История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
П р е м ь е р а Ц А СЦЕНЕ — уют- 11 пая симпатичная спальня, выдержанная чуть ли не в стиле ро коко: небольшой, об шитый атласом мягкий диван, резные зави тушки на стенах, яркие претенциозные тона обивки. В присборен ном атласе, в приятном лиловом цвете, в оваль ных багетах :— пре лестная собачья гале рея: с фотографий смо трят па зрителя груст ные и веселые ,’ умные и внимательные глаза псов. - • *■* "■ 1 ™ ~ ПЕЧАЛЬ ФЕРДИНАНДА Таким раскрывается перед нами в первый миг новый спектакль Мурманского област ного театра кукол «Медаль Фердинан да». Зритель сразу на страивается на домаш- . ний, _ доверительно-- откровенный лад. Сценарий пьесы напи сан режиссером театра . М. А. Майсаковым по повести польско го поэта и прозаика Людвига Ежи . Кернаа «Фердинанд Вели колепный»». Это грустная с ка з ка о милом псе да леко не. . блестящей генеалогической дина стии , который мечтает хотя бы раз в ж и зн и по л учи ть медаль на выс тавке собак. Более того , собака эта мечтает стать человеком и присваивает себе «человечье» имя Фердинанд. И вот Фердинанду снится сон, чудный, красивый сон о том, как он стал человеком и живет среди людей. В этом сне воплощают ся самые лучшие соба чьи мечты: встать на две задние лапы, пойти к портному и заказать себе костюм, познако- . миться с другим чело веком и пойти с ним : пообедать' в кафе, за- вести собственную за писную книжку, нако нец, сказать особе жен. ского пола, как она прекрасна... Однако со бачья натура берет свое, и Фердинанд да же во сне мечтает по лучить первую медаль на собачьей выставке, и он ее уже получает... Но увы! Сон кончается: Фердинанд просыпает ся от очередного тычка Хозяина, тихонько ску лит и жалобно затяги вает песню о там, что люди . никогда не смо гут понять, о чем меч тает собака, а если бы они об этом узнали, то наверняка давали бы собакам медали за меч ту... Именно эта мысль — о медалях за мечту — наводит на главную идею спектакля: а не стали ли мы, люди, че рстветь, • загруженные делами _и оглушенные урбанизацией, не поте ряли ли частицу любви и жалости к «братьям нашим меньшим»? Не зря, не вдруг появился такой спектакль на сцене театра. Это, бе зусловно, веян не време ни, одна из проблем, которая, если посмот реть шире, касается всех взаимоотношений человека с окружаю щей средой.. . Если вспомнить рус с к ую литературу , то эта тема имеет замечатель ную историю : т у т и че ховская «Каштанка» , и «Булька» Толстого, есе нинское «Собане Качало ва», и бунинское «Хоро шо бы собаку купи ть» , и стихи Некрасова, и про за Пришвина, и многое- многое другое. Тема эта неисчерпаема,* к а к и дру жба человека с собакой. А прекрасная кн и га Тро- епольского «Белый Бим Черное ухо», а великое множество кинофильмов, и все они — о беззавет ной, трогательной при вязанности беззащитно го домашнего зверья к человеку..; Бывает, приведет человек домой зверька да и забудет о нем. Именно так забыл о своей собаке Хозяин (арт. В. Пьянков) в спектакле «Медаль Фердинанда ». Бедный пес (арт. В. Зайченко) ждет Хозяина с рабо ты, ласково тянется к нему, а в ответ полу чает только, тычки да подзатыльники. Образ ' Хозяина в пьесе отри цательный: у него нет имени, он неинтересен как личность,, сер и скучен. Мечтает Хозя ин только о славе, при чем добытой за счет собачьей медали. Спектакль предосте регает, настораживает, заставляет задуматься о черствости иных сер дец, о • невнимательно сти к существам, не . умеющим высказать . свою тоску, обиду, свои невидимые миру сле зы. Эта постановка — для .взрослых детей, как это ни парадок сально звучит, для де тей, умеющих самосто ятельно задумываться о серьезных вещах. На этот спектакль надо идти не развлекаться, а размышлять. Судя по репертуару театра, спе кта кль э то т— экспериментальный , и не все удалось в нем с точ ки зрения динамики раз вития. Некоторые эпизо ды, например в конце первого анта, страдают затянутостью , статично стью действия, повтора ми. Зато замечательны внутренние монологи, мысли вслух самого Фер- .динанда. Удачно, на мой взгляд. музыкальное оформление спектакля : своеобразные, запомина ющиеся песни С. Мала хова на стихи В. Семе нова хорошо вписываю т ся в сценическое дейст вие и несут важ н ую смы словую н а гр у з ку , за ис ключением . пожалуй , пе сни Цветочницы. И все же самое глав ное то, что после спектакля остается чув ство грусти, хорошей, теплой человеческой грусти по милому и не счастному, умеющему думать псу по имени Фердинанд. Когда я вышла на улицу после спектак ля, мне повстречался симпатичный белый с черными ушами спани ель, который доверчи во ткнулся носом в коленку, и я уже не много по-другому по смотрела на это созда ние, и в голову пришла мысль: «Интересно, что он обо мне дума ет?» Г. МАЗИТОВА, артистка Мурман ской областной фи лармонии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz