История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

Т ЕАТР начинается с га-р-*• ■децтоба. Вот плащ, свет­ лый, средней водонепроницае­ мости. Одно это говорит о со ­ циальном положении егс обла­ датели — студент... Так начинается опектакль «Сердце у меня одно», драма­ тическая поэма о наших ровес­ никах — людях в светлых пла­ щах. Свое произведение автор посвятил всем влюбленным и фантазерам, прописанным в на­ шей стране. Нал? уже довольно часто при­ ходилось видеть на сцене спек­ такли о нашем поколении. И нередко зритель замечал после этого: «Да, это о нас, но рас­ сказано человеком пожилым». Неудачи, которые постигали не­ которые спектакли, можно объ­ яснить именно тем (и это в пер­ вую очередь!), авторы их, часов работали над своими ро­ лями. Длительная работа над спек­ таклем до того, как он увидел свет рампы, объясняется слож­ ностью пьесы и многогранно- стью характеров его героев. Главный герой, студент и начи­ нающий поэт Олег Чубарев — это хартист» в жизни. Тонко передать такой характер на сцене — трудный орешек для любого наполнителя. Я помню, как вживался в героя мой од- .длились два года!). • Спешка при постановке (а артистов ежедневно торопила админи­ страция Дворца культуры им. С. М. Кирова: мол, скорее!) ска­ залась на спектакле. Тот, кто присутствовал на премьере, пойдя сейчас в театр, заметит, что постановка некоторых сцен сделана заново. Значит, спек­ такль до сих пор находится в процессе создания, а не просто шлифовки. Отрадно, что появилась, на­ конец, выброшенная ранее из спектакля массовая сцепа — студенты на целине. А ведь именно из-за того, что не было этого эпизода, спектакль во многом проигрывал. В этой сцене Полонский показывает, как встречают стихи начинаю- Остальные герои спектакля — фон для раскрытая цельной натуры Олега. Его друг Сергей — это вроде бы резонер, кото­ рый кемментирует характер и поступки главного героя. Музы­ кант—‘поклонник девушки Оле­ га -г-»представляет MiHp меща«-~ ства, резко противоположный миру Олега. Родители Чубаревы — крайняя противоположность своеаду сыну: -приспособленные к деньагам, они даже поэзию це­ нят на монету. Поэт старшего поколения Сильдннский — го­ же человек другой эпохи. Клас­ сика и героика — вот пафос стихов поэтов старшего поколе­ ния. А начинающий Чубарев? Он все о принцах да принцес­ сах... Борьбу двух мировоззрений что не поняв колорита и души на­ шего поколения, изображали молодежь надуманно и во мно­ гом не верно (возьмите, к при­ меру, опектакль «Нищий»). Автор драматической поэмы «Сердце у меня одно» Георгий Полонский — ровесник своих героев и тоже студент. Возраст автора, хорошее знание студен­ ческой жизни, безусловно, ска­ зались на произведении. Спек­ такль получился свежим и правдивым, несмотря на то, что форма его — поэма, а по­ эзия всегда требует условности, то бишь образного мышления. Этот опектакль впервые был поставлен студенческим теат­ ром Московского университета. Постановку осуществил извест­ ный режиссер Сергей Юткевич. Работа над спектаклем про­ должалась около двух лет. И з течение всего этого времени ар­ тисты ежедневно по нескольку Посвящается влюбленным и фантазерам нокурсник, игравший Олега. Он штудировал Станиславского, часто и сам в жизни становился похожим на своего- героя... Большую работу проводили •над постановкой голоса. Дело не только в том, что это были не профессиональные актеры. В пьесе много стихов, замеча­ тельных стихов. Для тего, что­ бы донести их до зрителя, на­ до уметь хорошо читать. Ис­ полнители работали над дик­ цией. По мнению многих зри­ телей, стихи звучали не хуже, чем было бы_это в исполнении профессиональных чтецов. И вот этот интересный спек­ такль появился на мурманской сцене. Поставил коллектив на­ родного театра (постановщик JI. Юренин). От первого про­ чтения пьесы до прбхмьеры про­ шло.:. три месяца (сравните —• в студенческом театре Москов­ ского университета репетиции щего поэта «массы» — его же •ровесники. Значительно улучшилась ир- pa Н. Харламова/исполняюще­ го роль Сергея, друга Олега Чубарева, «представителя ра­ бочего класса». Исчезла «опе- реточность», игра на зрителя. Герой стал немного серьезнее и искреннее. «Сердце у меня одно»... Это слова Олега. Они помогают зрителю понять героя и вообще всю пьесу. Да, у Олега только одно сердце — он никогда в жизни не окажется двурушни­ ком. О каждом человеке, о каждом факте у него свое, од­ но мнение. У Олега одна девушка, кото­ рую он любит, один друг, с ко­ торым он откровенен, как с са ­ мим собой, одна цель — писать хорошие стихи... И, вероятно, наполовину виновата его от­ кровенность в том, что стихи не печатаются, наполовину — мо* лодссть. Вот почему Олег очень рез­ кий. Олег Чубарев в исполнении В. Креминского похож на того, которого задумал автор, но только одной стороной. Олег «тот, что надо» получился в любви. Олег-поэт и Олег-друг Креминскому не удался. Здесь герой выглядит неопределен­ ным, по крайней мере, заявить «у меня одно сердце» в стихах и в дружбе Чубарев-Креминский уже не имеет права. Проигрывает Олег в чтении своих стихов. Невыразителен вступительный монолог —• об* ращение к зрителю с посвяще* нием. Тут Олег какой-то безли­ кий. А ведь именно уже в на- чале спектакля Креминоко-* му надо было охарактеризов*ать своего героя — «артиста» в жизни. Показать это и внешне и внутренне. Полонский решает в пользу молодого героя. Родители Оле­ га ловятся на воровстве. Му­ зыкант уходит от Ольги... У них было не одно сердце, а потому эти люди терпят неудачи. И з женских ролей хочется отметить Асю, удачно испол­ ненную В. III варцшнай дер. А вот остальные женские роли разочаровывают. А. Завьялова (Ольга) более или менее точно передает женственность, неж­ ность своей героини, а стихи в ее исполнении звучат совсем плохо. Стихи — зеркало Оле­ гова сердца — из-за невырази­ тельного чтения кажутся при­ ложением к спектаклю, в то время как они должны орга­ нически входить в сюжет дра­ матической поэмы. Старики — Чубарев — стар­ ший и «тетя Бразилия» — вы­ глядят на сцене намного мо­ ложе своего возраста. Это не­ досмотр гримера, который не сумел найти удачный грим для молодых исполнителей. Не хватает спектаклю и му­ зыкального сопровождения. Ритмичная музыка помогла бы более ярко подчеркнуть темп, колорит жиЭ)Ни героев нашего поколения. «Сердце у меня одно» — весьма интересное явление в современной драматургии. Тот, кто любит поэзию — не только стихи, но и поэзию будничной жизни — посмотрит этот спек­ такль с большим интересом. А. КАРАБАЧ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz