История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
С е г о д а м — Международный день театра Э А КУЛИСАМИ шла по- ^ вседневная суетная те атральная жизнь. Но среди рабочих сцены, осветите лей, костюмеров толкались явно несовершеннолетние мальчики и девочки. Они что-то подтаскивали, само забвенно ползали на ' коле нях, подмалевывая, раскра шивая яркие куски ткани и фанеры. - • ' •— Что это они тут дела ют? -— Помогают. Это наши ребята, клубовские. - Андрей Иванович Сапего", директор кукольного теат ра, говорит о клубе эсте тического воспитания, сов сем недавно открывшемся при театре, с отеческими нотками в голосе. Да это и не удивительно.: клуб для подростков — его детище. 9 R I B C 8 5 H I Н В В Е Ё Б В С П в Ъ ношкин ш т ШВЕИК f e e e e e w ffM ia . Но разговор о нем еще впереди. Потому что это пока единственный у нас в области опыт, и в опреде лённой • степени он носит характер эксперимента. Се годняшне разговор пойдет -об особенностях работы кукольного театра в . Меж дународный год ребенка. Хотя... — Для нашего теат ра каждый год — год ре бенка, — совершенно серь езно утверждает Андрей Иванович. - Проблема «театр и дети», _а точнее- «театр и подрое тся»,1привлекла его внима ние- ets** *г:19£5 году, когда «ееле?; окончания Ленин градского института театра, музыки и кинематографии ев начал работать в нашем драмтеатре.- -Ц fc-Bi Киселев ставил спек такль «Убийцы и свидете ли» Я. Волчека. Зал был полон. На сцену, где моло дые 19—20-летние актеры выясняли, что приводит на скамью подсудимых обыч ных, в общем-то, ребят, — смотрели сотни блестящих от взволнованной заинтере сованности глаз подрост ков. Это был спектакль для них. Вот ту напряженную тишину зрительного зала Сапего помнит и по сей день. — До сих пор хочется сделать комплимент Кисе леву за ту работу, — гово рит он. Позже восемь лет руко водил он театром юноше ского творчества в Таллине. И неплохо, видимо, руко водил, потому что немало бывших учеников его учит ся сейчас в театральных вузах, работает в целом ряде театров нашей страны. Среди них, например, актер Мурманского драмтеатра Сергей Кирсанов. Начав же работать в те атре кукол, Андрей Ива нович буквально • с пер вых дней вернулся к тому, что занимало его вот уже более 1.0 лет. Кто должен быть хозяином в кукольном театре? Малыши из детско го сада? Несомненно. Это театр прежде всего для них. Так же, как и для ре бятишек 1—4 классов. А дальше? У семиклассника, например, до репертуара облдрамтеатра, как гово рится, нос не дорос. А из штанишек кукольного он сам утверждает, что вырос. Вырос ли? В кукольном театре ре шили не согласиться со строптивым семиклассни- ■ком и взялись за него все рьез. Начали с репертуара. «Ага, волк, попался!» м другие спектакли оставили для малышей. Для них же запланированы «Три поро сенка», «Конек-горбуш^с», «Золушка», «Кошкин дКл» и так далее. Но одно временно с тем уже сей час в рабочих планах ку кольного «Красные дьяво лята», «Мэри Поппинс», • «Сирано ^ де Бержерак» "и, наконец, «Швейк во второй ' мировой войне» Б. Брехта. Последняя работа сейчас “ занимает особо Андрея Ивановича. «Красные дья- " волята» (режиссер "М. "Май- саков) — • это роман* -'тика революций, граждан- ‘ ской • войны. Это птицей мчащиеся среди "ковыльных степей кони, это . жаркое .пламя боевых знамен, это „дробь барабанных' палочек в руках мальчишки в крас нозвездной буденовке. .Все ясно, ’ все открыто. Здесь мы — там * враги. Здесь правда — там кривда. Впе ред! Ну, а Швейк? Образ это го известного персонажа здесь несет иные, нетради ционные черты. Живет че ловек. Живет тихо, при за крытых окнах, потребляет пиво с сосисками, и весь мир для него, хорош. Пузо сыто, а что за окнами, он не вид-ит — закрыты они. А за окнами зловещим мет- ронс^мом отбивают шаг ко ваные сапоги штурмови ков. Кто виновен в том, что они зажигают на площади старинного университетско го городка .костер из книг? Кто ответит за трагедию Чили7 Кто остановит китай ских реакционеров? Кто • сможет , утешить вьетнам скую мать; Потерявшую де тей? И всегда ли так - уж 'невинны те, кто «не видел», «не думал», «не знал», «выполнял всего лишь при- . каз»?! Ответственности за происходящее, активной позиции Человека-гумани- ста будет учить подростков новый спектакль театра ку кол. Когда Андрей Иванович - рассказывает о нем, он не изменно проводит парал лель между ним и тем дав ним спектаклем «Убийцы, и свидетели». И не только потому, что у них одна и та же цель, а потому, что он помнит, как 15-летние мальчишки смотрели на сцену. Не ждать, когда подрост ки, отложив в сторону ги тары, выйдут из подъездов и направятся в театр, а са мим сделать шаг навстречу к ним (не в подъезд, разу меется) — вот задача, сто ящая сегодня перед ку кольным театром. И они решают ее активно, по-де ловому. Решают открытием клуба, где уже сейчас ра ботает несколько кружков, где у ребят есть аппарату ра стоимостью в тря тыся чи рублей, весь реквизит для трех спектаклей, где с ними занимаются педагоги, лучшие актеры, режиссеры театра. Решают тем, что два - раза в месяц ставятся спек- • такли в Доме - культуры, расположенном в районе Южного Нагорного, для ре бят, ‘ живущих далеко от центра города. Разумеется, в театре от лично понимают всю Слож ность, связанную с решени ем этой проблемы, оцени вают степень голубизны . своей мечты. Но и в то же время здесь убеждены, что ради высокой цели во спитания человека комму нистического общества мо жно сделать все. Т. БОЙКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz