История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

В ТЕАТРЕ кукол гаснет свет. Музыка... И оживает над ширмой Фимушка — ей спасать свой город Лебединсц. И топает по помосту, распевая «бур- чалки», добродушный Вин­ ни-Пух. И строгая Мэри Поплине в Вишневом пере­ улке занята чудесами. Только сначала надо та­ кой сделать Фимушку, что­ бы ей поверила актриса, а потом зритель. Чтобы акте­ ру захотелось играть с Вин­ ни-Пухом. а зритель решил бы стать Пуховым другом. И чтобы после спектакля зал разница между внешним ви ­ дом и «внутренним миром». Куклу, говорила Галина Алексеевна, лучше одевать тогда, когда на лицо ее уже положен грим. Потому так часто в нашем разговоре она употребляла слово «образ». А в один и з моментов, рас­ сказывая о любимых кук­ лах, про спектакль «Кошкин дом» сказала, что он выстра­ данный. Слово, которое при­ вычно скорее в устах ре­ жиссера, художника, акте­ ра... Нет двух одинаковых ху ­ дожников. У каждого своя И ВСТРЕТЯТ ВАС КУКЛЫ очень надеялся, что Мэри Поплине когда-нибудь вер­ нется в Вишневым переулок, — ведь не каждый взрослый умеет делать чудеса. Актеры это умеют — они дают кукле голос и «душу». Умеет художник — в его во­ ображении рождается кукла. Это трудно: у нее весь спектакль почти одно выра­ жение лица, а сколько со­ бытий и чувств ей надо пе­ режить за час-полтора! И значит, в эскизе художника должен быть образ. А в цехе, полном раз­ ноцветными лоскутами, по­ ролоном, тюлем, проволокой, бумагой, бархатом, мешко­ виной, из рисунка выра­ зительного. но плоскостного появляются на свет куклы. Каждая в единственном чис­ ле. неповторимая. Сколько их всего было. Галина Алексеевна, старшая закройщица Мурманского областного театра кукол, ви­ димо. не считала, их и не собрать всех вместе. Только время от времени они нена­ долго возвращаются к ней: когда требуется ремонт или нужно обновить прическу, постирать и отгладить кос­ тюм. И ногда в этом иехе собира­ ется самое неож иданно* об* щ гств о . Та и бы ло, наприм ер, недавно, когда в д р у г объ е ди ­ н и ли с ь ком пания до к то р а А й ­ б олита . д р у з ь я и недруги красны х д ь я в о л я т (еще и с п е к ­ та к л я так о го нет), а та к ж е Пе­ тя и В оли , которым предстоя* по вот-вот с ы гр а ть прем ьеру. Всех д е л а ла Га л и н а Алексеев­ на Подорима с помощ ницами. И если бы ей однажды предложили в театре на вы­ бор — шить исключительно костюмы для актеров или делать и одевать кукол—она выбрала бы только второе. Но поскольку на работе не выбирают, а работают, она занимается и первым, и вто­ рым. Даже самый продуманный художником образ и облик куклы еще не закрывают другим дороги для вообра­ жения. В цехе начинают пробовать и искать. Матери­ ал, фактуру. Какая получит­ ся кукла? Как с ней актеру будет работаться? Чтобы по­ том не обнаружилась вдруг стилистика, свои вырази­ тельные средства. И ей надо быть готовой понимать их. Старым багажом, только богатым опытом не обой­ тись. С большим уважением Ирина Николаевна Кулиги- на, заместіггель директора театра, говорила о начитан­ ности, эрудиции Подориной. Спектакли нашего театра оформляли художники, п р и - глашенные из Эстонии. Сейчас висят в цехе эски­ зы. присланные Н. А. Боро- вен новой из Большого теат­ ра кукол Ленинграда. Встре­ чи с ними — совсем разны ­ ми — всякий раз учат ново­ му. Как надо знать возможно­ сти материала, чтобы, на­ пример, из одной и той же обычной мешковины сшить костюмы самым непохожим героям и з «Красных дьяво­ лят». чтобы каждому из них подчеркнуть его характер и передать суровость той эпо­ хи. Ещ е ■ цехе висела папаха. Поиа в р у и и не возьмешь, па* паха как папаха — ка р а к уле ­ вая. А оказалось, надо это слово б р а ть в кавы чки , пото­ м у что нииакой это ие мех, а с тары й краш ены й и апрон. Но т а к по к раш енны й и та к ис­ к у сн о н аш и ты й , ч то чем тебе ие к а р а к у ль — и зда ли. С та ­ кой ж е и зоб рета тельно стью и зго та в ли в аю т мех песца — из капроновой тка ни. И сек­ р е т пр о ст. Е с ли то ль и о д о не­ го додум аться... Н едавно Га л и н а А лексеевна с та ла вести ребячий к руж о к м ягкой и гр у ш и и — иаи п о л у ­ ч и тс я , ещ е ие знает, потом у ч то н а у ч и ть д р у г и х порой тр у д н е е , чем сде ла ть самой. Н о м ожет ли ие передаться ее п р е да н н о с ть куилеТІ ...В марте — весенние школьные каникулы. И для областного театра кукол на­ ступят особые дни. Будет много спектаклей, трудной работы. Будут играть «Сам- по-лопаренка», «Винни-Пу­ ха», «Трех мушкетеров», «Полосатую историю»... Про­ звенит третий звонок. И ак­ теры возьмут в руки ку­ кол... Т. КОЛЯСНИКОВА. • • • НА СНИМКЕ: Галина Алексеевна Подорина с кук­ лами из будущего спектакля «Красные дьяволята ». Фото Е. Лубенца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz