История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
РВОИ новый спек- ^ такль «Белоснежка и семь гномов» (авторы пьесы — JI. Устинов и О. Табаков, режиссер — М. Майсаков) Мурман ский кукольный театр ре петировал долго и тща тельно. Мастерские изго товили оригинальные де корации, костюмы и кук лы по эскизам художника А. Прудникова. Четыре композитора написали хо рошую, современную му зыку. поэт Владимир Се менов — тексты песен. Особое внимание к по становке объяснялось лросто: в зале собралась необычная публика, вме сто добродушных малы шей — рассудительные и строгие на суд старше классники. судорожно трястись. Хо хот у них противный, а шутки мрачные и ядови тые, Сцена ходит ходу ном. когда они поют. Б е сятся звуки и краски све та от их злодейского раз гула. Страшным, смешным и интересным получилось у артистов зло. А добро? Забавные гномы: у каждого свои причуды, свое лицо, свои манеры. . II только в минуты обще го стыда они, как по команде, прячут лица под мышкоіі, чтобы никто не видел, как они краснеют. А от радости или страха, как один, вскакивают на шесток и в этот момент похожи на дружный, хотя и беспокойный, курятник. В спектакле две прин- £ э н в и а и а и а в л * я а я я я я а я я а а а а 1 ; а I ^ваЕпичгаиаааивааяшаяшшаиящ ия-12 У них, как известно, ув лечение сказкой осталось в прошлом и, возможно, не скоро придет в буду щем. Сегодня сказка, предстала перед ними как «фантастическое ре вю с серьезными размы шлениями». Историю о Белоснежке знает каждый. Мачеха- людоедка приказала убить падчерицу из зависти к ее красоте. Палач Егерь по жалел Белоснежку и от пустил ее. В лесу она встретилась и подружи лась с гномами. А когда злая королева пришла под видом лягушки/ что бы убить ее, Белоснежку спас принц, которого она перед этим сама освободи ла из плена. •Вот такая была простая •детская сказка. Как по дошел к ней театр? Добро боролось со злом. Большеголовая ко ролева с горбатым носом и тяжелыми ресницами (арт. Т. Волынкина) пела под гитару: «Вскипай, злоба, в моем котле...» Вместо котла посреди сце ны возвышалось змеиное гнездо. Красными лампоч ками светились в темноте головки гадов. Самый гад кий гад, исполнитель ко ролевских желаний, но сил очки и вкрадчиво из вивался подле своей вла стительницы. Не тело, а зеленая полоска вылеза ла у него из шеи. Еще хуже устроил свою жизнь Егерь. На красном квад рате величиной с форточ ку висит его щекастая го лова: в этом квадрате іг плечи, и грудь Егеря, и вся его сущность, вот только ног нет. потому он II переваливается с боку на бок. Лица кукол - злодеев «жесткие», иеподвижные. Чтобы засмеяться или р а з гневаться, они должны цессы. Одна (актриса Т. Котеничеза) ходит по сцене в человеческом об лике: легкая, гибкая, лас ковая. И попадает к гно мам, и превращается вдруг в куклу. Это вторая принцесса: маленькая, не казистая лялька, будто вырезанная из куска кар тона. Потом она превра щается обратно, но зри тель с трудом верит в то, что перед ним одно и то же «лицо». Существует такое мне ние, будто злых героев изображать легче, чем добрых. Принц (арт. А. Увин) парит по сцене, как бесплотный херувим, жесты плавны и красивы, собоіі недурен, говорит пламенно. Но за этой ри- совкоіі не видно характе ра. нет в обличье принца живого человека. Хоть и выходит он на сцену не куклой. Всякий раз, когда он появляется, возникает лишь один вопрос: «За чем он здесь?» х^ктер ли виноват, а может быть, принц вообще «лишний человек»? Но тогда «лишние» и его пробле мы: война, поражение, боль за отчизну. Легко и беззаботно доб ро победило. . Но иногда это вызывало лишь ску ку. Зло наказано в пьесе, а на сцене оно... торже ствует. Мрачным шуткам смеются, пакостям апло дируют. Добро неубеди тельно? А может быть, старшеклассники переро сли эту сказку? Но ведь она не только об этом. Она еще и о дру гом. О любви. Что нового узнали о вечном чувстве из спек такля Мурманского теат ра современные, рано взрослеющие юноши и девушки? Принц и Белоснежка. лерат? Он бежит, она его догоня ет. Она бежит, он ее до гоняет. Вот она его уви дела впервые и не может закрыть рта от восхище ния. А тут он подошел и взял ее за руки, и она до верилась едва знакомому молодому человеку. Он поцеловал ее, и — о! — мир перевернулся: она танцует, кружится, кру жится, руки воздеты к не бу, пьяная от счастья, ме чется из стороны в сторо ну. А он идет, ликующий, по лесу и играет - заигры вает с каждой веткой, с каждым кустиком... Ах... Что же нынешний аксе- О, он тоже не скрывает своих чувств. Он смеется во все горло: до чего веселое фантасти ческое ревю! Ха-ха-ха. По окончании спектак ля куклы спрятались, ак теры остались на сцене, и началась откровенная бе седа с залом. Решительно вскакива ли с мест старшеклассни ки. Тянули руки малыши (благополучно пробрав шиеся на «взрослыіі» спектакль). Чинно подни мались взрослые. Спра шивали. Замечали. .Удив лялись. Юноша, набрав шись смелости, поинтере совался, «где у вас .спря таны микрофоны».’ Его пригласили на сцену, он ходил, смотрел, трогал руками; довольный, спу стился. Потом говорили: — Мне пон р а ви л а с ь му зы к а . Очень совр ем енн а я . — Мне п о н р а ви л а с ь Б ело с н еж к а . Она добрал . — А мне к о р о л е з а .’ Она см еш н а я . — А поч ем у она х о т ел а уби т ь Б ело сн еж ку ? — А мне гномы П ятница и Суббота. Они т аки е , к а к и ми бы ваю т н е ко торы е люди. — Когда мы с д ев ч он к ам и собир али сь . то думали , ид ти или не идти. А с ей ч а с не ж ал еем . — З ач ем л и с у убили вм е сто Белоснежки? Ж алко л и су. Почему в н а ч ал е с п е к т а к л я была суббота, а в конц е ч е т в е р о хо тя был один день?! — Когда принц шел и го ворил : «Поля... Леса!..» — п л е с к а л а с ь вода, это н е естес тв енно . Потому что де р е в ь я и к у с ты н е н а с т о я щие . а вода о к а з а л а с ь н а сто ящ ая . — Я вп ер вы е в к у к о л ь ном т еатр е . Зд е с ь до с т а точ но ви д е ть лицо п е р со н аж а и п р е д с т а в л я еш ь всю ф и г у ру . Мне пон р ави ло с ь , что н а сц ене и люди , и ку к лы . — К укл а -принц есса см еш н а я . А это не должно быть . Она ведь полож и тел ьн ая . А все см еялись , потом}* что она тощая . — У вас вм есте с к у к л а м и видны и а к т е ры , ко то ры е их двигаю т . П роп ад ает образ. — Почему Б ел о сн еж к а не у з н а л а корол еву по голосу , ко гд а та приш л а ее убить? — А почему ворон уп о т р еб л я е т ф р а н ц у з с к и е слова «бонжур» , «оревуар»? — В этом п а р и к е принц больш е похоѵі: на Антош ку и з м ул ьтф и л ьм а . Вопросам не видно кон ца. Из них ясно, какой представляют современ ную сказку юноши и де вушки и чего не хватает постановке. В целом спектакль «Бе лоснежка и семь гномов» — -получился. Есть в нем удачи актеров и режиссе ра. Огрехи, которые встречаются тут и там, мо гут показаться случайны ми. Их нетрудно испра вить. Легче это будет сде лать, если наіітп их об щую причину. Много оригинальных на ходок в спектакле. Но каждая из них еще долж на стать частью целого. Старшеклассники бур- ' но спорили. Значит, пьеса их заинтересовала. Ис кусство впустило их в свой храм. Но пусть они спорят больше. В. БАБИН . Редактор Н. БАКШЕВНИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz