История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

За -кулисами висели четыре одинаковых коро­ ля. Последний был голый. Беспомощно и жалко повис фиолетовый чуб, испуганно топорщились фиолетовые усики. Ему придется расхлебывать кашу, которую заварят остальные трое, одетые в пышные костюмы. Пока же короли скучают в ожидании выхода на сцену. Два года назад заслуженный деятель искусств РСФСР М. М. Королев, профессор Ленинград­ ского государственного института театра, музы­ ки и кинематографии поставил в Мурманском областном театре кукол пьесу Евг. Шварца «Го­ лый король». Коллектив под руководством ново­ го главного режиссера Ф. Б. Шевякова открыл свой 48-й сезон показом восстановленного спек­ такля. ского» драматического искусства. Это отрази­ лось и на куклах: они «очеловечились», как бы сами стали актерами. В «Голом короле» играют так называемые боль* шие куклы (актер вдева­ ет ноги в кукольные башмаки, одну руку — в рукав, другая рука уп­ равляет головой). При этом сам актер сливает, ся с темной сценой, а кукла, которую видит зритель, сохраняет все Шевяков: «В этом се­ зоне мы покажем мур­ манчанам еще одну по­ становку М. М. Короле­ ва — «Божественную комедию» И. Штока». Корреспондент: «А чем она отличается от известной интерпрета* ции «Божественной ко­ медии» . в Государствен­ ном Центральном театре кукол под руководством Сергея Образцова?» Шевяков: «В нашем спектакле Адама и Еву куклы играют до тех пор, пока они не сьеда“ ‘ ют яблоко. Тогда на сцену выходят живые актеры. Только вкусив запретный плод и по­ знав грех, Адам и- Ева становятся людьми». ...А тем временем ог. крывается черный за­ навес, выходят актеры в черных трико . Зву­ чит менуэт — трога­ тельный и нежный стариюіый танец. А к ­ теры закрывают лица черной вуалью — те­ перь они исчезнут за кулисами , а выйдут отт туда уже куклы — придворные дамы, ка ­ мердинер, министры и, конечно, король. Глу­ пые, надутые, смешные, забавные куклы разыг _ рывают кукольные страсти при кукольном дворе, и все это слав­ ная и безобидная сказ­ ка лишь до тех пор, пока не нависает серь­ езная, уже не сказоч­ ная угроза над Друж ­ бой, Любовью , Светом и Добром. Тиран с дико вращающимися глазками пытается под _ чинить не только свой до предела развращен­ ный двор, по и весь мир собственному 1 сап- НА ВОПРОСЫ НАШЕГО КОР­ РЕСПОНДЕНТА Т. Р А Б О Т Н Е - ВОЙ ОТВЕЧАЕТ ГЛАВНЫЙ РЕ­ ЖИССЕР МУР­ МАНСКОГО ОБ­ ЛАСТНОГО ТЕ­ АТРА КУКОЛ Ф. Б. ШЕВЯ­ КОВ. ТАМ, ГДЕ СБЫВАЮТСЯ ризу. Но. нет! Это ведь все-таки сказка, и доб­ рые и веселые Генрих и Генриетта , друг Сви­ нопас и маленький мальчик спасают стра­ ну своим смехом. Так люди побеждают к у ­ кол, и потому честных героев играют живые актеры. Корреспондент: «А нужно ли вообще соеди­ нение чисто кукольных сцен и «живого плана»? Шевяков: «Этот спо­ соб выдуман не нами: издавна идет традиция, когда Петрушка разго­ варивает с шарманщи­ ком, а зрители по ходу действия подают репли­ ки героям. Кукольные театры страны давно и успешно используют синтез своих обычных приемов и «человече­ СКАЗКИ особенности пластики того, кто ее ведет». Корреспондент: «Но ведь старые куклы — тростяные, петрушечные — тоже обладают бога­ тыми возможностями, не доступными живому ак­ теру?» Шевяков: «Действи­ тельно, эффект, когда кукла вдруг делает че­ ловеческие жесты или, наоборот, совершает не­ мыслимые для нас куль­ биты, нельзя ничем за­ менить. Но стали, забы­ вать об этих старых и верных средствах, и куклы за это отплати­ л и — утеряли подвиж­ ность, пластику, тепло­ ту. В этом сезоне мы покажем мурманчанам новый спектакль Г. Осте- ра «Котенок по имени Гав», в котором принци­ пиально отказались от «живого плана». А в другой нашей премьере — «Василисе Прекрас­ ной» — чисто кукольные сцены и «живой план» гармонично сосуществу­ ют». Корреспондент: «Оче­ видно, надо просто ис­ кать компромисс. Вот как в некоторых спек­ таклях вашего театра: куклы и люди символи* зируют два полюса — мертвое и живое, чер­ ное и белое, зло и доб­ ро...» ...В «Голом короле» кукольные сцены хоро­ ши именно т е м ч т о в них сохранен дух ба- лаганности, юмор и ирония доведены до гротеска, а сцена, ко ­ гда министр нежных чувств спаивает камер­ гера и гувернантку, прямо восходит к трат дициям старинного вертепа (так на Украт ине называли театр, где куклы разыгрыва­ ли бытовые сценки). В то же время перед на . ми не застывшие об­ разы — символы глу­ пости, раболепия и развращенности. Куклы очень индивидуализи­ рованы, и тем смеш­ ны. Министр нежных чувств в великолепном исполнении актрисы Т. Волынкиной — по­ веса с брюшком , жуир с легкомысленным цвеш точком в тонких паль­ цах; мэр (В. Зайчен­ ко) суетлив и несколь­ ко придурковат, а сквозь солдафонскую маску первого минист­ ра (А. Гусев) вдруг проглядывает неистре­ бимое желание сказать наконец-таки . «грубо, по-мужски» всю прав­ ду о голом короле. Корреспондент: «Но ведь взедение «живых» сцен в кукольный спек­ такль — это еще одна условность, хотя театр уже по своей природе условен. А ведь боль­ шинство ваших зрителей — дети...» Шевяков: «Да, дети по своему восприятию материалисты. Поэтому в детские спектакли сце­ ны с настоящими акте­ рами надо вводить осто­ рожно. В «Теремке», предназначенном до­ школьникам, Волка, на- пример, играет актер в маске, но дети его бо­ ятся не меньше, чем живого. Все, очевидно, зависит от мэры услов­ ности». Корреспондент: «В этом сезоне вам пред­ стоит интересная ра­ бота — «Лягушки» Арис­ тофана. Какую меру ус­ ловности вы выберете в постановке античной пьесы?» Шевяков: «Античный театр по своей стили­ стике очень близок те- атру кукол. Ему были свойственны и гротеск, и буффонзда, большое значение имели маски. Пока трудно сказать, как будет решен спектакль, но поиски направлены на отыскание таких па­ раллелей». ...На сцене полное замешательство. Ко­ роль-жених явился на центральную площадь в роскошных одеждах, сшитых из невероят­ ных заморских тканей. Приближенные -немеют от восторга, ибо попро­ буй улыбнись или за­ сомневайся — ты либо не соответствуешь за ­ нимаемой при дворе должности, либо дурак. Только • маленький мальчонка, у которого и корысти-то никакой быть не может, и ду­ раком его тРУАно на­ звать — так он мал, вдруг засмеялся: «А король-то голый!» И как карточный домик рассыпается этот Дав­ но прогнивший ми­ рок, куклы растерян­ но мечутся по сце­ не, а оскандалившийся монарх, стыдливо при­ крывшись ладонью, скрывается с глаз хо­ хочущего народа. На­ ши герои весело поют, они счастливы, что во- сторжествовала спра­ ведливость: ведь глу­ пость и трусость йе могут править миром.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz