История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

(Ршитмшшт fmfome, mmmfm, щж&щш... Наш народный театр Народный музыкальнс-драма­ тический театр, созданный при Мурманском Доме культуры име­ ни С. М. Кирова год назад, зна­ чительно вырос. Сейчас у нас занимается свы­ ше ста человек. Это — люди различных профессий, возрастов. Не всех их объединяет горячая любовь- к искусству. За год наш коллектив сумел поставить на сцене ряд сложных и интересных спектаклей. Много пришлось поработать во время репетиций при подготовке музыкальной комедии «Акулина». У нас выпускались специальные газеты, фотовитрины, где рас­ сказывалось о подготовке спек­ такля. Участники прослуш&ли бе­ седу преподавателя педагогиче­ ского института о творчестве А. С. Пушкина, лекцию-беседу «О творчестве актера». Следует отметить активную pdOoTy наших руководителей Ь. С. Скорбах и А. И. Орловой, которые уделяют много внимания участникам народного театра. Самодеятельные артисты те­ атра часто дают концерты для населения. Так, к столетию со дня рождения А. П. Чехова дра­ матический коллектив показал мурманчанам специальную про­ грамму. В нее вошли: «Юбилей», «Хирургия», «Злой мальчик» и другие произведения великого русского писателя. Исполнители этой программы — машинист сцены Дома культуры имени С. М. Кирова Н. Королев, мон­ тажник В. Креминский, кранов- шик Ю. Кузнецов, учительница И. Пашкина и другие участники завоевали в конкурсе первенство. Почти полтора месяца находи­ лась в мопе агитбригада Дома культуры имени С. М. Кирова. В ее составе были участники народ­ ного театра продавщица Валты- шева, электрик Панков, слесарь Ерихинский, повар Богданова и другие. Коллектив театра показал зри­ телям одноактную сатирическую комедию «Слушается дело о раз­ воде». Пьеса была подготовлена, как иллюстрация к беседе на те­ му о любви, дружбе и делах се­ мейных. И где бы ни выступали члены этого коллектива — юрист Б. Венгеров, помощник режиссе­ ра комитета по радиоинформа­ ции и телевидению Л . Венгеро­ ва, механик Г. Преловский, учи­ тельница И. Пашкина — они вез­ де находили теплый прием мур­ манских зрителей. Народный театр стремится ид­ ти в ногу со временем. Сейчас мы создаем свои репертуар о моло­ дом современнике наших дней. ...Сданы последние выпускные экзамены. Скоро расставание со школой. Грустят ребята. И тут возникает идея: всем классом На снимке: сцена из музыкальной комедии «Акулнна» а постановке музыкально-драматического народного- поехать на стройку на Дальний Восток. Так завязывается сюжет спектакля «Девочки — мальчи­ ки». Его сейчас готовит драмати­ ческий коллектив народного те­ атра. Народные театры — явление новое в культурной жизни на­ шей страны. Они представляют собой высшую форму художест­ венной самодеятельности. Им принадлежит будущее. Нашему народному театру нужно окалывать больше помощи, чем мы получаем ее сейчас. Н а­ пример, нам необходимы советы, а иногда и непосредственное уча­ стие ведущих актеров и режис­ серов областного театра. Мы про­ сим руководителей Мурманского отделения Всероссийского теат­ рального общества организовать у нас занятия по эстетике, мас­ терству актера, по гриму, истории театра. Почему бы нашим театрам — областному и театру Северного флота — по примеру некоторых московских театров не передать нам безвозмездно ненужные ко­ стюмы и предметы бутафории? Мы сумели бы продлить их ис­ пользование. Нам нужен свой оркестр. Ю. ТУРОВСКИЙ. Главный режиссер Мур- народного те- театра. майского атра. И о в ы й В. БАНЕВ П. МАЛЬКО] лях Лизы и 1 комедии «Ак; спектакль ПЕРЕТТЫ «Вольный ветер» ” и «Белая акация» И. Дунаев­ ского, пьеса М. Горького' «На дне», драма А. Салынского «Ба­ рабанщица»... Вслед за этими произведения­ ми народный музыкально-драма­ тический театр Дома культуры имени С. М. Кирова недавно по­ ставил на сиене музыкальную комедию «Акулнна». И эта новая работа молодежного коллектива тепло встречена мурманчанами. «Акулнна» (пьеса и стихи Н. Адуева, музыка И. Ковнера) поставлена по мотивам повести А. С. Пушкина «Барышня-кре­ стьянка». Но сна не является инсценировкой широко известного пушкинского произведения. Н. Адуев развивал, сокращал, из­ менял первоисточник в зависимо­ сти от своего замысла и жанра театральной постановки. «Акулнна» — эт-о пьеса о рус­ ской жизни начала прошлого сто­ летня. Она привлекла внимание народного театра глубоко лири­ ческим содержанием, весельем, жизнерадостностью. •Жэк.р музыкальной комедии — жанр трудный. В «Акулине» на­ до было добиться слаженности выступлений вокалистов, хора, танцоров, оркестра. Здесь много массовых сцен. Режиссер-поста- новшик Ю. Г. Туровский, музы­ кальный руководитель Б. С. Скор­ бах, балетмейстер А. И. Орлоза, дирижер А. Е. Баранов, худож­ ник заслуженный деятель ис­ кусств РСФСР А. А. Шелковнн- ков, весь коллектив театра рабо­ тали над пьесой с энтузиазмом, с полным напряжением сил. Спектакль получился увлека­ тельным, по-настояшему веселым. «Акулнна» смотрится с боль­ шим интересом и запоминается. Секрет ее успеха в том, что на сцене мы видим колоритные об­ разы, живые характеры людей. Роль главной героини Лизы исполняет радистка Вера Бане­ ва, обладающая приятным голо­ сом. В. Баневой по существу пред­ стояло создать на сцене три раз­ ных образа: Лнэу (основная роль), дочь крепостного кузнеца Василия Акулину, когда она хо­ чет скрыть свое истинное положе­ ние и выдать себя за крестьянку, и мисс Бетси, под которую она маскируется, чтобы остаться не­ узнанной Алексеем во время бала в доме ее отца. Сравнивая эту работу Баневой с выступлениями в прежних спек­ таклях народного театра, заме­ чаешь ее творческий рост. Испол­ нительница в основном справи­ лась со своей задачей. Зрители видят на сиене простую русскую девушку, которая умеет быть н смелой, и жеманной, и насмеш­ ливой. Однако в игре второй исполни­ тельницы этой же роли — бух­ галтера Галины Никитиной — больше естественности, лирично­ сти, обаяния. Г. Никитина более непосредственна, искренна и больше подходит к этой роли по своим внешним данным, нежели В. Банева. Особенно хорошо играет Г. Ни­ китина в первом акте (сиена встречи с Алексеем). А вот что рассказывает о сво­ ей работе над ролью Алексея Берестова врач Павел Мальков: — В прежних опереттах «Воль­ ный ветер» и «Белая акация», где я исполнял роли моряков Ян- го и капитана Кости Куприянова, мне приходилось в основном петь несколько арий — и все. Здесь же большое внимание, наряду с пением, нужно было уделить ак­ терской игре. При работе над ролью пришлось даже учиться танцевать. До этого как-то не до­ велось... П. Мальков занимался с ду­ шой, не считаясь со временем, — и преодолел все трудности.. На сиене мы видим простодушного, щеголевато одетого подвижного юношуч Зрители не раз награж­ дают исполнителя горячими апло­ дисментами. Помещика Бере­ стова играет кур­ сант Высшего мо­ реходного учили­ ща Виктор Подо- бедов. Он умело перевоплощается и хорошо играет че­ ловека по возра­ сту вдвое старше­ го. Берестов в его исполнении — хо­ зяин, который всюду — в своем имении, в лесу на охоте, в гостях У богатого соседа Муромского ' — чувству-ет себя, как дома, хозяин, удачливый, уве­ ренный в себе. Однако перево­ площение артиста не совсем полное. Берестову — По- добедову в от­ дельных сценах не хватает «солид­ ности», в голосе его не чувствует­ ся берестовской властности. f Исполнитель panи помещика Муромского — Брянский — иг­ рает ровнее. Это и барин, кото­ рый подделывается под аристо- крата-«европейца», н нежный отец, для которого единственная дочь составляет главную радость жизни. Бетонщик Т. Котов исполняет роль Степана, а преподаватель Л . Супруненко — роль Насти. Очень хорошо звучит у них ро­ манс «Черная шаль». Запоми­ нается Степан в сцене с Бере­ стовым. Но, к сожалению, живость и бойкость Нчсти — Супруненко ; переходят порой в развязность,- от чего не случайно предостере­ гал исполнительниц этой роли ав­ тор сценария. В «Акулине» много комических ситуаций, в которые попадают герои пьесы. Вот. например, гувернантка Ли­ зы Муромской мисс Жаксон. Она в разговоре чаете употребляет русские слова, смысла которых не понимает, притом произносит их на английский манер. Афа­ насьевой, которая сама превос-. ходно знает английский язык, удается очень тонко и верно пе­ редать весь комизм положения, в которое часто попадает гувер­ нантка. Артистка сумела создать яркий и колоритный образ. Поч­ ти каждое ее выражение, пренз- ! несенное на сцене и подкреплен- ! ное умело найденным жестом, ! вызывает дружный смех зритель- ! ного зала. « Запоминаются комические об- ! разы помешии Белозерсксй и Зо- ! риной, озабоченных только тем, ! чтобы пристроить замуж своих ! дочерей. Их роли исполняют до- ! мохозяйка Т. Бернадкина и рабо- j чая Т. Кузина. | Крановщика Ю. Кугзнецова ! зрители хорошо запомнили по ! предыдущей постановке народно- ! го театра — «Барабанщица», где ! он играл роль немецкого офицера- ! разведчика. В «Акулине» ему на- j до было создать образ бедного < помешика — подхалима и прижн- j валышжа. Ю. Кузнецову удалось ; сделать это с успехом. В спектакле немало творческих удач. Но он неровен. Так, несмотря на большую ра­ боту, проделанную участниками театра, не совсем удалась в третьем акте сцена бала. Неко­ торые самодеятельные артисты • (по пьесе они — дворяне) дер­ жатся скованно, неуверенно и ! неумело делают поклоны. В мае- j . ссвых сиенах не у всех подходя- j шие к торжественному моменту « костюмы, обувь. J Многие из недочетов легко уст­ ранить в процессе дальнейшей работы над спектаклем. Стремление народного театра обогащать свой репертуар произ­ ведениями разных жанров, осо­ бенно таким, как музыкальная комедия, заслуживает одобрения. Хотелось бы пожелать коллекти­ ву включить в репертуар спек­ такли, в которых ярко было бы рассказано о жизни советских людей' больше работать над по­ вышением мастерства исполне­ ния. А. ШУВАЛОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz