История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
ДРУЖИТЬ ИЛИНЕ ДРУЖИТЬ? В сложную область чело веческих отношений ребенок вступает очень рано и опре деляет свое место в ней, свое отношение к друзьям, родственникам, людям. при помощи родителей, усваивая сложившиеся в семье тради ции и доверяя искусству — книге, картинке, театру. И искусство во Bfce време на стремится привить .рас тущему человеку понятия добра, человечности,, поря дочности. Поэтому совер шенно естественно появле ние такого нового спектащ ля в Мурманском област ном театре кукол, как «Ко тенок по имени Гав» (ре жиссер Ф. Б. Шевяков). Эта постановка имеет чет- . кую цель: помочь, ребенку определить свое отношение к окружающим, найти, свой стиль поведения. Адрес у спектакля точный — он рассчитан на детей дошколь ного, детсадовского возра ста. Отсюда простота сюже та. и лаконичность декора ций — уютный асимметрич ный домик с яркой крыціей в красно-зеленую клеточку, простенький белый цвето чек у дома, забор да водо сточная труба. Но каждый из этих не многочисленных * предметов будет обыгрываться — по забору станет лазить ковар ный и хищный черный кот, через, подворотню дома бу дут проноситься в стреми тельной погоне друг за другое т коты и собаки, из водосточной трубы зазвучит эхо. и в нее можно спря таться в трудную минуту. Цветок же с наслаждением будут нюхать два друга — котенок и щенок. Несложны и четки отно шения четырех героев пье сы. * Старшие» «от и пес находятся в постоянной и застарелой» вражде.* «млад шие» — котенок Гав и ще нок, забывший' свое имя. — приходят к доброму вариан ту отношений, они дружат, играют, делятся едой, помо гают друг другу. Таким’ об разом. перед маленьким зрителем встает выбор. Т е атр как .бы говорит: разое- рнсь-ка сам, как лучше жить — в раздоре и драке или в дружбе и в радости? И, несмотря на малый свой возраст, дети разбира ются правильно. Так, детса- довцы. просмотревшие спек такль, на вопрос: «С кем бы вы подружились из дей ствующих лиц діьесы?» отве тили по-разному, но верно: «С котенком», «Со щен ком». И даже, имея в виду старого справедливого пса: «С песом». Дети школьного возраста более развернуто раскры ли свое понимание основно го смысла спектакля: «Надо быть добрым ' и веселым, *как котенок Гав. и тогда и у. тебя будет много друзей «Это спектакль о дружбе». Или еще более солидно: «Это спектакль о товари ществе. о взаимовыручке, о том, что беда и страх вовсе не страшны, если рядом друг». На самом деле спектакль не так однозначен, в нем ставится вопрос и о том. можно ли от вражды перей ти к дружбе, и о том. толь ко ли младшие должны извиняться перед старши ми. или старшие обязаны признавать свою вину, если виноваты, и в свою очередь просить прощения у малень ких. По ходу действия при ходится сообразит^, что та кое желанные гости и что такое гости нежелатель ные. Показывается и то. клк важно иметь свое имя и не потерять его. Все эти детские слож ности, и все-таки сложности, разыгрываются в спек такле всего четырьмя кук лами. из которых четче вы ражен характер у старого дворового цеа (артист Ю. Крылов). Он и суров, и добродушен, он может быть то жадным, то гостеприим ным и чисто по-собачьи мо жет усесться на ту кость, которую только что ел, сто рожил и никому не давал. Четок по характеру и чер ный з'личный кот (артист В. Вяткин) с его насторо женным изгибом шеи, с ко варством в посадках и по ступках. с его жадностью и хитростью. Артистки Т. Вяткина (ко тенок) и Г. Никитина (ще нок) раскрывают детскую непосредственность, добрый настрой своих персонажей, но характерного, индивиду ального у них меньше, не помогли восполнить этот пробел и куклы. Особенно проигрывает плоская мор дочка- котенка Гава. В целом же спектакль по лучился живым, лаконич ным. доходчивым — его тепло и заинтересованно воспринимает юный зритель. Г. ГОЛОТИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz