История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
НА КЛУБНОЙ с ц е н е „ВЕЙ, ВЕТЕРОК!" . Драматический коллектив Мурманского Дома культуры имени С. М. Кирова осуще ствил постановку пьесы латышского на родного поэтаЯна Райниса «Вей, вете рок!», которая была написана им в 1913 году в эмиграции. В ее основу положена народная латышская песнятогоже назва ния о беднойсироте и злойковарноймаче хе, переработанная Райнисом в обаятель ную лирпкодраматическую пьесу. Главноев пьесе — судьба девушки-си поты Барбы. Барба живет мечтойо. прек расной и счастливой жизни. Она чиста и благородна, ейчужды нравы общества, которое ее окружает. Мечта Барбы оли цетворяет собою мечту латышского наро да, более семисотлет находившегося под гнетом немецких баронов, твердо веривше го в свое прекрасное будущее, в свое сча стье. Это счастье латышский народ обрел лишь в многонациональной семье совет ского народа. Сюжет пьесы, заключающий в себе большую тему — мечту народа о свобод нойродине, прост и понятен. Молодой Улдыс приплывает по бурной Даугавев богатуюусадьбу сватать дочь хозяйки Зану. Но, встретивблагороднуютрудолюби вую и непокорную Барбу — приемную дочь хозяйки, решает жениться на ней. Мать п ее родные дочери стараются всеми силами унизить Барбу, опозорить ее, принуждают отказаться от Улдыса,кото рого она полюбила. Измученная и оскорбленная девушка-сиротка, сохранив чистоту своей душп, пе склонившись пе ред своимижестокими мучителями, бро сается в Даугаву. Гибелью она утверждает свою победу, свое право на счастливую прекрасную жизнь. П напрасно торжест вуютмать и дочери. Улдыс остается ве рен Барбе. Уже сам выбор пьесы «Вей, ветерок!» для постановки свидетельствует о творче ском росте самодеятельного коллектива. Его не остановили трудности работы над На снимке: сцена из 3-го действия ке самодеятельного драматического ры имени С . М. Кирова. Барба — науч архива Е. Ипатова. Улдыс — техник ☆ спектакля «Вей, ветерок!» в постанов- коллектива Мурманского Дома культу- ный сотрудник Мурманского областного Мурманского радиоцентра К. Петров. Фото Б . Бирина. ☆ этим произведением, написанным сти хами. Для того,чтобыглубже понятьзамысел, воплощенный в замечательном произведе нииЯна Райниса, и представить картину быта, нарисованную в нем, участники драматического к ллектива прослушали беседы о жизни п деятельности великого латышского поэта, лекцию по 'истории Латвии,посмотрели кинофильм, посвя щенный Райнису. Стремясь правильнее передать нацио нальный характер пьесы, самодеятельный коллектив установил связь с Рижским дра- матпческпм театром, который оказал уча стникамхудожественной самодеятельности большую помощь,прислав им, в частно сти,эскизы костюмов. Кропотливая и вдумчиваяработа была проведена кружковцами по изучению текста— пьеса несколько раз перечиты валась, исполнители ролей вникалив смысл каждого слова стиха. В результатетворческий коллектив су мел показать полноценныйв художествен ном отношении спектакль, который тепло встреченмурманским зрителем. Достоин ствопостановки состоит прежде всегов том, что коллектив, возглавляемый худо жественным руководителем Н. А. Яковле вой, нашелвыразительные средствадля «раскрытия главной идеи спектакля. Не смотря на трагическую развязку, весь спектакль проникнут оптимизмом, верой в счастье народа. Участники художественой самодея тельности правильно поступили, поставив так спектакль, чтов немне оказалось вто ростепенных ролейи незначительных де талей. Раскрытию направленности спектакля способствуюттакже музыкальное оформле ние (оркестр под управлениемА. Е. Бара нова хор, руководимый М. А. Нечай), и хорошо поставленные массовые сцены. Не видно на сценехористов и музыкантов, не указаны в программеимена участников массовых сцен, танцев, но всеэто занима ет в спектакле немаловажную роль,пред ставляя осповного героя — свободолюби выйлатышский народ, которому посвятил все свое творчествоавтор пьесы. Пз участников художественой само деятельности, запятых в спектакле,особо го внимания заслуживает Е. Ипатова — сотрудница областного архива. Барба в ис полнени Е. Ипатовой— этообаятельная гордая девушка, наделенная душевной красотой п благородством. Ипатова умеет передать своей игрой сердечностьи доб роту’ Барбы, ее трогательнуюзаботу о та ком же обездоленном, как и она сама, па стухе Гатыне, ее привязанность к батрач ке Орте. В тоже время Барба показана исполни тельницей человеком сильной воли, спо собной на самоотверженыепоступки. Простыми, выразительными средствами раскрывает Е. Ипатова сложный внут ренний мир своей героини. ВотБарба встречается у сломанной ёлки с Гатынем. Он предлагаетейбежать,'но она не может дать ему на это согласия. Зритель видит тяжелые переживания Барбы, которая сначала еще не знает, как ей поступить. Совсемло-иному показываетИпатова Бар був тотмомент, когдаона уже приняларе шение. Барба, уверенная в своейправоте, спокойно умеет защититьсебя и вступает в неравныйбойсо своимиврагами. Творческой удачи достиг радиотехник К. Петров в роли Улдыса. Просто и убе дительно он рисует увлекающегося, поры вистого, смелого молодого даугавца.К. Пет ров находит нужные жесты и пнтонацшг, характеризующие Улдыса, свободно и непринужденно держитсебя на сцене. Запоминаются в ролях Заны телеграфи стка М. Петрова, Анды—учащаяся педучи лищаЛ. Корякова, Дыдзнса — слесаре Ф. Каримов. Но не все одинаково хорошо в спек такле. Хотелосьбы, чтобыисползштсльшз- ца роли матери бухгалтер. М. Вельская нашла более выразительные средства для того,чтобы показать деспотический ха рактер самодурки. В финале спектакля М. Вельская правильно трактует свою роль, но в первомакте ейне удалосьдо статочно ярко, раскрыть черты характера коварнойзлоймачехи. Некоторое однообразие чувствуется в игре инженера А. Ардаткина, хотя в це лом оннеплохо справился с ролью Гатыня. События, о которых рассказывается в пьесе, волную^ зрителя, и он забывает, что перед ним выступают участники са модеятельного коллектива — связисты, слесари, инженер, медсестра, а не профес сионалы-артисты. В заключение хочется отметить пре красные декорации, сделанные художни ком В. Н. Хондажевскпм, и пожелать са модеятельному коллективу новыхтворче ских успехов. Т. КАМЕНЕВА . . А . ЕРМ ОЛ О В .
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz