История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
К НОВОМУ РАСЦВЕТУ ТВОРЧЕСТВА! По мере сокращения времени н а ма териальное производство расширяются, воз можности для развития способностей, даро ваний, талантов в области производства, на уки, техники, литературы и искусства. Досуг людей будет все больше посвящаться обще ственной деятельности, культурному обще- >нию, умственному и физическому развитию, научно-техническому и художественному^твор- честву... Из Программы Коммунистической партии Советского Союза. ШКОЛАВОСПИТАНИЯ На XX II съезде партии отмечалось, что миллионы рабочих и крестьян сейчас не только пользуются богат ствами социалистического искусства и культуры, но и сами все в большей мере становятся активными созида- телями культурных ценностей. В стра не создано около 600 самодеятельных театров, это больше, чем число про фессиональных театров. Они явля ются настоящими школами воспита ния человека Мне хочется рассказать о нашем хореографическом коллективе, кото рый раньше существовал самостоя тельно. а теперь является важной частью большого коллектива народ ного театра при Дворце культуры имени С. М. Кирова. У нас занимаются люди разных специальностей — студенты, врачи, преподаватели, рабочие различных предприятий города. Например, по нескольку лет занимаются в коллек тиве радист Геннадий Бороздин, уче ница Галя Салмина, медсестра Алла Мкртычева, преподаватель Анджела Чернышева, строитель Анатолий Се менов. электрик Виктор Панков, мо ряк Анатолий Климаков. А в этом году к нам пришли новички^Это Вя чеслав Демнчсв, Алексей Дегтярев, Людмила Терехина, Тамара Илясова и другие. Всел их объединяет боль шая любовь к танцевальному искус ству. Мы работаем под руководством -ЭТО НАС- РАЗВИВАЕТ «Мы хотим сделать всех людей всесторонне развитыми. Какой еше класс, кроме рабочего класса, ка кая еще правящая партия, кроме коммунистической, ставила задачу развития способностей и дарований всех трудящихся? В культурном подъеме народа партия видит залог победоносного коммунистического строительства». Эти слова Н. С. Хрущева, кото рые он сказал в своем докладе на XX II съезде партии о Программе КПСС, особенно взволновали нас, участников народного театра. Ком мунистическая . партия уделяет большое внимание воспитанию но- ного человека. Своей работой в народном теат ре мы стремимся пропагандировать лучшие произведения советского искусства. А они, эти произведения, имеют огромное илейное и эмоцио нальное воздействие на людей, вос питывают наших тружеников в ду хе коммунизма. Занятия в кружках позволяют выявлять и развивать народные та ланты, дарования, служат источни ком обогащения и расцвета про фессионального искусства. Эта мысль подчеркивается в материалах XX II съезда партии. И все мы, ар тисты народного театра, хорошо по нимаем полезность и важность та кой общественной работы, А. КЛИМАКОВ, А. МКРТЫ- ЧЕВА, А. КУЗНЕЦОВА, А. ДЕГТЯРЕВ — участники народного театра. Как только кончается наш рабо чий день в рыбном порту, мы спе шим во Дворец культуры на репе тиции. Теперь даже не мыслим се бе жизни без нашего народного театра. Так уж привыкли к нему. Занятия в коллективе требуют серьезности, внимания, работы 'над собой. Еще глубже понимаешь пре красное в жизни искусства, учишь ся понимать образы, развивается хороший вкус. Словом, участие в народном театре очень полезно для нас. Хочется жить и трудиться по- коммунистически. В. МИХАЙЛОВ — электросвар щик, А. СЕРГЕЕВ — слесарь Мурманского рыбного порта. * * * В народный музыкально-драма тический театр я пришел недавно — два месяца назад. Но мне здесь сразу все очень понравилось. В новой оперетте «На нашем бе регу» мне поручили роль Кости. Это небольшая, но очень интерес ная роль. Я работаю над ней с ув лечением. В этом мне очень по могла режиссер А. Ф. Гедройа, которая никогда не отступится, по ка не добьется, чтобы сцена про шла хорошо. Сейчас у меня все вечера заняты: большую часть своего свободного времени провожу в театре — на блюдаю за работой других арти стов. сам учусь держаться на сие не, развиваю дикцию. Работая над ролью, приходится заглядывать в книги, многому учиться. И я не жалею о том, что все время занят. Передо мною открывается мир прекрасного. И это по-настоя щему увлекает. П. СЕМКОВ. Ученик 10 класса 34-й школы Мурманска, опытного балетмейстера Ариадны Ильиничны Орловой, которая отдала искусству более 30 лет своей жизни. Свои знания и богатый опыт она пе редает нам, не жалея ни времени, ни сил. Чаще всего к нам приходят люди, которые не умеют держаться, с пло хой походкой, подчас угловатые. Учатся. И на глазах преображаются: у них расправляются спины, меняет ся, становится легкой, упругой по ходка. Ребята и девушки становятся стройными, красивыми. Приятно по смотреть! Но не только внешние изменения к лучшему происходят с нашими тан цорами. Занятия хореографией за ставляют часто обращаться к книге, глубже знакомиться с искусством, с жизнью. В зале, где мы занимаемся, неред ко оформляем стенды о советском танцевальном искусстве. Иллюстра ции помогают нам совершенствовать свое исполнительское мастерство. Мы посещаем лекции университета куль туры, знакомимся с жизнью и твор чеством композиторов. Во время занятий в народном те атре чувствуем себя приобщенными к миру большого советского искус ства. Все это «месте взятое расширяет наш культурный кругозор, облагора живает, делает людей лучше, чище. Словом, люди растут духовно. Народ ный теетр является настоящей шко лой эстетического воспитания, дает зарядку для работы на производстве. Если раньше мы только танцевали, то с образованием народного театра положение изменилось. Наши соли сты и артисты балета в «Вольном ветре» учились петь, играли в мас совых спснах. В «Акулине» группа наших участников исполняла неболь шие роли, т. е. познакомилась уже с с драматическим искусством. А как интересно было работать над образом! До сих пор я с большим удовлетворением вспоминаю свою ра боту над ролью Акулины, дочери куз неца, в оперетте «Акулина» И. Ков нера. Выступает наш коллектив и с кон цертными номерами. Так, наши само деятельные артисты в составе кон цертных бригад совершили в этом го ду поездку по побережью, высту пали перед моряками в Северной Ат лантике. Группа наших танцоров трижды выезжала в Северную Нор вегию. В этом году нам после подведе ния итогов областного смотра худо жественной самодеятельности предо ставили возможность показать свои достижения москвичам. Коллектив выступил в столице по телевидению. Этот концерт смотрели не только мо сквичи, но и жители многих других городов, где смотрят передачи Цент ральной студии телевидения. Артисты народного театра — боль шие энтузиасты своего дела. Все свое свободное время, энергию, зна ния они отдают любимому искусству. А научившись, пропагандируют заме чательные произведения советских драматургов, русских и зарубежных классиков. В этом служении народу все мы видим наш общественный долг. Э. СОКОЛОВА. Инженер-экономнст Мурман ского арктического пароходст ва. ХОРОШИЙ I Н А С КОЛЛЕКТИВ — Перерыв! — объявляет режис сер. Многие члены театрального кол лектива Дворца спешат в буфет пе рекусить: почти все пришли на за нятия прям? г. работы. Пробираясь через зал, наполнен ный танцующими парами, замечаем знакомое лицо. Да это же член на шего коллектива Николай Харла мов. Танцует, 8 на репетиции не был! Тут же отчитываем его. Может быть, кое-кто подумает: мелочь! Нет, для нас это наруше ние наших традиций — надо акку ратно посещать репетиции. Вот и попало ему за это. Несколько лет назад его поведение не раз обсуж дали на собраниях-пятиминутках. И теперь его не узнать. Николай стал хорошим товарищем. Он и сле сарь хороший. Нынче окончил 10-й класс вечерней школы. Мечтает об институте. И мы верим, что он добьется сво его — поступит и в институт. Создавая на сцене образы лучших представителей советской молодежи, вживаясь в них, наши самодеятель ные артисты оставляют в себе ча стичку красивого, хорошего, благо родного от тех советских простых людей, которых они играют на сцене. Немало юношей ‘и девушек наше го коллектива сейчас занимается в вечерних школах, заочных институ тах, техникумах, у всех есть своя красивая мечта. И наши люди растут. Вот, напри мер, лаборантка Алла Митрофано ва. Года три — четыре назад было трудно поверить, что эта. тогда взбалмошная девчонка, страстно ув- леканшаяся танцами, несколько раз со слезами просившая нас не исклю чать ее из коллектива за срывы ре петиций, сможет стать хорошей ар тисткой самодеятельного коллектива. Сначала она участвовала в массовых сиенах. А потом создала образы Н а таши в пьесе «На дне» М. Горького, Лидочки в «Барабанщице» Салын ского, Нины в «Девочках-мальчи- ках» Малюгина, Тани в «Заводских ребятах» Шура. И не узнать теперь Аллу — она стала серьезной, вдум чивой. Сейчас наш коллектив работает над пьесой «Щедрый вечер» Блаже- ка. В ней раскрывается проблема «детей и отцов». И эта работа дает многое всем нашим артистам. Этот спектакль надо поставить в сжатые сроки. Серьезно работают наши старейшие товарищи С. Смыш ляев. который готовит роль отца; А. Завьялова, играющая роль Ганки; Г. Преловский и другие. Не отстают и новички Ю. Пронич- кнн, В. Пролетарский. А. Сафроно ва, В. Ломашевская, И. Андрианов и другие. Мы рады, что интерес к нашему театру с каждым годом растет. В от вет на решения XX II съезда КПСС мы готовы и впредь отдавать все силы нашему искусству, воспитывать молодежь на лучших спектаклях о нашей замечательной современности, о людях, строящих коммунизм. И. ПАШКИНА. Преподаватель школы № 23 Мурманска. За ними— будущее С коллективом музыкально-дра матическою театра Дворца куль туры им. С. М Кирова я встрети лась впервые два года назад, когда приехала поставить оперетту И. Дунаевского «Вольный ветер». Несмотря на то, что участники самодеятелонопи только еще зна комились с жанром оперетты, не смотря на сложный музыкальный и сценический материал, коллектив с честью справился с работой над этим спектаклем. И вот сейчас, вторично встретив шись с артистами народного теат ра. я с радостью отмечаю: за эти Два года они приобрели основатель- iiiiiiiiiiiii•iiiiiiiiiBiiSiiaiiiiiiiSaii■■*!!£■■Si»(ЕЕ*ЕЕЕЕЕБвЕЕЕЕБЕББ|ЕБЕЕЕБЕБЕЕЕБЕЕЕЕ ный сценический опыт, несомненен и творческий рост. Что можно сказать о работе над последней опереттой Блантера «На нашем берегу»? В пьесе рассказывается об ос воении Дальневосточного края мо лодыми стронтелями-комсомольца- ми. Тема, близкая и труженикам Заполярья. Многие исполнители — наши старые знакомые. Большинство — одаренная, способная молодежь с хорошими вокал»ными и сцениче скими данными. Эю , прежде всего, самодеятельны*^ артисты Банева, Мартынова. Супруненко, Кирсано ва, Сукнева, Андреев, Исакин, Ко тов и другие. jjj Трогает отношение и огромная g любовь к театру наших артистов, \\ которые с большим подъемом го- g товили спектакль в честь XX II g съезда партии. g Народные 1 еатры сейчас занима- g ют видное место в нашей жизни. О g дальнейшем их развитии говори- jj лось и на XX II съезде партии. Да, g ‘'этим театрам принадлежит буду- К Щ«*е. g В добрый пу;гь, самодеятельные артисты! g А. г е д р о и ц . !: Режиссер Московского театра g оперетты. ЕЕБЕБЕЕЕБББЕЕБЕБЕЕБЕББЕБЕЕББББЕЕЕББЕЕЕБЕЕЕЕЕа- Ещедо того, как я стала артисткой музыкально-драма тического народниго театра,я много слышала о работе этого кол- была на самом деле: Н О В И Ч К И лектива, молодого, но уже завое вавшего признаниемурманчан. Его спектакли «Свадьба в Малиновке», «Белая акация», «Вольныйветер» и «Акулина» пришлись по душе зри телям. Мысль попастьв народный театр занимала меня давно.И вотоднажды, поборов нерешительность, я зашла к музыкальному руководителю Б. С. Скорбах. Первыйвечер в театре стал незабываемымв моейжизни. Это бы ло именно то, чего мне такне хва тало последние гбды. И вот мы готовим новый спек такль «На нашем берегу». Времени в обрез. Играю роль Марии Петров ны, завхоза большойстройки. Мне хотелось, чтобы моя Мария Петровна была такой, какой она и энергичной, живой, духовно сильной, человеком, которыйпрошел большойи нелегкий жизненныйпуть. Даже втом, как она готовится к приезду девушек-ком- сомолок, чувствуются ее забота п стремление как можно теплее встре тить молодое пополнение. Но вместе со всей ее строгостью.и напускной придирчивостьюэто — простая, оба ятельная русская женщина. Такойя и постаралась создать свою героиню. Наш коллектив пополнился но вичками. На общем собрании расска залиим о жизни и работе коллекти ва театра. Они тоже принимают уча стие в новойоперетте. Для каждого из этих людей при общение к искусству является боль шим праздничнымсобытием. Не для славы многие пришлисюда.Импро сто хочется в мерусвоих сил и спо собностей нести в массы жизнера достное искусство советскогонаро да. Досуг наших людей все больше и больше посвящается общественной деятельности, культурному обще нию, умственному и физическому развитию, научно-техническому и художественному творчеству.А на родныйтеатр доступен каждому. Его полюбили, в немувидели своего дру га и помощника, который обогащает культуру, расширяет мир познания. Многое, конечно, зависит от нас, от исполнителей как главных, так и второстепенныхролей. Какмыработаличто мысделали — скажут наши зрители. и. КУ БАТИЕВА. Лаборантка ПИНРО. На снимках:- сцены из оперетты «На нашем берегу», поставленной народным йузыкально-драматнче- ским театром Дворца культуры имени С. М. Кирова. I. Роль на- чальника строительства на Даль нем Востоке Федора Григорьевича Савчука исполняет пенсионер Иван Сергеевич Брянский, роль бухгал тера Ельцова — парикмахер Семен Львович. 2. Роль машинистки Аси исполняет учительница Л. Супру- ненко. 3. Образ старшины Мальце- ва создал на сцене бетонщик пром- комбината треста «Мурманжнл- строй» Тимофей Котов. Рядом с ним на снимке вы видите техника радиоцентра арктического пароход ства Веру Баневу, которая испол- няет роль Симы. Фото Б. Вирнна. Хороший спектакль Я с интересом слежу за работой народного музыкально-драматиче ского театра при Мурманском Двор це культуры имени С. М. Кирова. Руководители .этого театра стремят ся сделать все. чтобы поднять рабо ту коллектива до настоящего боль шого искусства. Недавно мне довелось познако миться с последней работой самодея тельных артистов — спектаклем «На нашем берегу». Нужно сказать, что коллектив хо рошо справился со своей задачей — создал яркий жизнерадостный спек такль. " .v Но не все в спектакле удовлетво ряет. Недостаточно отработаны неко торые сиены, танцы, иногда чувст вуется слабая сыгранность оркестра. Думается, что все это будет в даль нейшем преодолено. Общий же успех в работе народного театра очевиден. Таким театрам, как говорится в Про грамме КПСС, в нашей стране от крыта широкая дорога. В. ДЕННИКОВ. Радист радиоцентра тралового флота. 5 НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ На снимке: сцена из первого дей ствия оперетты «На нашем берегу» — спектакля народного музыкаль но-драматического театра Дворца культуры имени С. М. Кирова. Фото Б, Вирнна. До позднего вечера в репетицион ных комнатах Дворца культуры имени С. М. Кирова в Мурманске го рит свет. Разучиваются роли, соль ные партии, танцы, занимается хор— самодеятельные артисты народного музыкально-драматического театра готовят новый спектакль. Они стре мятся порадовать мурманчан свои ми достижениями в искусстве... И самодеятельные театры, н уни верситеты культуры — все это но вые и очень характерные явления нашего времени. Об их высокой ро ли в воспитании коммунистически со знательных людей говорили многие делегаты XX II съезда КПСС Миллионы простых тружеников ныне не только пользуются всеми бо гатствами социалистического искус ства н культуры, но и сами все в большей мере становятся активными участниками созидания культурных ценностей. «В условиях перехода к коммуниз му, — говорится в новой Программе КПСС, — творческая деятельность во всех областях культуры становит ся особенно плодотворной и доступ ной для всех членов общества». Са модеятельные театры создаются не решением, участники коллектива са ми серьезной, творческой работой завоевывают право носить это по четное, ответственное^ звание. При мером этого является народный те атр Мурманска. С коллективом театра мурманские зрители знакомы уже давно. Собы тиями культурной жизни были спек такли драматического коллектива дворца: «Вей, ветерок!» Я. Райннса, «Овечий источник» Лопе де Вега, по казанный также и в Москве, «Юность отцов» Б. Горбатова и дру гие. Интересными были постановки отрывков из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Паяцы» Р. Леонковалло, А несколько позже была поставле на первая оперетта «Вольный ветер» И. Дунаевского. После этого парал лельно стали готовиться и драмати ческие, и музыкальные спектакли. И теперь трудно определить при надлежность участников к тому или иному коллективу. Самодеятельные НАШЕЙ ЖИЗНИ артисты драматического коллектива учатся петь и танцевать, участвуют в музыкальных спектаклях, а соли сты учатся драматическому мастер ству и занимаются хореографией в танцевальном коллективе. Все они фактически составляют один большой самодеятельный ческий коллектив, который ведет многостороннюю культурную работу в Мурманске и в области. Солистов театра знают рыбаки-колхозники Мурманского побережья. Выступали они н перед моряками на промысле в море. Исполнительское мастерство их поднялось настолько, что рыбаки Северной Норвегии, перед которыми выступали наши самодеятельные ар тисты, никак не хотели поверить, что к ним приехали непрофессиональ ные артисты. _ Успех пришел не сам собой. По требовалось немало времени для то го, чтобы сплотить всех участников в один большой коллектив, привить нм навыки актерского и вокального мастерства, научить любить искусст во и понимать его высокие задачи в воспитании людей. Многие годы работают в театре учительница И. Пашкина, журна лист М. Дубннцкий, медсестра 3. Малькова, крановщик Ю . Кузне цов, инженер Н. Исакин н другие. Некоторые, получив хорошую под готовку на самодеятельной сцене Дворца культуры, стали профессио нальными артистами: окончили те атральные училища Белла Мень н Ирина Вознесенская, заканчивает факультет оперетты театрального института Нина Пашениеза, Виктор Охремчук и Лилия Зрштадт поют в ансамбле каспийских рыбаков «Мо ряна», Михаил Новиков — в Госу дарственном Северном хоре. Каждый участник рассказывает о том многом хорошем, что он полу чает в коллективе театра, о своем культурном росте и заинтересован ности, и никто не жалуется на уста лость, на большую занятость, Василий Михайлов, электросвар щик рыбного порта, ударник комму нистического труда — старейший член хорового коллектива. Он уверя ет, что занятия в коллективе театра полезны и для работы — они при бавляют бодрости. Бетонщик Тимофей Котов — со лист музыкального театра. Он?успе вает хорошо работать на производст ве, учится одновременно в девятом классе вечерней школы и в заочном строительном техникуме. Он говорит, что ценит свою занятость и успевает делать все. Разве это не является свидетельст вом всестороннего развития советско го человека, которому такое огромное внимание уделено в новой Програм ме партии? Основная задача форми рования человека нового коммунисти ческого общества — его всестороннее, гармоническое развитие. Отрадно, что члены коллектива не считают участие в работе театра про сто «культурным проведением досу га». С первых же дней коллектив пра вильно понял н определил свою зада чу — профессионально решать серь езные творческие проблемы. Помимо* репетиций, самодеятель ные артисты регулярно посещают концерты, спектакли профессиональ ных театров, занятия университета культуры. Бывают встречи с такими мастерами, как народный артист СССР М. Д. Михайлов. Хорошо помогает режиссер Мо сковского театра оперетты Анна Фе доровна Гедройц. Под ее руководст вом ставилась оперетта «Вольный ве тер», которая очень понравилась зри телям. При ее активном участии на днях поставлена новая оперетта «На4 нашем берегу» М. Блантера. Успехи театра говорят о том, что преобразование самодеятельных кол лективов Дворца в народный театр вполне закономерно и оправдано. H q сейчар хочется говорить не только об успехах, но и о задачах, еще не решенных театром. В Программе КПСС говорится о дальнейшем развитии художествен ной самодеятель ности. А народные театры являются высшей формой художествен н о й самодеятел ь н о- стн, и перед ними сейчас ставятся задачи еще более значительные, чем раньше. Вместе с профессиональными теат рами народные театры, а их в стра не сейчас больше, чем профессио нальных, призваны воспитывать в советском человеке качества строите ля нового мира, служить делу худо жественного и нравственного разви тия людей. , Чтобы справиться с новыми боль шими задачами, коллективу нашего народного театра необходимо пра вильно организовать свою работу. Особого внимания требуют вопро сы воспитания. Большая ответственность в этом деле ложится на руководителей кол лектива. Руководитель самодеятель ного народного театра должен быть прежде всего педагогом, строгим и чутким воспитателем. Ведь руководитель самодеятельно го театра имеет дело с людьми раз личного уровня образования и куль туры, жизненного опыта, Они по- разному относятся н к искусству. Причем в театре постоянный при ток новых людей, н с ними надо ве сти воспитательную работу. Опыт такого рода уже имеется. Но за последнее время воспитатель ная работа в театре несколько запу щена. Обыкновенным явлением стали опоздания на репетиции. Есть слу чаи пьянки, зазнайства некоторых солистов, что совершенно не совме стимо с почетным званием самодея тельного артиста. Редко выходит стенгазета. Дневник ведется равно душно, сухо. Такое положение объясняется в какой-то мере тем, что в драмати ческом коллективе, например, нет постоянного руководителя, спектак ли готовятся в спешке. А спешка в работе мешает решать и задачу вос питания в каждом исполнителе акте ра. имеющего профессиональную подготовку. Одних репетиций для профессио нальной подготовки исполнителей не достаточно. Параллельно следует вводить специальные занятия по ак терскому мастерству, вокалу, бале ту, технике речи и т. д. Мало еще уделяется внимания вос питанию у исполнителей творческо го отношения к своей актерской ра боте. Большинство их только выпол няет волю режиссера (профессиона ла), не стремясь осмыслить до кон ца свою роль. Опыт многих народных театров страны показывает, что пробуждать у исполнителей самостоятельность лучше всего анализом пьесы и ро лей. Этот опыт следовало бы пере нять и нашему театру. У театра была удачная попытка творческой работы коллектива. Опе ретта «Белая акация» поставлена не профессионалом-режиссером, а ре жиссерским советом из участников (Дубницкого, Афанасьевой, Кремин- ского. Кузнецова и других). Значит, могут быть не только самодеятель ные артисты, но и самодеятельные режиссеры. Народный театр должен быть по- настоящему самодеятельным. Наря ду с актерами, режиссерами коллек тив должен воспитывать самодея тельных постановщиков, осветите лей, гримеров, костюмеров, вплоть до администраторов. Народный театр нуждается еще в большой помощи со стороны адми нистрации Дворца культуры ’и про фессионального театра. Актеры об ластного драмтеатра должны стать' друзьями, активными и заинтересо ванными помощниками самодеятель ного театра. Время и жизнь требуют объеди ненных усилий профессионального и самодеятельных театров в большом и важном деле воспитания, о чем убедительно говорится в документах XX II съезда КПСС. Т. КАМЕНЕВА. Член внештатного отдела «Ли тература и искусство» редак ции «Полярной правды». п о п я г и а я ПРАВДА 18 ноября 1961. U Артисты народного театра воодушевлены, решениями XXII съезда КПСС
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz