История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
Т ЕАТР начинается с га-р-*• ■децтоба. Вот плащ, свет лый, средней водонепроницае мости. Одно это говорит о со циальном положении егс обла датели — студент... Так начинается опектакль «Сердце у меня одно», драма тическая поэма о наших ровес никах — людях в светлых пла щах. Свое произведение автор посвятил всем влюбленным и фантазерам, прописанным в на шей стране. Нал? уже довольно часто при ходилось видеть на сцене спек такли о нашем поколении. И нередко зритель замечал после этого: «Да, это о нас, но рас сказано человеком пожилым». Неудачи, которые постигали не которые спектакли, можно объ яснить именно тем (и это в пер вую очередь!), авторы их, часов работали над своими ро лями. Длительная работа над спек таклем до того, как он увидел свет рампы, объясняется слож ностью пьесы и многогранно- стью характеров его героев. Главный герой, студент и начи нающий поэт Олег Чубарев — это хартист» в жизни. Тонко передать такой характер на сцене — трудный орешек для любого наполнителя. Я помню, как вживался в героя мой од- .длились два года!). • Спешка при постановке (а артистов ежедневно торопила админи страция Дворца культуры им. С. М. Кирова: мол, скорее!) ска залась на спектакле. Тот, кто присутствовал на премьере, пойдя сейчас в театр, заметит, что постановка некоторых сцен сделана заново. Значит, спек такль до сих пор находится в процессе создания, а не просто шлифовки. Отрадно, что появилась, на конец, выброшенная ранее из спектакля массовая сцепа — студенты на целине. А ведь именно из-за того, что не было этого эпизода, спектакль во многом проигрывал. В этой сцене Полонский показывает, как встречают стихи начинаю- Остальные герои спектакля — фон для раскрытая цельной натуры Олега. Его друг Сергей — это вроде бы резонер, кото рый кемментирует характер и поступки главного героя. Музы кант—‘поклонник девушки Оле га -г-»представляет MiHp меща«-~ ства, резко противоположный миру Олега. Родители Чубаревы — крайняя противоположность своеаду сыну: -приспособленные к деньагам, они даже поэзию це нят на монету. Поэт старшего поколения Сильдннский — го же человек другой эпохи. Клас сика и героика — вот пафос стихов поэтов старшего поколе ния. А начинающий Чубарев? Он все о принцах да принцес сах... Борьбу двух мировоззрений что не поняв колорита и души на шего поколения, изображали молодежь надуманно и во мно гом не верно (возьмите, к при меру, опектакль «Нищий»). Автор драматической поэмы «Сердце у меня одно» Георгий Полонский — ровесник своих героев и тоже студент. Возраст автора, хорошее знание студен ческой жизни, безусловно, ска зались на произведении. Спек такль получился свежим и правдивым, несмотря на то, что форма его — поэма, а по эзия всегда требует условности, то бишь образного мышления. Этот опектакль впервые был поставлен студенческим теат ром Московского университета. Постановку осуществил извест ный режиссер Сергей Юткевич. Работа над спектаклем про должалась около двух лет. И з течение всего этого времени ар тисты ежедневно по нескольку Посвящается влюбленным и фантазерам нокурсник, игравший Олега. Он штудировал Станиславского, часто и сам в жизни становился похожим на своего- героя... Большую работу проводили •над постановкой голоса. Дело не только в том, что это были не профессиональные актеры. В пьесе много стихов, замеча тельных стихов. Для тего, что бы донести их до зрителя, на до уметь хорошо читать. Ис полнители работали над дик цией. По мнению многих зри телей, стихи звучали не хуже, чем было бы_это в исполнении профессиональных чтецов. И вот этот интересный спек такль появился на мурманской сцене. Поставил коллектив на родного театра (постановщик JI. Юренин). От первого про чтения пьесы до прбхмьеры про шло.:. три месяца (сравните —• в студенческом театре Москов ского университета репетиции щего поэта «массы» — его же •ровесники. Значительно улучшилась ир- pa Н. Харламова/исполняюще го роль Сергея, друга Олега Чубарева, «представителя ра бочего класса». Исчезла «опе- реточность», игра на зрителя. Герой стал немного серьезнее и искреннее. «Сердце у меня одно»... Это слова Олега. Они помогают зрителю понять героя и вообще всю пьесу. Да, у Олега только одно сердце — он никогда в жизни не окажется двурушни ком. О каждом человеке, о каждом факте у него свое, од но мнение. У Олега одна девушка, кото рую он любит, один друг, с ко торым он откровенен, как с са мим собой, одна цель — писать хорошие стихи... И, вероятно, наполовину виновата его от кровенность в том, что стихи не печатаются, наполовину — мо* лодссть. Вот почему Олег очень рез кий. Олег Чубарев в исполнении В. Креминского похож на того, которого задумал автор, но только одной стороной. Олег «тот, что надо» получился в любви. Олег-поэт и Олег-друг Креминскому не удался. Здесь герой выглядит неопределен ным, по крайней мере, заявить «у меня одно сердце» в стихах и в дружбе Чубарев-Креминский уже не имеет права. Проигрывает Олег в чтении своих стихов. Невыразителен вступительный монолог —• об* ращение к зрителю с посвяще* нием. Тут Олег какой-то безли кий. А ведь именно уже в на- чале спектакля Креминоко-* му надо было охарактеризов*ать своего героя — «артиста» в жизни. Показать это и внешне и внутренне. Полонский решает в пользу молодого героя. Родители Оле га ловятся на воровстве. Му зыкант уходит от Ольги... У них было не одно сердце, а потому эти люди терпят неудачи. И з женских ролей хочется отметить Асю, удачно испол ненную В. III варцшнай дер. А вот остальные женские роли разочаровывают. А. Завьялова (Ольга) более или менее точно передает женственность, неж ность своей героини, а стихи в ее исполнении звучат совсем плохо. Стихи — зеркало Оле гова сердца — из-за невырази тельного чтения кажутся при ложением к спектаклю, в то время как они должны орга нически входить в сюжет дра матической поэмы. Старики — Чубарев — стар ший и «тетя Бразилия» — вы глядят на сцене намного мо ложе своего возраста. Это не досмотр гримера, который не сумел найти удачный грим для молодых исполнителей. Не хватает спектаклю и му зыкального сопровождения. Ритмичная музыка помогла бы более ярко подчеркнуть темп, колорит жиЭ)Ни героев нашего поколения. «Сердце у меня одно» — весьма интересное явление в современной драматургии. Тот, кто любит поэзию — не только стихи, но и поэзию будничной жизни — посмотрит этот спек такль с большим интересом. А. КАРАБАЧ,
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz