История театрального движения Мурманского областного Дворца культуры и народного творчества им. С. М. Кирова по страницам газет ()1938 - 1987) [Электронный ресурс] / Мурм. гос. обл. универ. науч. б-ка. - Электрон. дан. (1 файл : 40, 9 МБ). - (Мурманск : МГОУНБ, 2019). - Режим доступа : сайт МГОУНБ. - Загл. с экрана. - Файл в формате PDF.

33 66 ТЕАТР Новая постановка музыкально - драматического самодеятельного театра Дома культуры им. С. М. Карова сто мягок н участлив. Автор заост­ рил в образе лукавого старца чер­ ты тайного скепсиса, неверия в свое учение. Вот эту сторону образа Лу­ ки и подчеркивает Б. Венгеров. Прекрасно справился с ролью Барона М. Дубннцкий. Исполнитель сумел убедительно передать глубо­ ко укоренившееся в его герое чувст­ во собственного превосходства над окружающими, нелепость которо­ го особенно ясно выступает в ус­ ловиях жизни обитателей ночлежки. В нем, естественно, в полном соот­ ветствии с логикой развития образа, сочетаются барские привычки с го­ товностью пойти на любое унижение ради водки. Сильной получилась сцена, когда Барон в разговоре с Сатиным обнаруживает всю бес­ смысленность и пустоту своей жиз­ ни. Удачны образы картузника Бубно­ ва, невозмутимого, убежденного, что «все люди — скоты», в исполне­ нии матроса Н. Забуселова, и рабо­ тяги Клеща (слесарь В. Смышляев), надеющегося выбраться со дна и в конце концов теряющего эту на­ дежду. Н. Королев, правильно в целом ряде сцен характеризуя своего ге­ роя Актера, не сумел показать его душевной надломленности. Порой он выступает одухотворенным, даже восторженным. А ведь мы должны с первых сцен видеть перед собою, как говорится, «конченного» челове­ ка, для которого «перерождение» невозможно. Только в этом случае зритель будет подготовлен к тра­ гической развязке. Менее всего удались в спектакле женские роли. Слишком интеллигент­ на на вид Наташа (А. Щербакова), мелковатым получился образ Васи­ лисы. Но больше всего возражений вызывает, пожалуй, исполнение учи­ тельницей И. Пашкиной роли Насти. Игра И. Пашкиной не лишена дина­ мичности и эмоциональности. Одна­ ко образ Насти раскрыт слишком поверхностно. Часто вместо неза­ урядного, глубоко несчастного чело­ века зритель видит на сцене просто пьяную капризную женщину. Испоа- нительнице следует серьезно пора­ ботать над углублением образа. Постановщикам необходимо обра­ тить внимание на костюмы действую­ щих лиц. Появление Бубнова в мат­ росской шинели вызвало оживление и смех в зале. Есть и другие непо­ ладки. В процессе дальнейшей рабо­ ты над спектаклем коллектив дол­ жен избавиться от этих досадных «мелочей». В целом же спектакль оставляет хорошее впечатление. Хочется позд­ равить молодых исполнителей с творческой удачей н пожелать им новых успехов. Р. МУСС. На снимках: сцены из 1 акта спектакля «На дне» в постановке самодеятельного музыкально-дра­ матического театра Дома культу­ ры нм. С. М. Кирова. Вверху (сле­ ва направо): Л укэ — Б. ВЕНГЕ ­ РОВ, Барон — М. ДУБНИЦКИИ, Пепел — Г. ДОМАНОВ . Внизу (слева направо): городовой — А. КЛИМЕНКО, Бубнов — Н . ЗА- БУСЕЛОВ . Фото С. Макарьина, Самодеятельный музыкально-дра­ матический театр Мурманского Дома культуры имени С. М. Кирова по­ ставил на сцене пьесу А. Горького «На дне». Знаменательно, что спектакль соз­ дан не профессиональными артиста­ ми, а коллективом молодого само­ деятельного театра. Его члены рабо­ тают на различных предприятиях, в учреждениях города, учатся в выс­ ших учебных заведениях. Спектакль «На дне» вполне мож­ но считать зрелой работой молодого коллектива. Режиссер А. М. Соло­ монов добился успеха в решении ос­ новной задачи: бытовые детали, кон­ фликты между отдельными действу­ ющими -лицами не заслоняют глав­ ной, большой философско-соцналь- ной темы произведения — темы че­ ловека. В соответствии с замыслом автора центральное место в спектак­ ле занимает дискуссия о правде и лжи, о том, как должен вести себя человек по отношению к окружаю­ щему его миру. Взглядам люден, спо­ собных приукрасить зло, противосто­ ит позиция гордого человека, вера в то, что человек способен своим ра­ зумом, своими руками изменить мир. Авторский замысел воплощен в наиболее смело мыслящем герое пье­ сы Сатине, который восславляет че­ ловека, отвергает ложь. П. Шамнну, исполняющему эту роль, удалось пе­ редать не только широту натуры Сатина, его независимость, но и скептицизм, неспособность его к борьбе. Однако знаменитый моно­ лог Сатина о человеке прозвучал на сцене бледно: за громкими фразами не почувствовалось глубокого, серь­ езного раздумья о жизни, мысль по­ теряла свою значительность и ве­ сомость. Большой удачей режиссера и ис­ полнителя можно считать образ старца Луки, созданный сотрудни­ ком управления внутренних дел Б. Венгеровым. Венгеров сумел найти свой ключ к этому образу. Может быть, его Лука несколько суховат, но созданный исполнителем образ свеж, необычен. Главное же — и в этом немалая заслуга режис­ сера — Лука выступает не просто носителем так называемой религии рабов и хозяев. Артист сумел точко обнажить перед зрителем никчем­ ность и пустоту утешительной лжи своего героя. Как известно, Гооький предосте­ регал исполнителей этой роли: из Луки не должен получиться поло­ жительный герои. Лука — не про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz