История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
В КОЛЛЕКТИВАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ Творческая удача Н а снимке: сцена из оперы «Пиковая дама» в постановке вокального коллектива Дома культуры им. С . М . Кирова. Фото Б . Бирина. ---------------------------------- Недавно в Доме культурыимени С. М. Кировамурманскому зрителю былипоказа ны фрагментыиз оперрусских композито ров, осуществленные вокальным коллекти вом Дома культуры (руководитель Б. С. Скорбах). Сцена «В корчме», показанная вокаль нымколлективом, является однимизярких отрывков оперы «Борис Годунов». Для об рисовки общего бытового фона этойсцены Мусоргскийиспользует рядрусских народ ных песен: «Песня шинкарки», «Как во городе было во Казани», «Как едет ён». РежиссерС.Сидоров совместно сБ. Скор бах удачно раскрыли идейно-музыкальный смысл отрывка. Исполнители сумели пере дать народный колорит сцены. Запоми- Когда Б. С. Скорбах предложила поста вить отрывок из первого акта оперы Чайковского «Пиковая дама», многим уча стникам вокальноюколлектива Дома куль турыимени С. М. Кирова это предложение казалось неосуществимым. Но руководитель знала, что делала. Преждечемвнести такоепредложение, она опытным глазом педагога окинула путь коллектива, оценила достоинства и недо статки каждого его участника. Всеговорило за то, что задуманное вполне осуществимо. В этом убеждал уже имеющийся неплохой опыт постановки отрывка из оперы Му соргского «Борис Годунов», а самоеглав ное— вокальные и сценические возможно сти кружковцев. Хорошими голосовыми данными обладает Валентин Упоров: его выразительпыйдра матический тенор, казалось, был создан для партии Германа.С труднойзадачей,— думала Бэлла Семеновна, — Валентину Упорову поможет справиться его способ ность чувствовать то, что он поет, умение передавать в пении характер героя. Под- стать Упорову была и ЕленаБебчук, обла дательница сильного приятногоголоса. Оба былидавнишнимиучастниками коллектива, страстными любителями пения. Такопределились и другие исполнители: Александра Расторгуева (Полина и графи ня), Генриетта Бертлинг (гувернантка), Вера Матыкина (горничная Маша), Нина Казакова (приживалкаграфини). Большое место в задуманном отрывке занимаютмас совые сцены. После распредления ролей началась кропотливая и напряженная работа. Бэлла Семеновна и режиссер Иван ИвановичПро- хонов сумели вселить исполнителям уве ренность в успехе задуманного, вселить в нихверу в свои силы. Но воплотить на сцене незабываемые образы классической оперы— дело трудное п сложное, поэтому наряду с радостью творческой удачи были и разочарования и сомнения. & --------------------- наются образы: шинкарки, монахов Варла- амаи Мисаила, самозванца. Вторая картина первого действия оперы Чайковского «Пиковая дама» поставлена режиссером Мурманскогообластного драма тическоготеатраП. П.Прохоновым. В этой картинеГерман и Лиза показаныкомпози торомособеноярко н впечатляюще. В третьем отделении с успехомвыступи ли солистывокальногоколлектива Г. Берг- линг, В. Тюрин,А. Зимина, Р. Муратова, В. Упоров и ксилофонистАбзаев; Хочется пожелать способному коллекти ву осуществить постановку оперного спек такля. Е. КО Р ЗОВА . Редактор музыкального вещания отдела радиоинформации. * Ходработынад отрывком освещался на страницахстеннойгазеты «Вокалист», не однократно раздавалась товарищеская кри тика со страниц сатирическогоприложения к стеннойгазете. II вот наступил, наконец, долгожданный момент— сдачакомиссии подготовленной работы. Задолго до начала показа отрывка собрались в этот вечер исполнители в До ме культуры. Предстоящий» просмотр вол новал и вместе с тем вызывал обычное в таких случаях чувство радости. Поэтому атмосфера за кулисамибыла приподнятой иторжественной. Но вот законченыпоследние приготовле ния. Все заняли свои места. Раздались звукичудесноймузыки Чайковского. Мед ленно раздвигается занавес. Взору присут ствующих открывается уголок богатого до ма старойграфини. Здесь собрались подру га Лизы. Онитанцуют, поютпесни..'.Однако общее веселье не захватывает Лизу,-ко торая печальна и грустна. Мрачные пред чувствия не дают ейпокоя. Не радует и состоявшаяся помолвка с князем Елец ким. Оставшись одна, она плачет. Проник новеннозвучат слова известнойарии «От куда эти слезы».Неожиданно появляется Герман. Бедныйофицер,полюбившийвнуч ку богатойграфини, он понимает, что же стокие законы света стоят на путиего глу бокого чувства к Лизе.Но любовь сильнее сословных преград аристократического об щества, и он пришел объясниться. • Валентин Упоров хорошо раскрываетду ховный мир своего героя. Не только его голос, но движения, жестыпередают силь ное чувство любви и душевные муки, вла деющие Германом. Захватывает в исполне нииУпорова арнозо «Прости, небесноесо зданье...». Главное, чтоопределяетхарактер отрыв ка, это слаженостьвсех его участников, чувство ансамбля. П . Ш АМ И Н .
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz