История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
(Ршитмшшт fmfome, mmmfm, щж&щш... Наш народный театр Народный музыкальнс-драма тический театр, созданный при Мурманском Доме культуры име ни С. М. Кирова год назад, зна чительно вырос. Сейчас у нас занимается свы ше ста человек. Это — люди различных профессий, возрастов. Не всех их объединяет горячая любовь- к искусству. За год наш коллектив сумел поставить на сцене ряд сложных и интересных спектаклей. Много пришлось поработать во время репетиций при подготовке музыкальной комедии «Акулина». У нас выпускались специальные газеты, фотовитрины, где рас сказывалось о подготовке спек такля. Участники прослуш&ли бе седу преподавателя педагогиче ского института о творчестве А. С. Пушкина, лекцию-беседу «О творчестве актера». Следует отметить активную pdOoTy наших руководителей Ь. С. Скорбах и А. И. Орловой, которые уделяют много внимания участникам народного театра. Самодеятельные артисты те атра часто дают концерты для населения. Так, к столетию со дня рождения А. П. Чехова дра матический коллектив показал мурманчанам специальную про грамму. В нее вошли: «Юбилей», «Хирургия», «Злой мальчик» и другие произведения великого русского писателя. Исполнители этой программы — машинист сцены Дома культуры имени С. М. Кирова Н. Королев, мон тажник В. Креминский, кранов- шик Ю. Кузнецов, учительница И. Пашкина и другие участники завоевали в конкурсе первенство. Почти полтора месяца находи лась в мопе агитбригада Дома культуры имени С. М. Кирова. В ее составе были участники народ ного театра продавщица Валты- шева, электрик Панков, слесарь Ерихинский, повар Богданова и другие. Коллектив театра показал зри телям одноактную сатирическую комедию «Слушается дело о раз воде». Пьеса была подготовлена, как иллюстрация к беседе на те му о любви, дружбе и делах се мейных. И где бы ни выступали члены этого коллектива — юрист Б. Венгеров, помощник режиссе ра комитета по радиоинформа ции и телевидению Л . Венгеро ва, механик Г. Преловский, учи тельница И. Пашкина — они вез де находили теплый прием мур манских зрителей. Народный театр стремится ид ти в ногу со временем. Сейчас мы создаем свои репертуар о моло дом современнике наших дней. ...Сданы последние выпускные экзамены. Скоро расставание со школой. Грустят ребята. И тут возникает идея: всем классом На снимке: сцена из музыкальной комедии «Акулнна» а постановке музыкально-драматического народного- поехать на стройку на Дальний Восток. Так завязывается сюжет спектакля «Девочки — мальчи ки». Его сейчас готовит драмати ческий коллектив народного те атра. Народные театры — явление новое в культурной жизни на шей страны. Они представляют собой высшую форму художест венной самодеятельности. Им принадлежит будущее. Нашему народному театру нужно окалывать больше помощи, чем мы получаем ее сейчас. Н а пример, нам необходимы советы, а иногда и непосредственное уча стие ведущих актеров и режис серов областного театра. Мы про сим руководителей Мурманского отделения Всероссийского теат рального общества организовать у нас занятия по эстетике, мас терству актера, по гриму, истории театра. Почему бы нашим театрам — областному и театру Северного флота — по примеру некоторых московских театров не передать нам безвозмездно ненужные ко стюмы и предметы бутафории? Мы сумели бы продлить их ис пользование. Нам нужен свой оркестр. Ю. ТУРОВСКИЙ. Главный режиссер Мур- народного те- театра. майского атра. И о в ы й В. БАНЕВ П. МАЛЬКО] лях Лизы и 1 комедии «Ак; спектакль ПЕРЕТТЫ «Вольный ветер» ” и «Белая акация» И. Дунаев ского, пьеса М. Горького' «На дне», драма А. Салынского «Ба рабанщица»... Вслед за этими произведения ми народный музыкально-драма тический театр Дома культуры имени С. М. Кирова недавно по ставил на сиене музыкальную комедию «Акулнна». И эта новая работа молодежного коллектива тепло встречена мурманчанами. «Акулнна» (пьеса и стихи Н. Адуева, музыка И. Ковнера) поставлена по мотивам повести А. С. Пушкина «Барышня-кре стьянка». Но сна не является инсценировкой широко известного пушкинского произведения. Н. Адуев развивал, сокращал, из менял первоисточник в зависимо сти от своего замысла и жанра театральной постановки. «Акулнна» — эт-о пьеса о рус ской жизни начала прошлого сто летня. Она привлекла внимание народного театра глубоко лири ческим содержанием, весельем, жизнерадостностью. •Жэк.р музыкальной комедии — жанр трудный. В «Акулине» на до было добиться слаженности выступлений вокалистов, хора, танцоров, оркестра. Здесь много массовых сцен. Режиссер-поста- новшик Ю. Г. Туровский, музы кальный руководитель Б. С. Скор бах, балетмейстер А. И. Орлоза, дирижер А. Е. Баранов, худож ник заслуженный деятель ис кусств РСФСР А. А. Шелковнн- ков, весь коллектив театра рабо тали над пьесой с энтузиазмом, с полным напряжением сил. Спектакль получился увлека тельным, по-настояшему веселым. «Акулнна» смотрится с боль шим интересом и запоминается. Секрет ее успеха в том, что на сцене мы видим колоритные об разы, живые характеры людей. Роль главной героини Лизы исполняет радистка Вера Бане ва, обладающая приятным голо сом. В. Баневой по существу пред стояло создать на сцене три раз ных образа: Лнэу (основная роль), дочь крепостного кузнеца Василия Акулину, когда она хо чет скрыть свое истинное положе ние и выдать себя за крестьянку, и мисс Бетси, под которую она маскируется, чтобы остаться не узнанной Алексеем во время бала в доме ее отца. Сравнивая эту работу Баневой с выступлениями в прежних спек таклях народного театра, заме чаешь ее творческий рост. Испол нительница в основном справи лась со своей задачей. Зрители видят на сиене простую русскую девушку, которая умеет быть н смелой, и жеманной, и насмеш ливой. Однако в игре второй исполни тельницы этой же роли — бух галтера Галины Никитиной — больше естественности, лирично сти, обаяния. Г. Никитина более непосредственна, искренна и больше подходит к этой роли по своим внешним данным, нежели В. Банева. Особенно хорошо играет Г. Ни китина в первом акте (сиена встречи с Алексеем). А вот что рассказывает о сво ей работе над ролью Алексея Берестова врач Павел Мальков: — В прежних опереттах «Воль ный ветер» и «Белая акация», где я исполнял роли моряков Ян- го и капитана Кости Куприянова, мне приходилось в основном петь несколько арий — и все. Здесь же большое внимание, наряду с пением, нужно было уделить ак терской игре. При работе над ролью пришлось даже учиться танцевать. До этого как-то не до велось... П. Мальков занимался с ду шой, не считаясь со временем, — и преодолел все трудности.. На сиене мы видим простодушного, щеголевато одетого подвижного юношуч Зрители не раз награж дают исполнителя горячими апло дисментами. Помещика Бере стова играет кур сант Высшего мо реходного учили ща Виктор Подо- бедов. Он умело перевоплощается и хорошо играет че ловека по возра сту вдвое старше го. Берестов в его исполнении — хо зяин, который всюду — в своем имении, в лесу на охоте, в гостях У богатого соседа Муромского ' — чувству-ет себя, как дома, хозяин, удачливый, уве ренный в себе. Однако перево площение артиста не совсем полное. Берестову — По- добедову в от дельных сценах не хватает «солид ности», в голосе его не чувствует ся берестовской властности. f Исполнитель panи помещика Муромского — Брянский — иг рает ровнее. Это и барин, кото рый подделывается под аристо- крата-«европейца», н нежный отец, для которого единственная дочь составляет главную радость жизни. Бетонщик Т. Котов исполняет роль Степана, а преподаватель Л . Супруненко — роль Насти. Очень хорошо звучит у них ро манс «Черная шаль». Запоми нается Степан в сцене с Бере стовым. Но, к сожалению, живость и бойкость Нчсти — Супруненко ; переходят порой в развязность,- от чего не случайно предостере гал исполнительниц этой роли ав тор сценария. В «Акулине» много комических ситуаций, в которые попадают герои пьесы. Вот. например, гувернантка Ли зы Муромской мисс Жаксон. Она в разговоре чаете употребляет русские слова, смысла которых не понимает, притом произносит их на английский манер. Афа насьевой, которая сама превос-. ходно знает английский язык, удается очень тонко и верно пе редать весь комизм положения, в которое часто попадает гувер нантка. Артистка сумела создать яркий и колоритный образ. Поч ти каждое ее выражение, пренз- ! несенное на сцене и подкреплен- ! ное умело найденным жестом, ! вызывает дружный смех зритель- ! ного зала. « Запоминаются комические об- ! разы помешии Белозерсксй и Зо- ! риной, озабоченных только тем, ! чтобы пристроить замуж своих ! дочерей. Их роли исполняют до- ! мохозяйка Т. Бернадкина и рабо- j чая Т. Кузина. | Крановщика Ю. Кугзнецова ! зрители хорошо запомнили по ! предыдущей постановке народно- ! го театра — «Барабанщица», где ! он играл роль немецкого офицера- ! разведчика. В «Акулине» ему на- j до было создать образ бедного < помешика — подхалима и прижн- j валышжа. Ю. Кузнецову удалось ; сделать это с успехом. В спектакле немало творческих удач. Но он неровен. Так, несмотря на большую ра боту, проделанную участниками театра, не совсем удалась в третьем акте сцена бала. Неко торые самодеятельные артисты • (по пьесе они — дворяне) дер жатся скованно, неуверенно и ! неумело делают поклоны. В мае- j . ссвых сиенах не у всех подходя- j шие к торжественному моменту « костюмы, обувь. J Многие из недочетов легко уст ранить в процессе дальнейшей работы над спектаклем. Стремление народного театра обогащать свой репертуар произ ведениями разных жанров, осо бенно таким, как музыкальная комедия, заслуживает одобрения. Хотелось бы пожелать коллекти ву включить в репертуар спек такли, в которых ярко было бы рассказано о жизни советских людей' больше работать над по вышением мастерства исполне ния. А. ШУВАЛОВ .
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz