История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

РВОИ новый спек- ^ такль «Белоснежка и семь гномов» (авторы пьесы — JI. Устинов и О. Табаков, режиссер — М. Майсаков) Мурман­ ский кукольный театр ре­ петировал долго и тща­ тельно. Мастерские изго­ товили оригинальные де­ корации, костюмы и кук­ лы по эскизам художника А. Прудникова. Четыре композитора написали хо­ рошую, современную му­ зыку. поэт Владимир Се­ менов — тексты песен. Особое внимание к по­ становке объяснялось лросто: в зале собралась необычная публика, вме­ сто добродушных малы­ шей — рассудительные и строгие на суд старше­ классники. судорожно трястись. Хо­ хот у них противный, а шутки мрачные и ядови­ тые, Сцена ходит ходу­ ном. когда они поют. Б е ­ сятся звуки и краски све­ та от их злодейского раз ­ гула. Страшным, смешным и интересным получилось у артистов зло. А добро? Забавные гномы: у каждого свои причуды, свое лицо, свои манеры. . II только в минуты обще­ го стыда они, как по команде, прячут лица под мышкоіі, чтобы никто не видел, как они краснеют. А от радости или страха, как один, вскакивают на шесток и в этот момент похожи на дружный, хотя и беспокойный, курятник. В спектакле две прин- £ э н в и а и а и а в л * я а я я я я а я я а а а а 1 ; а I ^ваЕпичгаиаааивааяшаяшшаиящ ия-12 У них, как известно, ув­ лечение сказкой осталось в прошлом и, возможно, не скоро придет в буду­ щем. Сегодня сказка, предстала перед ними как «фантастическое ре­ вю с серьезными размы­ шлениями». Историю о Белоснежке знает каждый. Мачеха- людоедка приказала убить падчерицу из зависти к ее красоте. Палач Егерь по­ жалел Белоснежку и от­ пустил ее. В лесу она встретилась и подружи­ лась с гномами. А когда злая королева пришла под видом лягушки/ что­ бы убить ее, Белоснежку спас принц, которого она перед этим сама освободи­ ла из плена. •Вот такая была простая •детская сказка. Как по­ дошел к ней театр? Добро боролось со злом. Большеголовая ко­ ролева с горбатым носом и тяжелыми ресницами (арт. Т. Волынкина) пела под гитару: «Вскипай, злоба, в моем котле...» Вместо котла посреди сце­ ны возвышалось змеиное гнездо. Красными лампоч­ ками светились в темноте головки гадов. Самый гад­ кий гад, исполнитель ко­ ролевских желаний, но­ сил очки и вкрадчиво из­ вивался подле своей вла­ стительницы. Не тело, а зеленая полоска вылеза­ ла у него из шеи. Еще хуже устроил свою жизнь Егерь. На красном квад­ рате величиной с форточ­ ку висит его щекастая го­ лова: в этом квадрате іг плечи, и грудь Егеря, и вся его сущность, вот только ног нет. потому он II переваливается с боку на бок. Лица кукол - злодеев «жесткие», иеподвижные. Чтобы засмеяться или р а з ­ гневаться, они должны цессы. Одна (актриса Т. Котеничеза) ходит по сцене в человеческом об­ лике: легкая, гибкая, лас­ ковая. И попадает к гно­ мам, и превращается вдруг в куклу. Это вторая принцесса: маленькая, не­ казистая лялька, будто вырезанная из куска кар­ тона. Потом она превра­ щается обратно, но зри­ тель с трудом верит в то, что перед ним одно и то же «лицо». Существует такое мне­ ние, будто злых героев изображать легче, чем добрых. Принц (арт. А. Увин) парит по сцене, как бесплотный херувим, жесты плавны и красивы, собоіі недурен, говорит пламенно. Но за этой ри- совкоіі не видно характе­ ра. нет в обличье принца живого человека. Хоть и выходит он на сцену не куклой. Всякий раз, когда он появляется, возникает лишь один вопрос: «За ­ чем он здесь?» х^ктер ли виноват, а может быть, принц вообще «лишний человек»? Но тогда «лишние» и его пробле­ мы: война, поражение, боль за отчизну. Легко и беззаботно доб­ ро победило. . Но иногда это вызывало лишь ску­ ку. Зло наказано в пьесе, а на сцене оно... торже­ ствует. Мрачным шуткам смеются, пакостям апло­ дируют. Добро неубеди­ тельно? А может быть, старшеклассники переро­ сли эту сказку? Но ведь она не только об этом. Она еще и о дру­ гом. О любви. Что нового узнали о вечном чувстве из спек­ такля Мурманского теат­ ра современные, рано взрослеющие юноши и девушки? Принц и Белоснежка. лерат? Он бежит, она его догоня­ ет. Она бежит, он ее до­ гоняет. Вот она его уви­ дела впервые и не может закрыть рта от восхище­ ния. А тут он подошел и взял ее за руки, и она до­ верилась едва знакомому молодому человеку. Он поцеловал ее, и — о! — мир перевернулся: она танцует, кружится, кру­ жится, руки воздеты к не­ бу, пьяная от счастья, ме­ чется из стороны в сторо­ ну. А он идет, ликующий, по лесу и играет - заигры­ вает с каждой веткой, с каждым кустиком... Ах... Что же нынешний аксе- О, он тоже не скрывает своих чувств. Он смеется во все горло: до чего веселое фантасти­ ческое ревю! Ха-ха-ха. По окончании спектак­ ля куклы спрятались, ак­ теры остались на сцене, и началась откровенная бе­ седа с залом. Решительно вскакива­ ли с мест старшеклассни­ ки. Тянули руки малыши (благополучно пробрав­ шиеся на «взрослыіі» спектакль). Чинно подни­ мались взрослые. Спра­ шивали. Замечали. .Удив­ лялись. Юноша, набрав­ шись смелости, поинтере­ совался, «где у вас .спря ­ таны микрофоны».’ Его пригласили на сцену, он ходил, смотрел, трогал руками; довольный, спу­ стился. Потом говорили: — Мне пон р а ви л а с ь му ­ зы к а . Очень совр ем енн а я . — Мне п о н р а ви л а с ь Б ело ­ с н еж к а . Она добрал . — А мне к о р о л е з а .’ Она см еш н а я . — А поч ем у она х о т ел а уби т ь Б ело сн еж ку ? — А мне гномы П ятница и Суббота. Они т аки е , к а к и ­ ми бы ваю т н е ко торы е люди. — Когда мы с д ев ч он к ам и собир али сь . то думали , ид ти или не идти. А с ей ч а с не ж ал еем . — З ач ем л и с у убили вм е ­ сто Белоснежки? Ж алко л и ­ су. Почему в н а ч ал е с п е к ­ т а к л я была суббота, а в конц е ч е т в е р о хо тя был один день?! — Когда принц шел и го­ ворил : «Поля... Леса!..» — п л е с к а л а с ь вода, это н е ­ естес тв енно . Потому что де ­ р е в ь я и к у с ты н е н а с т о я ­ щие . а вода о к а з а л а с ь н а ­ сто ящ ая . — Я вп ер вы е в к у к о л ь ­ ном т еатр е . Зд е с ь до с т а точ ­ но ви д е ть лицо п е р со н аж а и п р е д с т а в л я еш ь всю ф и г у ­ ру . Мне пон р ави ло с ь , что н а сц ене и люди , и ку к лы . — К укл а -принц есса см еш ­ н а я . А это не должно быть . Она ведь полож и тел ьн ая . А все см еялись , потом}* что она тощая . — У вас вм есте с к у к л а ­ м и видны и а к т е ры , ко то ­ ры е их двигаю т . П роп ад ает образ. — Почему Б ел о сн еж к а не у з н а л а корол еву по голосу , ко гд а та приш л а ее убить? — А почему ворон уп о т ­ р еб л я е т ф р а н ц у з с к и е слова «бонжур» , «оревуар»? — В этом п а р и к е принц больш е похоѵі: на Антош ку и з м ул ьтф и л ьм а . Вопросам не видно кон­ ца. Из них ясно, какой представляют современ­ ную сказку юноши и де­ вушки и чего не хватает постановке. В целом спектакль «Бе­ лоснежка и семь гномов» — -получился. Есть в нем удачи актеров и режиссе­ ра. Огрехи, которые встречаются тут и там, мо­ гут показаться случайны­ ми. Их нетрудно испра­ вить. Легче это будет сде­ лать, если наіітп их об­ щую причину. Много оригинальных на­ ходок в спектакле. Но каждая из них еще долж­ на стать частью целого. Старшеклассники бур- ' но спорили. Значит, пьеса их заинтересовала. Ис­ кусство впустило их в свой храм. Но пусть они спорят больше. В. БАБИН . Редактор Н. БАКШЕВНИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz