История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

П р е м ь е р а Ц А СЦЕНЕ — уют- 11 пая симпатичная спальня, выдержанная чуть ли не в стиле ро­ коко: небольшой, об­ шитый атласом мягкий диван, резные зави­ тушки на стенах, яркие претенциозные тона обивки. В присборен­ ном атласе, в приятном лиловом цвете, в оваль­ ных багетах :— пре­ лестная собачья гале­ рея: с фотографий смо­ трят па зрителя груст­ ные и веселые ,’ умные и внимательные глаза псов. - • *■* "■ 1 ™ ~ ПЕЧАЛЬ ФЕРДИНАНДА Таким раскрывается перед нами в первый миг новый спектакль Мурманского област­ ного театра кукол «Медаль Фердинан­ да». Зритель сразу на­ страивается на домаш- . ний, _ доверительно-- откровенный лад. Сценарий пьесы напи ­ сан режиссером театра . М. А. Майсаковым по повести польско го поэта и прозаика Людвига Ежи . Кернаа «Фердинанд Вели­ колепный»». Это грустная с ка з ка о милом псе да­ леко не. . блестящей генеалогической дина­ стии , который мечтает хотя бы раз в ж и зн и по­ л учи ть медаль на выс­ тавке собак. Более того , собака эта мечтает стать человеком и присваивает себе «человечье» имя Фердинанд. И вот Фердинанду снится сон, чудный, красивый сон о том, как он стал человеком и живет среди людей. В этом сне воплощают­ ся самые лучшие соба­ чьи мечты: встать на две задние лапы, пойти к портному и заказать себе костюм, познако- . миться с другим чело­ веком и пойти с ним : пообедать' в кафе, за- вести собственную за ­ писную книжку, нако­ нец, сказать особе жен. ского пола, как она прекрасна... Однако со­ бачья натура берет свое, и Фердинанд да­ же во сне мечтает по­ лучить первую медаль на собачьей выставке, и он ее уже получает... Но увы! Сон кончается: Фердинанд просыпает­ ся от очередного тычка Хозяина, тихонько ску­ лит и жалобно затяги­ вает песню о там, что люди . никогда не смо­ гут понять, о чем меч­ тает собака, а если бы они об этом узнали, то наверняка давали бы собакам медали за меч­ ту... Именно эта мысль — о медалях за мечту — наводит на главную идею спектакля: а не стали ли мы, люди, че­ рстветь, • загруженные делами _и оглушенные урбанизацией, не поте­ ряли ли частицу любви и жалости к «братьям нашим меньшим»? Не зря, не вдруг появился такой спектакль на сцене театра. Это, бе­ зусловно, веян не време­ ни, одна из проблем, которая, если посмот­ реть шире, касается всех взаимоотношений человека с окружаю­ щей средой.. . Если вспомнить рус ­ с к ую литературу , то эта тема имеет замечатель­ ную историю : т у т и че­ ховская «Каштанка» , и «Булька» Толстого, есе­ нинское «Собане Качало­ ва», и бунинское «Хоро­ шо бы собаку купи ть» , и стихи Некрасова, и про­ за Пришвина, и многое- многое другое. Тема эта неисчерпаема,* к а к и дру ­ жба человека с собакой. А прекрасная кн и га Тро- епольского «Белый Бим Черное ухо», а великое множество кинофильмов, и все они — о беззавет­ ной, трогательной при ­ вязанности беззащитно­ го домашнего зверья к человеку..; Бывает, приведет человек домой зверька да и забудет о нем. Именно так забыл о своей собаке Хозяин (арт. В. Пьянков) в спектакле «Медаль Фердинанда ». Бедный пес (арт. В. Зайченко) ждет Хозяина с рабо­ ты, ласково тянется к нему, а в ответ полу­ чает только, тычки да подзатыльники. Образ ' Хозяина в пьесе отри­ цательный: у него нет имени, он неинтересен как личность,, сер и скучен. Мечтает Хозя­ ин только о славе, при­ чем добытой за счет собачьей медали. Спектакль предосте­ регает, настораживает, заставляет задуматься о черствости иных сер­ дец, о • невнимательно­ сти к существам, не . умеющим высказать . свою тоску, обиду, свои невидимые миру сле­ зы. Эта постановка — для .взрослых детей, как это ни парадок­ сально звучит, для де­ тей, умеющих самосто­ ятельно задумываться о серьезных вещах. На этот спектакль надо идти не развлекаться, а размышлять. Судя по репертуару театра, спе кта кль э то т— экспериментальный , и не все удалось в нем с точ ­ ки зрения динамики раз­ вития. Некоторые эпизо ­ ды, например в конце первого анта, страдают затянутостью , статично­ стью действия, повтора­ ми. Зато замечательны внутренние монологи, мысли вслух самого Фер- .динанда. Удачно, на мой взгляд. музыкальное оформление спектакля : своеобразные, запомина­ ющиеся песни С. Мала­ хова на стихи В. Семе­ нова хорошо вписываю т ­ ся в сценическое дейст­ вие и несут важ н ую смы ­ словую н а гр у з ку , за ис­ ключением . пожалуй , пе­ сни Цветочницы. И все же самое глав­ ное то, что после спектакля остается чув­ ство грусти, хорошей, теплой человеческой грусти по милому и не­ счастному, умеющему думать псу по имени Фердинанд. Когда я вышла на улицу после спектак­ ля, мне повстречался симпатичный белый с черными ушами спани­ ель, который доверчи­ во ткнулся носом в коленку, и я уже не­ много по-другому по­ смотрела на это созда­ ние, и в голову пришла мысль: «Интересно, что он обо мне дума­ ет?» Г. МАЗИТОВА, артистка Мурман­ ской областной фи­ лармонии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz