История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

На снимке: сцена нз музыкальной комедии «Белая акация». Фото С. Макарьина САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР Репертуар молодого музыкаль­ но-драматического театра Дома культуры имени С. М. Кирова еше не определился. Но основ­ ное направление работы коллек­ тива ясно: он стремится ставить на сцене пьесы русских и совет­ ских классиков, музыкально-дра­ матургические произведения на современные темы. Вслед за пьесой «На дне» А. Горького и опереттой «Вольный ветер» И. Дунаевского самодеятельный геатр показал мурманчанам му­ зыкальную комедию «Белая ака­ ция» И. Дунасвского (литератур­ ный текст В. Масса н М. Червин- ского). Коллектив выбрал это произве­ дение не случайно. В «Белой ака­ ции» показываются будни совет­ ских моряков. Действие развер­ тывается в портоБом городе и на борту корабля. Мы видим на сиене смелых моряков, которые умеют не только самоотверженно трудиться, но и весело отт лхать: они любят пошутить, петь песни, потанцевать. Герои спектакля — наши современники. Все это осо­ бенно радует нас: Мурманск — город моряков. С интересом ждали мурман­ чане появления на сцене попу­ лярной оперетты. Оправдал ли коллектив само­ деятельного театра ожидания зрителей? На первый взгляд, в спектакле развертываются обычные для приморского города события. Мо­ ряки отправляются в трудный и долгий рейс. На берегу они оставляют семью, близких и род­ ных, любимую или любимого. Ин­ тересные события происходят в рейсе и по возвращении нз него. В произведении, построенном на простом сюжете, затрагиваются очень важные темы дружбы и любви. Здесь подчеркивается, как сильно любят моряки Родину, свою трудную профессию. Пока­ зываются и те, кто ищет в жизни легких путей, старается поболь­ ше получить от общества и по­ меньше дать ему. И все это изо­ бражается в музыкальной коме­ дии со всеми неожиданными по­ воротами в развитии сюжета, остроумными репликами, веселы­ ми танцевальными и каскадными номерами, песнями. Новый спектакль самодеятель­ ного театра по своему исполне­ нию несомненно является шагом вперед по сравнению с опереттой «Вольный ветер», сыгранной им ранее. Этот успех определила хо­ рошая игра многих актеров само­ деятельности. Вот Тоня Чумакова, племянни­ ца гарпунера-наставннка, ра ­ дистка на китобойце. Это одна из главных действующих лиц спек­ такля. Роль исполняет радистка Л. Банева. Можно с уверенностью сказать, что по сравнению с пре­ дыдущим выступлением в роли Стеллы в оперетте «Вольный ве­ тер» Л. Банева держится на сце- БЕЛАЯ АКАЦИЯ"■ не более уверенно. Ее пенйе, не­ принужденное, свободное, остав­ ляет хорошее впечатление. Осо­ бенно хорошо встречают зрители исполненную ею песенку об Одес­ се. Образ, созданный самодея­ тельной артисткой, жизненный, правдивый. Вместе с тем нельзя не отме­ тить некоторую скованность дви­ жений Л. Баневой, особенно в танце с кастаньетами в первом действии. Ей не хватает живости, теплоты, юмора в ряде сцен во втором н третьем действиях. Из- за этого снижается качество спектакля в целом, так как роль Тони — одна из ведущих. Большое место в оперетте от­ ведено паре Костя Куприянов — Лариса Штепснко. Костя — один из лучших капитанов флотилии полюбил Ларису, как оказывает­ ся впоследствии, очень легкомыс­ ленную девушку. Как это неред­ ко случается з жизни, горячая, слепая любовь мешает моряку сразу понять пустоту лариенной души и оценить силу чувства к нему другой девушки — радистки Тони. Но впоследствии, после ря­ да интересных ситуаций, вызы­ вающих попеременно осуждение, улыбку, смех зрителей, мы ви­ дим, что побеждает настоящее, искреннее чувство. Правильно поняли и трактуют свои роли врач П. Мальков и пе­ дагог Л. Супруненко. У обоих хороший голос. Особенно успеш­ но играет на сцене Л. Супрунен­ ко, в исполнении которой Лариса — ограниченная, легкомысленная девушка. У П. Мапькова же не­ редко мы не видим той вырази­ тельности, которые даны этому образу драматургами. Из других исполнителей, заня­ тых в спектакле, нужно отметить служащую А. Романкову, легко и темпераментно играющую роль Кати, В. Перевязкина, создавше­ го запоминающийся образ гарпу­ нера-наставннка Чумакова, кур­ сантов Высшего мореходного учи­ лища В. Цвигуна и В. Подобедова, исполняющих роли Леши Велика­ нова и Саши Лспатенко, служа­ щего В. КреминсКого и курсанта мореходного училища В. Морозо­ ва, занятых в ролях кинорежис­ сера и его асустента. Следует особо сказать об ис­ полнении роли Якова Наконечнн- кова — ловкого стяжателя и спе­ кулянта, сыгранной самодеятель­ ным актером М. Дубницким. Ра­ дует, что М. Дубннцкий при воп­ лощении образа на сцене не сбил­ ся на штамп. Актер ничего не преувеличивает. Отдельные ситуа­ ции* благодаря хорошей игре ис­ полнителя, вызывают дружный смех в зале. И все же, на наш взгляд, М. Дубницкому не удалось во всей полноте раскрыть мелкую н под­ ленькую душонку своего fepoa. Он сездал скорее забавный образ, а надо было показать во всей глубине человека, который храб­ рится только перед слабыми и сразу же тускнеет при встрече с сильными и честными людьми, понимающими его лживость и подлость. Яков Наконечников должен еще больше, чем есть, вызывать v зрителей осуждение своими поступками. Отрадное впечатление оставля­ ет художественное оформление спектакля. • Оно — неотъемлемая, , составная часть оперетты. Оформ­ ление вводив зрителя в обстанов­ ку. ь которой развертывается действие. Красочно, со вкусом сделано оформление в сиенах, где показывается традиционный праздник Нептуна. В «Белой акации» большое ме­ сто занимает музыка, являющая­ ся. как известно, важной состав­ ной частью любой оперетты. Ор­ кестр под управлением А. Е. Ба­ ранова звучит хорошо. Успешное сопровождение оркестром танце­ вальных номеров, арий, дуэтов, хоров, музыкальная характери­ стика действующих лнц помогают глубже понять содержание коме­ дии. Он играет слаженно и строй­ но, за исключением увертюры. В спектакле есть немало недо­ статков. . Они объясняются тем, что спектакль подготовлен за очень короткий срок. Вряд лн можно считать целесообразной и оправданной эту гонку. Она от­ рицательно сказалась на ансамб­ левой 'слаженности спектакля в целом, кроме того, упущено глав­ ное при этом — воспитание уча­ стников самодеятельности. Н а­ пример, в коллективе не было ор ­ ганизовано встречи с моряками флота, среди которых можно най­ ти участников экспедиций кито­ бойной флотилии «Слава». Эти люди помогли бы лучше понять то, что нужно показать на сцене, сделать спектакль более содержа­ тельным. Оставляет желать лучшего ис­ полнение танцев во втором дейст­ вии. Не совсем слаженно танцу­ ет хореографическая группа мат­ росскую польку. Не отработан также танец «Пальмочкн», хотя замысел этого балетного номера интересен. Спектакль «Белая акация» в отличие от «Вольного ве*:ра». для постановки которой приглашал­ ся режиссер из Москвы. Подготов­ лен своими силами. Эту поста­ новку осуществил режиссерский совет самодеятельного театра, в который входят Н. Афанасьева, М. Дубннцкий, В. Креминский, Ю. Кузнецов и Я. Хайн. Совет проделал большую работу. Весе-, лая, жизнерадостная оперетта тепло принята зрителем. Спектакль мог быть еще лучше, если бы артисты областного дра­ матического театра, его режиссе­ ры проявляли больше заинтересо* важности в работе самодеятель­ ного театра, оказывали бы ему повседневное внимание и помощь. Н. УМАНСКАЯ. A. C.FJTHTFPOB.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz