История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

ДРУЖИТЬ ИЛИНЕ ДРУЖИТЬ? В сложную область чело­ веческих отношений ребенок вступает очень рано и опре­ деляет свое место в ней, свое отношение к друзьям, родственникам, людям. при помощи родителей, усваивая сложившиеся в семье тради­ ции и доверяя искусству — книге, картинке, театру. И искусство во Bfce време­ на стремится привить .рас­ тущему человеку понятия добра, человечности,, поря­ дочности. Поэтому совер­ шенно естественно появле­ ние такого нового спектащ ля в Мурманском област­ ном театре кукол, как «Ко­ тенок по имени Гав» (ре­ жиссер Ф. Б. Шевяков). Эта постановка имеет чет- . кую цель: помочь, ребенку определить свое отношение к окружающим, найти, свой стиль поведения. Адрес у спектакля точный — он рассчитан на детей дошколь­ ного, детсадовского возра­ ста. Отсюда простота сюже­ та. и лаконичность декора­ ций — уютный асимметрич­ ный домик с яркой крыціей в красно-зеленую клеточку, простенький белый цвето­ чек у дома, забор да водо­ сточная труба. Но каждый из этих не­ многочисленных * предметов будет обыгрываться — по забору станет лазить ковар­ ный и хищный черный кот, через, подворотню дома бу­ дут проноситься в стреми­ тельной погоне друг за другое т коты и собаки, из водосточной трубы зазвучит эхо. и в нее можно спря­ таться в трудную минуту. Цветок же с наслаждением будут нюхать два друга — котенок и щенок. Несложны и четки отно­ шения четырех героев пье­ сы. * Старшие» «от и пес находятся в постоянной и застарелой» вражде.* «млад­ шие» — котенок Гав и ще­ нок, забывший' свое имя. — приходят к доброму вариан­ ту отношений, они дружат, играют, делятся едой, помо­ гают друг другу. Таким’ об­ разом. перед маленьким зрителем встает выбор. Т е ­ атр как .бы говорит: разое- рнсь-ка сам, как лучше жить — в раздоре и драке или в дружбе и в радости? И, несмотря на малый свой возраст, дети разбира­ ются правильно. Так, детса- довцы. просмотревшие спек­ такль, на вопрос: «С кем бы вы подружились из дей­ ствующих лиц діьесы?» отве­ тили по-разному, но верно: «С котенком», «Со щен­ ком». И даже, имея в виду старого справедливого пса: «С песом». Дети школьного возраста более развернуто раскры­ ли свое понимание основно­ го смысла спектакля: «Надо быть добрым ' и веселым, *как котенок Гав. и тогда и у. тебя будет много друзей «Это спектакль о дружбе». Или еще более солидно: «Это спектакль о товари­ ществе. о взаимовыручке, о том, что беда и страх вовсе не страшны, если рядом друг». На самом деле спектакль не так однозначен, в нем ставится вопрос и о том. можно ли от вражды перей­ ти к дружбе, и о том. толь­ ко ли младшие должны извиняться перед старши­ ми. или старшие обязаны признавать свою вину, если виноваты, и в свою очередь просить прощения у малень­ ких. По ходу действия при­ ходится сообразит^, что та­ кое желанные гости и что такое гости нежелатель­ ные. Показывается и то. клк важно иметь свое имя и не потерять его. Все эти детские слож­ ности, и все-таки сложности, разыгрываются в спек­ такле всего четырьмя кук­ лами. из которых четче вы­ ражен характер у старого дворового цеа (артист Ю. Крылов). Он и суров, и добродушен, он может быть то жадным, то гостеприим­ ным и чисто по-собачьи мо­ жет усесться на ту кость, которую только что ел, сто­ рожил и никому не давал. Четок по характеру и чер­ ный з'личный кот (артист В. Вяткин) с его насторо­ женным изгибом шеи, с ко­ варством в посадках и по­ ступках. с его жадностью и хитростью. Артистки Т. Вяткина (ко­ тенок) и Г. Никитина (ще­ нок) раскрывают детскую непосредственность, добрый настрой своих персонажей, но характерного, индивиду­ ального у них меньше, не помогли восполнить этот пробел и куклы. Особенно проигрывает плоская мор­ дочка- котенка Гава. В целом же спектакль по­ лучился живым, лаконич­ ным. доходчивым — его тепло и заинтересованно воспринимает юный зритель. Г. ГОЛОТИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz