История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

ЧЕРНОЙ -ЧЕР­ НОЙ, угольной, бархатной темноте уми­ рал Пьеро. От тоски, любви, одиночества, от беспросветной ^ мглы. Но под рукой вдруг оказались большие ножницы. И Пьеро стал вырезать бабочек. Вот чудо! Одежда на Пьеро белая, бумага тоже, а бабочки выле­ тают из рук разноцвет­ ные. живые, и сам Пьеро ^начинает све­ титься разноцветными красками. Легкомыс­ ленные бабочки улета­ ют. но это ничего, за ­ то остается одна, са­ мая главная,—малень­ кая и алая.'..Она садит­ ся к Пьеро' на грудь, и он бережно прижи­ мает. поглаживает сер­ дце-бабочку своей белой тонкой ручкой. Это отрывок из но­ вого спектакля област­ ного театра кукол. Все­ гда кто-нибудь может сказать: «В наш-то век іі такая сентнменталь-' на^ штучка...» Но если бы это ус­ лышал режиссер теат­ ра кукол Михаил Алек- ; сеевтіч Майсаков. ка­ ким удивленным и огорченно - печальным стало бы его лицо: — Пьеро дает урок добра. Как бы тебе са­ мому плохо и одиноко не было, найди силы сотворить добро. Поса­ ди^ дерево; приласкай ребенка, вырежи, на­ конец. из бумаги боль­ шую разноцветную ба­ бочку. и ж.'-'знь снова улыбнется тебе, пото- ' му что кому-то от ЭТО­ ГО станет хорошо. Это смысловой кон­ текст сценки. Он. прост ■и понятен не только взрослым, но даже реѴ . беш;у. А ч т о , может . быть лучше,, чем ѵчить людей добру,, а тем бо­ лее самому каждоднев­ но творить его. Поздним вечером в опустевшем, притих­ шем, полуосвещенном театре непривычно ти­ хо. Со стен погляды­ вали лукавые, хитрые, печальные и веселые рожицы кукол. Навер­ ное-, после того, как все уйдут, они спуска­ ются со своих крючков и говоздиков на пол и маленькой. смешной, разноцветной толпой выходят на темную Любимый герой его — Карлсон. Карлсон с крыши, детская фан­ тазия , выдумка,, з-течта и š то же время с&мое что ни на есть реаль­ ное существо. Это под­ твердит каждый ребе­ нок. Но далеко не каж­ дый взрослый. Бедные взрослые. С ПЕКТАКЛЬ «ПРИ­ ВЕТ, КАРЛ ­ СОН!» — самая пер­ вая режиссерская ра ­ бота Майсакова. Он — « К Уклы-79» — ра- бота совершен­ но необычная. Мы хо­ тим показать людям (а спектакль рассчитан и на’ взрослых), что та­ кое театр кукол. Вот, например, руки, обыч­ ные человеческие ру­ ки. А у лас в театре -они могут стать птпца- ми. Руки могут пре­ вратиться и во влюб­ ленных, плывущих в лодке. А обычная ма­ газинная калоша — в эстрадную певицу, ве- ................ Молодые в искусстве ■«»»■■••«■ МЫ ВЕРИМ В ВОЛШЕБСТВО сцену, пробегают по гримерным, залу, фойе. Они, наверное, держат­ ся за руки й загляды­ вают во все уголки, и можно услышать их тихий шепот, приглу­ шенный смех и быст­ рый, легкий топот ма­ леньких ножек: Бело­ снежка, Заяц , Король, Принцесса... Добрый, прекрас­ ный, удивительный мир детства... А режиссер театра кукол Михаил Майсаков кажется вол­ шебником.- живущим в нем. Не очень ловко это писать, но минутами он казался тем самым Пьеро. Взгляд, уста­ лый, чуть печальный, но это • понятно: по­ зади длинный, нелег­ кий день. А вот мяг­ кая доброта улыбки, жестов, - фраз — это присуще ему, навер­ ное, всегда. 7 — Мы верим в вол шебство. — говорит оЩ ~ И хотим, чтобы в него потерил "к аж т дый. кто придет в наш театр! >• ' . ставил его во время дипломной практики в Тамбовском театре ку­ кол, заканчивая Ленин­ градский институт те­ атра, музыки и кине­ матографии. А вооб­ ще, увлечение кукла­ ми осталось с дётства: он вырезал из бумаги кукол, раскрашивал их; в саду меж двух яб­ лонь натягивал ста­ ренькую простыню, слезно выпрошенную у мамы, и... представле­ ние начиналось. Маль­ чишки и девчонки сбе­ гались со всей улицы. Главным у него* был Петрушка. ‘ Веселый, неунывающий^ и доб­ рый. С Карлсоном Ми­ ша тогда знаком еще не был. Но первые зри­ тели его не жалели л а ­ дошек и для Петруш­ ки. Так же, как сегод­ няшние не жалеют их для Карлсона и других многочисленных питом­ цев. Майсакова. Им он отдает * все свободное время, всё; силы, всіо * серю ‘ душу. А в :пос- лёднём спектакле ге­ роев более десятка. “ ники л мочалки. — в цыганский табор. Ви­ сящие \на веревке пос­ ле , стирки три самые обычные рубашки — вообще влюбиться друг в друга. И они решают спор в бою на шпагах. И рубашка-рыцарь гиб- . нет. и несправедли­ вость берет верх. Так. нее, как это все же случается в жизни. А потом появляется на сцене Пьеро. Одино­ кий, печальный. Он вырезает просто бабо­ чек. Но они. легкие, яр ­ кие, • восстанавливают нарушенное в мире равновесие, возвраща­ ют на лііца улыбки, а в - сердце — доброту и нежность. Доброту не жалостливую, а сози­ дательную. активную, действующую. Такую, за. которую стоит Ми­ хаил Алексеевич Май­ саков, которую он счи­ тает главным качест­ вом в человеке,, глав­ ной силой, в. нашем ми- ре.* ' • .. Т, ВОЙКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz