История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
J SHTOMKH, л о к о н ы » рю- шечки^ уголки сверкаю щих носовых платков. Чинная толкотня в буфете. Толпа бла гонравна и. воспитанна. Tojfte в среднем 4 года. Она ест ру мяное яблоко, вытирает -не менее круглые и румяные ще ки, и, изнемогая в этой чуд ной, необыкновенной,. ... празд ничной атмосфере, прислоня ется- к маме рг восторженно шепчет ей на ухо: «Мама, мама, как здесь красиво.-.. Сегодня -Новым годЪ , — Что ты, дет ка! Это мы-в театр пришли! . : . В кукольном тег. атре сегодня пра здник. Сегодня день, которого . ждали целы* во семь лет...Именно восемь и не мекъ- . ше •;шли разгово ры о том, чтобы поставить на.сцене музыкально - дра? магическую поэму И. Керноухова и Л. Браусевича аКо- локола-лебеди». И вот наконец... В темной на пряженной тишине притихшего зала раздается далекий хру стальный звон колоколов. Бум... плывет он откуда-то из дальнего далека. Дон-н-н..* светлеет небо, и зеленеет тра- • ва на холмах. Динь-дилинь... поднимается солнце, . и в его лучах вспыхивают серебряные звонницы спрятавшегося за го- рами-курганами русского горо- ' да Лебединца. Сюжет пьесы несложен. Го род Лебединец окружают по ловецкие войска. Победив в неравном бою русскую дру жину, они пробираются тайной тропой,-которую указал испу гавшийся пыток непутевый Васька-бражник (артист С. Хар- , ламов), к стенам города, где остались лишь женщины и де ти. Пало русское войско, толь ко черные вороны хрипло каркают над тюлем брани, ^ка жется, некому больше встать на пути ворогов. Но... Нагадал Звездочет (артист В. Пьянков) вождю половцев Гзаку (артист Е. Луценко), что придет на за щиту своего народа девушка, рожденная в купальскую ночь. Выдал Васька-бражник де вушку эту — светлокосую Фи- мушку (артистка Т. Котениче- ва) — врагам. Схватили они ее, нарядили В- яркие одежды* по садили в богатые носилки и пронесли перед русскими пленниками* А те, не зная, кто выдал тайную тропу, прокляли Фимушку за черное предатель ство. А Фимушка молчала, пото му что тяжким грузом лежала на ее душе великая тайна, ко торую поведал ей дед Паисий (артист В. Пьянков): если де вушка, рожденная в купаль скую ночь, соберет, в чистый серебряный плат на заветной Т Е А Т Р А Л Ь Н Ы Е П Р Е М Ь Е Р Ы поляне _ополночь туманы бо лотные, а потом набросит этот плат на город, То скроется он от глаз вражеских, растает бесследно^ в туманах. Но есть одно.условие, чтобы выполнить нелегкое дело это. От первых петухов и до полуночи не должна девушка проронить ни словечка, иначе превратится она в бел-горюч камень.^ И ещё. Как свершит девуцяеа^де ло дивное, так вмиг пропадут краса ее и молодость, превра тится она в страшную старуху. уПотому-то и молчала Фимуш ка. Именно так все в спектакле и произошло. И страшный бой был, 'корда светлые ряды.рус ских дружин (узорная, иконо писная линия сомкнутых свер кающих шлемов и копий) раз биваются о черно-красный при чудливый вихрь всадников с развевающимися бунчуками. И полуночное болото, освещае мое чудесными огненными цветами, было. И красавица Фимушка превратилась в се дую ' старуху. Но когда в зале то тут то там уже слышались отчаянные всхлипы, сказка все- таки решила не оставлять не справедливость безнаказанной. И. это был не пресловутый традиционный хэппи энд. Это была наглядно, хотя и в ска зочном варианте, преподне сенная вечная истина — не смотря ни на какие страдания, добро, справедливость в конце концов должны восторжество вать. И они восторжествовали. Ветерок радостного вздоха ттронесся по рядам* когда Фи мушка вдруг вновь предстала в своем прежнем обличье, а Васька-бражник, отвергнутый и людьми, и самой землёй род ной, все же напоследок не по боялся рассказать всем прав ду, хотя и знал, что^превра- тится в камень, и стал им. Зло наказано. И, приветствуя. это, сами собой зазвонили молчав шие доселе серебряные коло- . кола Лебединца. Закончилась»- сказка. Она рассказала детям о сложных вещах — о зле и добре, о му жестве русского города и~его людях, о предательстве и ве ликой любви к своему народу, своему-отечеству. Причем рассказала^ языком кукол {удивительно ярких, ор ганически дополняющих образ и талантливо выполненных-бу тафорами Е. Батареевой, Н. Глебовой, Н. Хариной й ко стюмером Г. Подориной). Не- - легко было это сделать, тем более что речь шла об очень непростых вещах. Но цель все- таки была достигнута. Заслуга в этом во многом принадлежит пре жде всего актерам — Т. Котеничевой, Ю. Харину, В. Пьянкову, С. Хар- ламову,, Е. Луцен ко. Но своеобра- зие кукольного те атра в том и-за ключается, что не все в нем зависит* от актеров. Куклы были просто заме чательны, об этом уже сказано. -Ор ганично вплелась' в ткань спектакля музыка М. Таврн- кова. Декорации. Вот на чем хотелось бы остановиться. Работа худож ника А. Прудникова по праву достойна самой высокой оцен ки., Иллюзия затерявшегося^ среди холмов города, покры того туманами болота, свер^ кающего алыми угольками по жарища, была до того полной, - что воспринималась без вся ких скидок сидящими в зале . взрослыми, не говоря уже о детях! Итак, , премьера оправдала все ожидания. Коллектив теат ра можно только поздравить с • еще одной большой и инте ресной работой. Но нельзя- - не сказать об одной детали. О . <. зрителях. Один из них, малыш . лет трех-четырех, сидящий по- . чему-то один рядом с автором этих строк, в середине спек такля не выдержал и потянул за рукав: — Тетя, можно я тебя за ру ку буду держать? Я боюсь... А потом и вовсе забрал- ' ся на колени и сидел почти до конца спектакля, щедро обли ваясь горючими слезами, пока не уснул. В театре С. Образцова стро го следят за тем, чтобы дети ходили только на те спектак ли* которые соответствуют их возрасту. Это не случайно. Нё- устоявшаяся психика ребёнка, его огромная эмоциональная впечатлительность требуют ща дящего к себе отношения. Моему соседу «Колобка» бы только еще смотреть, а роди тели решили с эпосом позна комить. Но тут, наверное, сле дует сделать упрек и в адрес театра — соответствующее до полнение в афишах сделало бы доброе дело. Т. БОЙКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz