно оседал на землю. На какое- то мгновение стало непривычно тихо. И вот уже появились люди, зарокота­ ли машины. Рабочий день на соляном складе Мурманского рыбного порта продолжался. Юрий на своем кране подъехал к вороху измельченной соли. Замелькал ковш. Вверх... Вниз... Вверх... Вниз... Шуршащие кристаллы заполняли ку­ зов стоявшей рядом машины. Уехала одна, другая... Ковш по-прежнему двигался вверх и вниз. _ Но что это? Послышался скрежет. Ковш наткнул­ ся на что-то твердое. Юрий выглянул из кабины. Огромная глыба не раз­ дробленной взрывом соли. Нужно что-то предпринимать. Она может в любую минуту обрушиться. Отъ­ ехать? Подождать? Ему никто ниче­ го не скажет — правила техники без­ опасности на его, Юрия, стороне. Но как можно спокойно стоять и чего-то ждать! Только бы не подвели цепи. Они уже износились, часто рвутся. Соеди­ нять их на морозе — одно мучение. Нужно зацепить глыбу и стащить ее вниз. Тогда можно спокойно рабо­ тать. Юрий развернул кран. Машина рванулась вперед. Глыба осталась на месте. А вот цепь... цепь порвалась. Вспоминая недобрым словом снаб­ женцев, которые до сих пор не поза­ ботились о новых цепях, Юрий устранил неполадку. Снова разворот машины, снова рывок и... снова ло­ пается цепь. Так продолжалось несколько раз. Наконец, злополучная глыба оказа­ лась в стороне. Й снова замелькал кран. Снова кузовы машин начали заполняться солью. ...Он сидит в кресле и смотрит на портрет императора Павла. Впрочем, это уже не он, Юрий Кузнецов, кра­ новщик рыбного порта, это граф Ку- та’й'с'ов, герой оперетты Стрельникова «Холопка». ,.,«— Меня сам император баловал. Бывало, щечку -побреешь, спросишь: лодеколончиком освежить? А он. ми­ лостивец, как плюнет в лицо... Бало­ вал, чем мог. Государь нз собствен­ нейших августейших губ собственно­ ручно плевал. Ты понимаешь, что это значит? — Понимаю, ваше сиятельство. Это как нз сзященного писания: «И плюнул верблюд на Саула...». — Дурак! То верблюд, а то импе­ ратор... Да я сроду верблюда не брил...». < — Стоп! — режиссер поднял руку. — Давайте сначала. Не получается, Ю ра. Где блаженство, восторг? Ведь его' «сам император баловал»! Пони­ маешь?. Почувствовать это надо... А ты бубнишь что-то невразумитель­ ное... Репетиция продолжается шестой час, а Юрий все мучается над моно­ логом графа. Не получается, хоть плачь. Вторая, третья репетиция. Ре­ жиссер по-прежнему бросает свое ко­ роткое: «Не то!» — Мне уже по ночам зерблюды снятся, — говорил ему Юрий. — А м'онолог не получается. Как к нему подступиться — понятия не имею. Режиссер оставался неумолим: «Работай. Ищи». Юрий уходил с репе­ тиций недовольный собой. Торопливо шагал по ночному городу в порт. Сейчас начнется его смена. Кран уже ждет его. Сидя в кабине, он на время забывал и о режиссере, и о графе Кутайсове. И лишь когда встречались трудности, вроде той глыбы соли, Юрий снова вспоминал своего гра­ фа. «Тоже орешек. Но разгрызть его все-таки можно...». И «разгрыз». На последней репети­ ции перед премьерой режиссер ска­ зал: — Кажется, что-то получилось. Эти слова скупого на одобрение ре­ жиссера обрадовали. Есть люди, которые мечтают о сво­ ей профессии с детства. У Юрия все сложилось иначе. Его сверстники мечтали о покорении морских просто­ ров, о полетах на быстрокрылых ма­ шинах, Он в то время не задумывал­ ся над тем, кем станет. Частенько' заглядывая к отцу в порт, Юрий с любопытством посматривал, как швартуются и разгружаются корабли, как работают людн._ Это было нео­ бычно, интересно. Когда пришлось решать, куда идти работать, он по­ шел в порт. Так в Мурманском рыб­ ном порту появился новый кранов­ щик. Она не из легких, его профессия. Приходится работать и в проливной дождь, и в жгучие морозы. Но никто из товарищей ни разу не слышал, чтобы Юрий пожаловался на труд­ ности. Напротив, его веселые шутки, улыбка как бы передают нм частицу его неисчерпаемого запаса бодрости. Ну а театр? На уроке в школе мальчик стеснялся читать стихотворе­ ния. Волновался. И с удивлением ду­ мал, как это люди решаются высту­ пать перед большой аудиторией. В 1948 году мурманский школьник Юра Кузнецов поехал в Артек. В тот год отмечалось двадцатипятилетие лагеря. Все, кто там был. деятельно готовились к торжествам. Юре не хо­ телось остаться в стороне. Должен же он, в конце концов, побороть свою стеснительность. И вот под сводами зрительного зала зазвучала веселая песенка о рыболове, который «с утра сидит на озере». Двое мальчишек бод­ ро пели полюбившуюся им песню. Одним из этих мальчишек был Юра Кузнецов. А спустя год школьный приятель затащил его на занятия в кружок художественной самодеятельности. Там ставили отрывок нз «Молодой гвардии». Роль Стаховича играть ни­ кто не хотел. Еще бы! Кому этр пон­ равится играть роль пр^ателя. «Пусть новичок попробует...». «Проба» прошла успешно. Когда Юрий пришел в театральный коллектив Дворца культуры имени С. М. Кирова, он считал себя вполне подготовленным для сцены. Но на первой же репетиции выяснилось, что дикция у него не отработана, дер­ жать себя на сцене он не умеет. Предстоит долгая кропотливая рабо­ та. Ну что же, этого он не боялся. Едва успев переодеться после смены, Кузнецов спешил во Дворец культу­ ры. Порой смена не совпадала с часа­ ми репетиций. Просил товарищей подменить. Кое-кто ворчал: — Тоже мне артист. Сходил бы лучше в кино или на каток... В день премьеры Юрий дал това­ рищам пригласительные билеты — приходите на спектакль. А потом в порту ребята поздравляли его с первым большим успехом. — Ты у нас молодец. Юрка! Теперь Кузнецову не приходится просить товарищей поменяться с ним сменами. Они готовы подменить его в любое время. А когда идет спектакль с его участием, они обязательно си­ дят в зале. Играть Юрию приходится часто. В репертуаре народного музыкально­ драматического театра, артистом ко­ торого Юрий стал со дня его основа­ ния, немало пьес и оперетт. Почти во всех спектаклях—и музыкальных, и драматических — занят Кузнецов. Часто ему приходится работать сра­ зу над двумя—тремя ролями. Театру Юрий отдает почти все свободное время. Он и Всеволод Креминский — бессменные конфе­ рансье и на многих концертах. Интер­ медии, куплеты, покоряющие слуша­ телей своим юмором, они пишут сами. Вот и сейчас Юрий параллельно работает над двумя ролями в спек­ таклях и пишет интермедию к кон­ церту для моряков. — Как ты успеваешь. Юра? — по­ рой удивляются товарищи. Кузнецов улыбается. Как объяснить им, что театр стал необходимым для него. Что без театра Юрий не пред­ ставляет своей жизни. Это его вторая профессия, его призвание. К тому же, если знаешь, что твоя игра доставля­ ет удовольствие людям, повышает их настроение, а значит, помогает лучше трудиться,— это высшая награда за кропотливую, терпеливую работу, А. ТРИШИНА. Ю. КУЗНЕЦОВ на работе. ВОТ он сидит в гримерной на- родного театра. _______________________________

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz