История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.
33 66 ТЕАТР Новая постановка музыкально - драматического самодеятельного театра Дома культуры им. С. М. Карова сто мягок н участлив. Автор заост рил в образе лукавого старца чер ты тайного скепсиса, неверия в свое учение. Вот эту сторону образа Лу ки и подчеркивает Б. Венгеров. Прекрасно справился с ролью Барона М. Дубннцкий. Исполнитель сумел убедительно передать глубо ко укоренившееся в его герое чувст во собственного превосходства над окружающими, нелепость которо го особенно ясно выступает в ус ловиях жизни обитателей ночлежки. В нем, естественно, в полном соот ветствии с логикой развития образа, сочетаются барские привычки с го товностью пойти на любое унижение ради водки. Сильной получилась сцена, когда Барон в разговоре с Сатиным обнаруживает всю бес смысленность и пустоту своей жиз ни. Удачны образы картузника Бубно ва, невозмутимого, убежденного, что «все люди — скоты», в исполне нии матроса Н. Забуселова, и рабо тяги Клеща (слесарь В. Смышляев), надеющегося выбраться со дна и в конце концов теряющего эту на дежду. Н. Королев, правильно в целом ряде сцен характеризуя своего ге роя Актера, не сумел показать его душевной надломленности. Порой он выступает одухотворенным, даже восторженным. А ведь мы должны с первых сцен видеть перед собою, как говорится, «конченного» челове ка, для которого «перерождение» невозможно. Только в этом случае зритель будет подготовлен к тра гической развязке. Менее всего удались в спектакле женские роли. Слишком интеллигент на на вид Наташа (А. Щербакова), мелковатым получился образ Васи лисы. Но больше всего возражений вызывает, пожалуй, исполнение учи тельницей И. Пашкиной роли Насти. Игра И. Пашкиной не лишена дина мичности и эмоциональности. Одна ко образ Насти раскрыт слишком поверхностно. Часто вместо неза урядного, глубоко несчастного чело века зритель видит на сцене просто пьяную капризную женщину. Испоа- нительнице следует серьезно пора ботать над углублением образа. Постановщикам необходимо обра тить внимание на костюмы действую щих лиц. Появление Бубнова в мат росской шинели вызвало оживление и смех в зале. Есть и другие непо ладки. В процессе дальнейшей рабо ты над спектаклем коллектив дол жен избавиться от этих досадных «мелочей». В целом же спектакль оставляет хорошее впечатление. Хочется позд равить молодых исполнителей с творческой удачей н пожелать им новых успехов. Р. МУСС. На снимках: сцены из 1 акта спектакля «На дне» в постановке самодеятельного музыкально-дра матического театра Дома культу ры нм. С. М. Кирова. Вверху (сле ва направо): Л укэ — Б. ВЕНГЕ РОВ, Барон — М. ДУБНИЦКИИ, Пепел — Г. ДОМАНОВ . Внизу (слева направо): городовой — А. КЛИМЕНКО, Бубнов — Н . ЗА- БУСЕЛОВ . Фото С. Макарьина, Самодеятельный музыкально-дра матический театр Мурманского Дома культуры имени С. М. Кирова по ставил на сцене пьесу А. Горького «На дне». Знаменательно, что спектакль соз дан не профессиональными артиста ми, а коллективом молодого само деятельного театра. Его члены рабо тают на различных предприятиях, в учреждениях города, учатся в выс ших учебных заведениях. Спектакль «На дне» вполне мож но считать зрелой работой молодого коллектива. Режиссер А. М. Соло монов добился успеха в решении ос новной задачи: бытовые детали, кон фликты между отдельными действу ющими -лицами не заслоняют глав ной, большой философско-соцналь- ной темы произведения — темы че ловека. В соответствии с замыслом автора центральное место в спектак ле занимает дискуссия о правде и лжи, о том, как должен вести себя человек по отношению к окружаю щему его миру. Взглядам люден, спо собных приукрасить зло, противосто ит позиция гордого человека, вера в то, что человек способен своим ра зумом, своими руками изменить мир. Авторский замысел воплощен в наиболее смело мыслящем герое пье сы Сатине, который восславляет че ловека, отвергает ложь. П. Шамнну, исполняющему эту роль, удалось пе редать не только широту натуры Сатина, его независимость, но и скептицизм, неспособность его к борьбе. Однако знаменитый моно лог Сатина о человеке прозвучал на сцене бледно: за громкими фразами не почувствовалось глубокого, серь езного раздумья о жизни, мысль по теряла свою значительность и ве сомость. Большой удачей режиссера и ис полнителя можно считать образ старца Луки, созданный сотрудни ком управления внутренних дел Б. Венгеровым. Венгеров сумел найти свой ключ к этому образу. Может быть, его Лука несколько суховат, но созданный исполнителем образ свеж, необычен. Главное же — и в этом немалая заслуга режис сера — Лука выступает не просто носителем так называемой религии рабов и хозяев. Артист сумел точко обнажить перед зрителем никчем ность и пустоту утешительной лжи своего героя. Как известно, Гооький предосте регал исполнителей этой роли: из Луки не должен получиться поло жительный герои. Лука — не про-
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz