История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

Г * ДЕТСТВА нам знако- мы две сказки — о доверчивой Красной Шапоч­ ке. съеденной волком, и му­ зыкальная сказка С. Про­ кофьева о храбром Пете, по­ бедившем волка. Одна сказ­ ка учит осмотрительности, вторая — вере в себя, в добро и дружбу. Наш областной театр ку­ кол выбрал для постановки вторую. прокофьевскую, сказку, и она уже идет на сцене перед детским зри­ тельным залом (постановщик — приглашенный из Таллин­ ского театра кукол, заслу­ женный деятель искусств Эстонской ССР Р. Агур). Самос главное в любом детском спектакле — дейст­ вие. а событийный сюжет «Пети и Волка* примитивен и по сценическому времени недолог. т. к. обусловлен особенностями и задачами музыкального жанра, в кото­ ром выступал С. Прокофьев. Поэтому внимание зрителя в спектакле нашего театра фиксируется не столько на сюжетс. сколько на игре ар ­ тистов и кукол. Режиссер и исполнители создают цепь эпизодов, не только повторяющих, но и расширяющих темы про­ кофьевской музыки, широко построенных на пантомиме — «Бестолковость*. «Пио­ нер». «Птичка*. «Кошка*. «Ссора*. «Извинение*. «Де­ душка*. «Поиск*. «Волк*, «Еда*. «Охотники*. Э та ц е п ь сцем хо рош о п р о ­ дум а н а . то ч н о н красиво разы­ гр а н а , и каж дая а о тд е ль н о с ти д о л ж н а б у д и т ь у ребенка о щ у ­ щ ение со п р и ч а с тн о с ти . П ото­ м у ч то ■ его ли чн ом опы те у ж е е с ть и б е сто лковость, п у та н и ц е й нач ин ающ аяся и г­ ра, о т к ото рой потом ж а л ь ото­ рв а тьс я, — та к ж е е о т п р и х о ­ д и тс я сс о р и ть с я с др узь я м и , когда в обиде и кри не и сам не знаеш ь, иа чьей стороне правда, та к же уб е ди те ль н о — и ив о днаж ды — пр и х о ди ло с ь и з в и н ять ся : « Н у пр о сти . Н у пр о сти , п о ж а л у й с та !» Т а к же р а ск ле и в а ли с ь в р у к а х не п р и ­ способ ленны е д л я воды и гр у ш ­ к и , та к ж е п р и я тн о бы ло бры з­ га ть с я водой и з бочки. И в жизни ребенок видит вокруг полосатых кошек, л е­ тающих птиц. Правда, вот с волками дело обстоит слож­ нее. но зато предполагаемая театральная встреча с вол­ ком держит зрителей все время в ожидании. Не слу­ чайно на спектакле в тем­ ноте зала систематически раздавался чей-то голосок: «А когда волка показывать будут?* Но не только личный опыт помогает радоваться и сопереживать. — театр уме­ ло и весело, зная возрастную что город получил спек­ такль и з рук мастера. Но почему же все-таки мы. выходя из зала, на во­ прос: «Ну как?* сперва отве­ чаем: «Прекрасно!*, однако тут же добавляем: «Но что поймут дети?* И вдруг не­ вольно вырывается: «А о всстной прокофьевской сказ­ ки, которая подводила р е­ бенка к мысли о том, что он может победить даже самого страшного зверя, если будет храбр, решителен и встанет на сторону беззащитных. Сказка Прокофьева учит не насилию, а гуманизму. СКАЗКАОЖЕСТОКОЙПЕТЕ И БЕДНОЙ ВОЛКЕ ТЕАТР психологию зрителя, играет с детьми, сидящими в зале. То их учат аплодировать к месту, то зовут на сцену са­ мого храброго — объяснить, что будет с мягкой игруш­ кой, если се бросить в во­ ду. и благодарят его за разъ ­ яснение: «Ты умный маль­ чик!*... В цветовом и декоративном оф о рм ле ни и с п е к та к ля н е т тр а д и ц и о н н ы х д л я д е т с к и х к у ­ к о ль н ы х по ста но со к я р к и х , ло к а л ь н ы х цветов. Д еревья, дом и к, забор, обрам ление сце­ ны — все э то им еет п р и г л у ­ ш енны й цвет сух о го дерева во всех его о тте н к а х — о т розо- вато-серого на ств о ла х бере­ зок д о пр осто серенького, на­ мы того дож дям и на забор, но э то т ц в ет, варьируемы й о т ф а к ту р ы предм ета во всех д е ­ т а л я х д е к о р а ц и и , создаст те п ­ л о ту . и н тим н о сть , м ягкость. О н по в то р и тс я в серо вато -хол- щ евы х а к те р с к и х о де я н и я х , по по крою своем у о тд а ле н н о на­ пом и нающ и х о д е ж д у Пьеро. Э то т неброский, к а к о й -то по ­ тае нны й ц в е т пр иви вае т вк ус ребенку. В этом спектакле театр отказывается от ширмы, ве­ дущий куклу артист виден полностью, и оказывается в конечном счете, что иг кук­ лы. которые невелики по размеру и равны обычным детским игрушкам, а педу- щне их артисты определяют настроение, зрелищность и содержание спектакля. Эти ведущие пластичны, естест­ венны. веселы, они говорят, спорят, бегают, комменти­ руют. поют, приказывают. Пластика ведущих, хоро­ шей культуры жест. ритм, мимика, цвет, четкая и ясная музыка Прокофьева — все в совокупности говорит о том, чем, собственно, этот спек­ такль?* И встает сразу р яд вопро­ сов. Почему смещены при­ вычные акценты, и уже в начале сказки пионер Петя в своем грозном рыке, от ко­ торого трепещет все живое и в прямом смысле сматы­ вается со сцены все неоду­ шевленное, более noxojft на бандита, чем на обыкновен­ ного мальчика? Причем один из ведущих любовно заве­ ряет зал: «Вот какие были пионеры моей молодости!* Поче\іу Дедушка невырази­ телен как кукла и противен как человек, дотошлнв и на­ зойлив? Почему Бабушка, интересно продуманная ре­ жиссером и охотно сцениче­ ски реализованная актера­ ми. нейтрально не согласна со всем происходящим и остается до конца событий как некий предмет в себе? Почему Волк какой-то нена­ стоящий, похожий то ли на пса, то ли на нестрашную игрушку, с которой грех су­ рово обращаться? Да и со сцены звучит недвусмыслен­ но: честно ли веем — Пете, охотникам и зверью — на­ валиваться на одного, пусть даже и волка? Нас много, а он один. И Волк вызывает сочувствие. Таким образом, хотя ре­ жиссер, желая заставить р е­ бенка задуматься, не рас­ ставил четких акцентов, они. эти акценты, как и по­ зиция постановщика, все равно просматриваются. Они искажают суть общеиз- В и н те р п р е та ц и и ж е реж ис­ сера . Р . А гу р а кла сси чески й сю ж е т обр ета ет п р и н ц и п и а л ь ­ но новый смы сл, с у т ь к о то р о ­ го так ов а: к аж ды й до лж е н ж и т ь п о своей пр ав де : ребе­ нок — та н ц е в а ть , и ош и и — бегать, у т к и — п ла в а ть , а в о лк — е с ть аса, ч то н и по па ­ д е тс я п о д л а п у — у т к у та к у т к у . К р а с н ую Ш а п о ч к у та к К р а с н ую Ш ап о ч к у... А т о т ф а к т, ч то П е тя в нака­ зание за злодей ств а пойм ал волка. — э то не п о д в и г, а н ра в ств енны й пром ах. Ведь сам П е тя не п о те р п е л н аси ли я н а д собой, иогда Д е д ты чком за гн а л его дом ой. Какое ж е пр ав о о н им еет соверш ать наси ли е н а д д р у ги м с ущ е с т­ вом, б у д ь о но и волком? П о ­ яв ле н и е ж е зло в ещ и х ф и гу р ох о тн и к о в о к о н ч а те ль н о под­ сказы вает ю ном у зр ителю м ы сль о явной ош и бке П ети. Так развенчивается идея сопротивления, заступниче­ ства. подвига, и, логически завершая свою концепцию, изымет театр из музыки Прокофьева героическую тему победы и даст прозаи­ ческую, ироническую, дву­ смысленную оценку Пете: «Молодец - молодчина . мо­ лодчага-молоток! * И окажется, что празд­ ничный, с таким вкусом и любовью поставленный спек­ такль несет в себе совершен­ но неприемлемую мысль — идею абстрактной гуман­ ности. всепрощения, объек­ тивистского понимания «вся и всех*. Г. ГОЛОТИНА. Кандидат филологиче­ ских наук. Редактор Н. В. БЕЛЯЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz