История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

ВФИНЛЯНДИЮ ЩСЩа. У нас. в стране- издавна известный, теперь Емеля едет знакомиться с финскими жителями, а вернувщись, он встретится с мурманскими ребятами. Им это наверняка будет интересно, потому что спектакль актерам удался. А вместе с ними и режиссеру И. Спектор, и художнику А. Прудникову, и композитору М. Таврйкову. «Сказка про Еме­ лю», написанная для театра ку­ кол Б. Сударушкиным, стала веселым представлением в рус­ ских народных традициях. Яр­ кие декорации, красочные кос­ тюмы кукол придают действию театральную праздничность. И первой 'ва ноткой, зачином ста­ новится веселое появление не­ кукольных — живых скоморо­ хов в оранжевых рубахах, в ско­ морошьих‘колпаках. В Финлян­ дии скоморохи будут говорить по-фински, чтобы объяснять зрителям происходящее. Судядю ожзьюам людей сведущих, им 'это вполне удастся. И, на взгляд зрителя, В. Вяткин и А. Гусев изъясняются очень уверенно и выразительно. По ходу действия и актеры время от времени переходят на финский легко и свободно. Так что зрители не останутся в не­ ведении и получат полное пред­ ставление о происшедшем с Емелей случае, смогут почувст­ вовать и колорит русской народ­ ной сказки. С нашими ребятами будет, ес­ тественно, проще. Это не значит, что актеры станут менее требо­ вательны к себе. Спектакль этот новый и он раз от раза будет еще шлифоваться. Однако и сей­ час можно говорить об удачах. Одна из них, на мой взгляд, иг­ ра М. Цепкало. Всегда с удо­ вольствием встречаю ее имя в программках театра, потому что куклы в ее дуках существа, как нравидар, ш в й ш « е , Аквриса обладает и характерным темб­ ром голоса — мягким, низкова­ тым, чуть приглушенным. И громко она говорит в редких случаях. Ее царь в «Сказке про Емелю» стал, пожалуй, самой запоминающейся фигурой при всем его малом росте и комиче­ ской внешности. Актриса нахо­ дит для его речей такие неожи­ данные интонации в обычном, вроде бы, тексте, что возникают вдруг иные с;>іысловые ударе­ ния, и от этого текст «играет» новыми красками. Царь — лицо далеко не банальное во всей этой истории. Он и во взбалмош­ ности своей царской невозму­ тим и горделив. Он и на казнь своего воеводу отправляет мимо­ ходом, считая излишним делать из этого событие. А главная цар­ ская забота — плаксивость кап­ ризной царевны (актриса Т. Во- льшкиье). у которой, к сожале ниш. минимум слов в спектак­ ле, Ну и кто не знает, чем з*э закончится! Свадебкой, конечно, с Емелей. У того, в исполнении актера А. Гусева, характер неза­ висимый, ему что царь, что вое­ вода. Он традиционно русский симпатичный парень — веселый, свободный; уверенный в себе, тем более что Щука, как ей и по­ ложено, служит ему безотказно. В этом спектакле действуют энергично (сколько же можно царской особе реветь?!) и весело — ту*, и ведра ожившие пляшут в симпатичных лапоточках. В общем, русская народная сказка оживает в театре во всей своей красочности и оптимизме. То, что наши ребята слышали из книжек и от бабушек, здесь они увидят своими глазами, по-дет- скиг принимая театральную ус­ ловность. Во всяком случае, го­ лубой Собаке они, наверное, не удивятся. А вот Лошадь, дейст­ вующая в сказке, может их и озадачить. В ее облике есть что- то коровье-волчье... У-гадают ли зрители истинное «лицо»? Царевна в спектакле — «ре­ вушка-коровушка», и это главная характеристика куклы. Но при этом хорошо бы ей быть еще и симпатичной, ведь при­ глянулась же она в сказке Еме­ ле. А лицо куклы получилось нейтральным и не очень-то при­ влекательным. Видимо, актрисе Т. Волынкиной приходится не­ просто, тем более, что и слов у нее мало. Оформление спектакля реша­ ется в стиле народном — лубоч­ ном, «пряничном». Но, к сожа­ лению, есть в нем некоторый разнобой, нечеткость в выраже­ нии мысли. Вот хотя бы цар­ ские хоромы. Декорации, види­ мо, символизируют «руки за­ гребущие». Однако их не сразу и узнаешь, и от событий они уводят в сторону Во всем остальном спектакль интересен и актерскими работа­ ми, и оформлением. Думается, в репертуаре театра он привлечет к себе внимание многочислен­ ных своих зрителей. X. КШШСШШѲВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz