История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
За -кулисами висели четыре одинаковых коро ля. Последний был голый. Беспомощно и жалко повис фиолетовый чуб, испуганно топорщились фиолетовые усики. Ему придется расхлебывать кашу, которую заварят остальные трое, одетые в пышные костюмы. Пока же короли скучают в ожидании выхода на сцену. Два года назад заслуженный деятель искусств РСФСР М. М. Королев, профессор Ленинград ского государственного института театра, музы ки и кинематографии поставил в Мурманском областном театре кукол пьесу Евг. Шварца «Го лый король». Коллектив под руководством ново го главного режиссера Ф. Б. Шевякова открыл свой 48-й сезон показом восстановленного спек такля. ского» драматического искусства. Это отрази лось и на куклах: они «очеловечились», как бы сами стали актерами. В «Голом короле» играют так называемые боль* шие куклы (актер вдева ет ноги в кукольные башмаки, одну руку — в рукав, другая рука уп равляет головой). При этом сам актер сливает, ся с темной сценой, а кукла, которую видит зритель, сохраняет все Шевяков: «В этом се зоне мы покажем мур манчанам еще одну по становку М. М. Короле ва — «Божественную комедию» И. Штока». Корреспондент: «А чем она отличается от известной интерпрета* ции «Божественной ко медии» . в Государствен ном Центральном театре кукол под руководством Сергея Образцова?» Шевяков: «В нашем спектакле Адама и Еву куклы играют до тех пор, пока они не сьеда“ ‘ ют яблоко. Тогда на сцену выходят живые актеры. Только вкусив запретный плод и по знав грех, Адам и- Ева становятся людьми». ...А тем временем ог. крывается черный за навес, выходят актеры в черных трико . Зву чит менуэт — трога тельный и нежный стариюіый танец. А к теры закрывают лица черной вуалью — те перь они исчезнут за кулисами , а выйдут отт туда уже куклы — придворные дамы, ка мердинер, министры и, конечно, король. Глу пые, надутые, смешные, забавные куклы разыг _ рывают кукольные страсти при кукольном дворе, и все это слав ная и безобидная сказ ка лишь до тех пор, пока не нависает серь езная, уже не сказоч ная угроза над Друж бой, Любовью , Светом и Добром. Тиран с дико вращающимися глазками пытается под _ чинить не только свой до предела развращен ный двор, по и весь мир собственному 1 сап- НА ВОПРОСЫ НАШЕГО КОР РЕСПОНДЕНТА Т. Р А Б О Т Н Е - ВОЙ ОТВЕЧАЕТ ГЛАВНЫЙ РЕ ЖИССЕР МУР МАНСКОГО ОБ ЛАСТНОГО ТЕ АТРА КУКОЛ Ф. Б. ШЕВЯ КОВ. ТАМ, ГДЕ СБЫВАЮТСЯ ризу. Но. нет! Это ведь все-таки сказка, и доб рые и веселые Генрих и Генриетта , друг Сви нопас и маленький мальчик спасают стра ну своим смехом. Так люди побеждают к у кол, и потому честных героев играют живые актеры. Корреспондент: «А нужно ли вообще соеди нение чисто кукольных сцен и «живого плана»? Шевяков: «Этот спо соб выдуман не нами: издавна идет традиция, когда Петрушка разго варивает с шарманщи ком, а зрители по ходу действия подают репли ки героям. Кукольные театры страны давно и успешно используют синтез своих обычных приемов и «человече СКАЗКИ особенности пластики того, кто ее ведет». Корреспондент: «Но ведь старые куклы — тростяные, петрушечные — тоже обладают бога тыми возможностями, не доступными живому ак теру?» Шевяков: «Действи тельно, эффект, когда кукла вдруг делает че ловеческие жесты или, наоборот, совершает не мыслимые для нас куль биты, нельзя ничем за менить. Но стали, забы вать об этих старых и верных средствах, и куклы за это отплати л и — утеряли подвиж ность, пластику, тепло ту. В этом сезоне мы покажем мурманчанам новый спектакль Г. Осте- ра «Котенок по имени Гав», в котором принци пиально отказались от «живого плана». А в другой нашей премьере — «Василисе Прекрас ной» — чисто кукольные сцены и «живой план» гармонично сосуществу ют». Корреспондент: «Оче видно, надо просто ис кать компромисс. Вот как в некоторых спек таклях вашего театра: куклы и люди символи* зируют два полюса — мертвое и живое, чер ное и белое, зло и доб ро...» ...В «Голом короле» кукольные сцены хоро ши именно т е м ч т о в них сохранен дух ба- лаганности, юмор и ирония доведены до гротеска, а сцена, ко гда министр нежных чувств спаивает камер гера и гувернантку, прямо восходит к трат дициям старинного вертепа (так на Украт ине называли театр, где куклы разыгрыва ли бытовые сценки). В то же время перед на . ми не застывшие об разы — символы глу пости, раболепия и развращенности. Куклы очень индивидуализи рованы, и тем смеш ны. Министр нежных чувств в великолепном исполнении актрисы Т. Волынкиной — по веса с брюшком , жуир с легкомысленным цвеш точком в тонких паль цах; мэр (В. Зайчен ко) суетлив и несколь ко придурковат, а сквозь солдафонскую маску первого минист ра (А. Гусев) вдруг проглядывает неистре бимое желание сказать наконец-таки . «грубо, по-мужски» всю прав ду о голом короле. Корреспондент: «Но ведь взедение «живых» сцен в кукольный спек такль — это еще одна условность, хотя театр уже по своей природе условен. А ведь боль шинство ваших зрителей — дети...» Шевяков: «Да, дети по своему восприятию материалисты. Поэтому в детские спектакли сце ны с настоящими акте рами надо вводить осто рожно. В «Теремке», предназначенном до школьникам, Волка, на- пример, играет актер в маске, но дети его бо ятся не меньше, чем живого. Все, очевидно, зависит от мэры услов ности». Корреспондент: «В этом сезоне вам пред стоит интересная ра бота — «Лягушки» Арис тофана. Какую меру ус ловности вы выберете в постановке античной пьесы?» Шевяков: «Античный театр по своей стили стике очень близок те- атру кукол. Ему были свойственны и гротеск, и буффонзда, большое значение имели маски. Пока трудно сказать, как будет решен спектакль, но поиски направлены на отыскание таких па раллелей». ...На сцене полное замешательство. Ко роль-жених явился на центральную площадь в роскошных одеждах, сшитых из невероят ных заморских тканей. Приближенные -немеют от восторга, ибо попро буй улыбнись или за сомневайся — ты либо не соответствуешь за нимаемой при дворе должности, либо дурак. Только • маленький мальчонка, у которого и корысти-то никакой быть не может, и ду раком его тРУАно на звать — так он мал, вдруг засмеялся: «А король-то голый!» И как карточный домик рассыпается этот Дав но прогнивший ми рок, куклы растерян но мечутся по сце не, а оскандалившийся монарх, стыдливо при крывшись ладонью, скрывается с глаз хо хочущего народа. На ши герои весело поют, они счастливы, что во- сторжествовала спра ведливость: ведь глу пость и трусость йе могут править миром.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz