История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ До позднего вечера в репетицион ных комнатах Дворца культуры имени С. М. Кирова в Мурманске го рит свет. Разучиваются роли, соль ные партии, танцы, занимается хор— самодеятельные артисты народного музыкально-драматического театра готовят новый спектакль. Они стре мятся порадовать мурманчан свои ми достижениями в искусстве.., И самодеятельные театры, и уни верситеты культуры — все это но вые и очень характерные явления нашего времени. Об их высокой ро ли в воспитании коммунистически со знательных людей говорили многие делегаты X X II съезда КПСС Миллионы простых тружеников ныне не только пользуются всеми бо гатствами социалистического искус ства и культуры, но и сами все в большей мере становятся активными участниками созидания культурных ценностей. «В условиях перехода к коммуниз му, — говорится в новой Программе КПСС, — творческая деятельность во всех областях культуры становит ся особенно плодотворной и доступ ной для всех членов общества». Са модеятельные театры создаются не решением, участники коллектива са ми серьезной, творческой работой завоевывают право носить это по четное, ответственное^ звание. При мером этого является народный те атр Мурманска. С коллективом театра мурманские зрители знакомы уже давно. Собы тиями культурной жизни были спек такли драматического коллектива дворца: «Вей, ветерок!» Я. Райниса, «Овечий источник» Лопе де Вега, по казанный также и в Москве, «Юность отцов» Б. Горбатова и дру гие. Интересными были постановки отрывков из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Паяцы» Р. Леонковалло, А несколько позже была поставле на первая оперетта «Вольный ветер» И. Дунаевского. После этого парал лельно стали готовиться и драмати ческие, и музыкальные спектакли. И теперь трудно определить при надлежность участников к тому или иному коллективу. Самодеятельные НАШЕЙ ЖИЗНИ артисты драматического коллектива учатся петь и танцевать, участвуют в музыкальных спектаклях, а соли сты учатся драматическому мастер ству и занимаются хореографией в танцевальном коллективе. Все они фактически составляют один большой самодеятельный твор ческий коллектив, который ведет многостороннюю культурную работу в Мурманске и в области. Солистов театра знают рыбаки-колхозники Мурманского побережья. Выступали они и перед моряками на промысле в море. Исполнительское мастерство их поднялось настолько, что рыбаки Северной Норвегии, перед которыми выступали наши самодеятельные ар тисты, никак не хотели поверить, что к ним приехали непрофессиональ ные артисты. Успех пришел не сам собой. П о требовалось немало времени для то го, чтобы сплотить всех участников в один большой коллектив, привить им навыки актерского и вокального мастерства, научить любить искусст во и понимать его дысокне задачи в воспитании людей. Многие годы работают в театре учительница И. Пашкина, журна лист М. Дубницкий, медсестра 3. Малькова, крановщик Ю« Кузне цов, инженер Н . Исакин и другие. Некоторые, получив хорошую под готовку на самодеятельной сцене Дворца культуры, стали профессио нальными артистами: окончили те атральные училища Белла Мень и Ирина Вознесенская, заканчивает факультет оперетты театрального института Нина Пашеннеза, Виктор Охремчук и Лилия Зрштадт поют в ансамбле каспийских рыбаков «Мо ряна», Михаил Новиков — в Госу дарственном Северном хоре. Каждый участник рассказывает о том многом хорошем, что он полу чает в коллективе театра, о своем культурном росте и заинтересован ности, и никто не жалуется на уста лости на большую занятость* Василий Михайлов, электросвар щик рыбного порта, ударник комму нистического труда — старейший член хорового коллектива. Он уверя ет, что занятия в коллективе театра полезны и для работы — они при бавляют бодрости. Бетонщик Тимофей Котов — со лист музыкального театра. Он f успе вает хорошо работать на производст ве, учится одновременно в девятом классе вечерней школы и в заочном строительном техникуме. Он говорит, что ценит свою занятость и успевает делать все. Разве это не является свидетельст вом всестороннего развития советско го человека, которому такое огромное внимание уделено в новой Програм ме партии?. Основная задача форми рования человека нового коммунисти ческого общества — его всестороннее, гармоническое развитие. Отрадно, что члены коллектива не считают участие в работе театра про сто «культурным проведением досу га». С первых же дней коллектив пра вильно понял и определил свою зада чу — профессионально решать серь езные творческие проблемы. Помимо' репетиций, самодеятель ные артисты регулярно посещают концерты, спектакли профессиональ ных театров, занятия университета культуры. Бывают встречи с такими мастерами, как народный артист СССР М. Д. Михайлов. Хорошо помогает режиссер Мо сковского театра оперетты Анна Фе доровна Гедройц. Под ее руководст вом ставилась оперетта «Вольный ве тер», которая очень понравилась зри телям. При ее активном участии на днях поставлена новая оперетта «На4 нашем берегу» М. Блантера. Успехи театра говорят о том, что преобразование самодеятельных кол лективов Дворца в народный телтр вполне закономерно и оправдано. Hq сейчар хочется говорить не только об успехах, но и о задачах, еще не решенных театром. В Программе КПСС говорится о дальнейшем развитии художествен ной самодеятель ности. А народные театры являются высшей формой художествен н о й самодеятел ь н о- сти, и перед ними сейчас ставятся задачи еще более значительные, чем раньше. Вместе с профессиональными теат рами народные театры, а их в стра не сейчас больше, чем профессио нальных, призваны воспитывать в советском человеке качества строите ля нового мира, служить делу худо жественного и нравственного разви тия людей. Чтобы справиться с новыми боль шими задачами, коллективу нашего народного театра необходимо пра вильно организовать свою работу. Особого внимания требуют вопро сы воспитания. Большая ответственность в этом деле ложится на- руководителей кол лектива. Руководитель самодеятель ного народного театра должен быть прежде всего педагогом, строгим и чутким воспитателем. Ведь руководитель самодеятельно го театра имеет дело с людьми раз личного уровня образования и куль туры, жизненного опыта, Они по- разному относятся и к искусству. Причем в театре постоянный при ток новых людей, и с ними надо ве сти воспитательную работу. Опыт такого рода уже имеется. Но за последнее время воспитатель ная работа в театре несколько запу щена. Обыкновенным явлением стали опоздания на репетиции. Есть слу чаи пьянки, зазнайства некоторых солистов, что совершенно не совме стимо с почетным званием самодея тельного артиста. Редко выходит стенгазета. Дневник ведется равно душно, сухо. Такое положение объясняется в какой-то мере тем, что в драмати ческом коллективе, например, нет постоянного руководителя, спектак ли готовятся в спешке. . А спешка в работе мешает«решать и задачу вос питания в каждом исполнителе акте ра. имеющего профессиональную подготовку. Одних рецепций для профессии нальной подготовки исполнителейне достаточно. Параллельно следует вводить специальные занятия по ак терскому мастерству, вокалу, бале ту, технике речи и т. д. Мало еще уделяется внимания вос питанию у исполнителей творческо го отношения к своей актерской ра боте. Большинство их только выпол няет волю режиссера (профессиона ла), не стремясь осмыслить до кон ца свою роль. Опыт многих народных театров страны показывает, что пробуждать у исполнителей самостоятельность лучше всего анализом пьесы и ро лей. Эют опыт следовало бы пере нять и нашему театру. У театра была удачная попытка творческой работы коллектива. Опе ретта «Белая акация» поставлена не профессионалом-режиссером, а ре жиссерским советом из участников (Дубницкого, Афанасьевой, Кремин- ского. Кузнецова и других). Значит, могут быть не только самодеятель ные артисты, но и самодеятельные режиссеры. Народный театр должен быть по- настоящему самодеятельным. Наря ду с актерами, режиссерами коллек тив должен воспитывать самодея тельных постановщиков, осветите лей, гримеров, костюмеров, вплоть до администраторов. Народный театр нуждается еще в большой помощи со стороны адми нистрации Дворца культуры #и про фессионального театра. Актеры об ластного драмтеатра должны стать друзьями, активными и заинтересо ванными помощниками самодеятель ного театра. Время и жизнь требуют объеди ненных усилий профессионального и самодеятельных театров в большом и важном деле воспитания, о чем убедительно говорится в документах XX II съезда КПСС. Т. КАМЕНЕВА. Член внештатного отдела «Ли тература и искусство» редак ции «Полярной правды». п е л я р и а я П Р А В Д А СТР 3 18 ноября 1961 г.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz