История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
На снимке: сцена нз музыкальной комедии «Белая акация». Фото С. Макарьина САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР Репертуар молодого музыкаль но-драматического театра Дома культуры имени С. М. Кирова еше не определился. Но основ ное направление работы коллек тива ясно: он стремится ставить на сцене пьесы русских и совет ских классиков, музыкально-дра матургические произведения на современные темы. Вслед за пьесой «На дне» А. Горького и опереттой «Вольный ветер» И. Дунаевского самодеятельный геатр показал мурманчанам му зыкальную комедию «Белая ака ция» И. Дунасвского (литератур ный текст В. Масса н М. Червин- ского). Коллектив выбрал это произве дение не случайно. В «Белой ака ции» показываются будни совет ских моряков. Действие развер тывается в портоБом городе и на борту корабля. Мы видим на сиене смелых моряков, которые умеют не только самоотверженно трудиться, но и весело отт лхать: они любят пошутить, петь песни, потанцевать. Герои спектакля — наши современники. Все это осо бенно радует нас: Мурманск — город моряков. С интересом ждали мурман чане появления на сцене попу лярной оперетты. Оправдал ли коллектив само деятельного театра ожидания зрителей? На первый взгляд, в спектакле развертываются обычные для приморского города события. Мо ряки отправляются в трудный и долгий рейс. На берегу они оставляют семью, близких и род ных, любимую или любимого. Ин тересные события происходят в рейсе и по возвращении нз него. В произведении, построенном на простом сюжете, затрагиваются очень важные темы дружбы и любви. Здесь подчеркивается, как сильно любят моряки Родину, свою трудную профессию. Пока зываются и те, кто ищет в жизни легких путей, старается поболь ше получить от общества и по меньше дать ему. И все это изо бражается в музыкальной коме дии со всеми неожиданными по воротами в развитии сюжета, остроумными репликами, веселы ми танцевальными и каскадными номерами, песнями. Новый спектакль самодеятель ного театра по своему исполне нию несомненно является шагом вперед по сравнению с опереттой «Вольный ветер», сыгранной им ранее. Этот успех определила хо рошая игра многих актеров само деятельности. Вот Тоня Чумакова, племянни ца гарпунера-наставннка, ра дистка на китобойце. Это одна из главных действующих лиц спек такля. Роль исполняет радистка Л. Банева. Можно с уверенностью сказать, что по сравнению с пре дыдущим выступлением в роли Стеллы в оперетте «Вольный ве тер» Л. Банева держится на сце- БЕЛАЯ АКАЦИЯ"■ не более уверенно. Ее пенйе, не принужденное, свободное, остав ляет хорошее впечатление. Осо бенно хорошо встречают зрители исполненную ею песенку об Одес се. Образ, созданный самодея тельной артисткой, жизненный, правдивый. Вместе с тем нельзя не отме тить некоторую скованность дви жений Л. Баневой, особенно в танце с кастаньетами в первом действии. Ей не хватает живости, теплоты, юмора в ряде сцен во втором н третьем действиях. Из- за этого снижается качество спектакля в целом, так как роль Тони — одна из ведущих. Большое место в оперетте от ведено паре Костя Куприянов — Лариса Штепснко. Костя — один из лучших капитанов флотилии полюбил Ларису, как оказывает ся впоследствии, очень легкомыс ленную девушку. Как это неред ко случается з жизни, горячая, слепая любовь мешает моряку сразу понять пустоту лариенной души и оценить силу чувства к нему другой девушки — радистки Тони. Но впоследствии, после ря да интересных ситуаций, вызы вающих попеременно осуждение, улыбку, смех зрителей, мы ви дим, что побеждает настоящее, искреннее чувство. Правильно поняли и трактуют свои роли врач П. Мальков и пе дагог Л. Супруненко. У обоих хороший голос. Особенно успеш но играет на сцене Л. Супрунен ко, в исполнении которой Лариса — ограниченная, легкомысленная девушка. У П. Мапькова же не редко мы не видим той вырази тельности, которые даны этому образу драматургами. Из других исполнителей, заня тых в спектакле, нужно отметить служащую А. Романкову, легко и темпераментно играющую роль Кати, В. Перевязкина, создавше го запоминающийся образ гарпу нера-наставннка Чумакова, кур сантов Высшего мореходного учи лища В. Цвигуна и В. Подобедова, исполняющих роли Леши Велика нова и Саши Лспатенко, служа щего В. КреминсКого и курсанта мореходного училища В. Морозо ва, занятых в ролях кинорежис сера и его асустента. Следует особо сказать об ис полнении роли Якова Наконечнн- кова — ловкого стяжателя и спе кулянта, сыгранной самодеятель ным актером М. Дубницким. Ра дует, что М. Дубннцкий при воп лощении образа на сцене не сбил ся на штамп. Актер ничего не преувеличивает. Отдельные ситуа ции* благодаря хорошей игре ис полнителя, вызывают дружный смех в зале. И все же, на наш взгляд, М. Дубницкому не удалось во всей полноте раскрыть мелкую н под ленькую душонку своего fepoa. Он сездал скорее забавный образ, а надо было показать во всей глубине человека, который храб рится только перед слабыми и сразу же тускнеет при встрече с сильными и честными людьми, понимающими его лживость и подлость. Яков Наконечников должен еще больше, чем есть, вызывать v зрителей осуждение своими поступками. Отрадное впечатление оставля ет художественное оформление спектакля. • Оно — неотъемлемая, , составная часть оперетты. Оформ ление вводив зрителя в обстанов ку. ь которой развертывается действие. Красочно, со вкусом сделано оформление в сиенах, где показывается традиционный праздник Нептуна. В «Белой акации» большое ме сто занимает музыка, являющая ся. как известно, важной состав ной частью любой оперетты. Ор кестр под управлением А. Е. Ба ранова звучит хорошо. Успешное сопровождение оркестром танце вальных номеров, арий, дуэтов, хоров, музыкальная характери стика действующих лнц помогают глубже понять содержание коме дии. Он играет слаженно и строй но, за исключением увертюры. В спектакле есть немало недо статков. . Они объясняются тем, что спектакль подготовлен за очень короткий срок. Вряд лн можно считать целесообразной и оправданной эту гонку. Она от рицательно сказалась на ансамб левой 'слаженности спектакля в целом, кроме того, упущено глав ное при этом — воспитание уча стников самодеятельности. Н а пример, в коллективе не было ор ганизовано встречи с моряками флота, среди которых можно най ти участников экспедиций кито бойной флотилии «Слава». Эти люди помогли бы лучше понять то, что нужно показать на сцене, сделать спектакль более содержа тельным. Оставляет желать лучшего ис полнение танцев во втором дейст вии. Не совсем слаженно танцу ет хореографическая группа мат росскую польку. Не отработан также танец «Пальмочкн», хотя замысел этого балетного номера интересен. Спектакль «Белая акация» в отличие от «Вольного ве*:ра». для постановки которой приглашал ся режиссер из Москвы. Подготов лен своими силами. Эту поста новку осуществил режиссерский совет самодеятельного театра, в который входят Н. Афанасьева, М. Дубннцкий, В. Креминский, Ю. Кузнецов и Я. Хайн. Совет проделал большую работу. Весе-, лая, жизнерадостная оперетта тепло принята зрителем. Спектакль мог быть еще лучше, если бы артисты областного дра матического театра, его режиссе ры проявляли больше заинтересо* важности в работе самодеятель ного театра, оказывали бы ему повседневное внимание и помощь. Н. УМАНСКАЯ. A. C.FJTHTFPOB.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz