История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
ВФИНЛЯНДИЮ ЩСЩа. У нас. в стране- издавна известный, теперь Емеля едет знакомиться с финскими жителями, а вернувщись, он встретится с мурманскими ребятами. Им это наверняка будет интересно, потому что спектакль актерам удался. А вместе с ними и режиссеру И. Спектор, и художнику А. Прудникову, и композитору М. Таврйкову. «Сказка про Еме лю», написанная для театра ку кол Б. Сударушкиным, стала веселым представлением в рус ских народных традициях. Яр кие декорации, красочные кос тюмы кукол придают действию театральную праздничность. И первой 'ва ноткой, зачином ста новится веселое появление не кукольных — живых скоморо хов в оранжевых рубахах, в ско морошьих‘колпаках. В Финлян дии скоморохи будут говорить по-фински, чтобы объяснять зрителям происходящее. Судядю ожзьюам людей сведущих, им 'это вполне удастся. И, на взгляд зрителя, В. Вяткин и А. Гусев изъясняются очень уверенно и выразительно. По ходу действия и актеры время от времени переходят на финский легко и свободно. Так что зрители не останутся в не ведении и получат полное пред ставление о происшедшем с Емелей случае, смогут почувст вовать и колорит русской народ ной сказки. С нашими ребятами будет, ес тественно, проще. Это не значит, что актеры станут менее требо вательны к себе. Спектакль этот новый и он раз от раза будет еще шлифоваться. Однако и сей час можно говорить об удачах. Одна из них, на мой взгляд, иг ра М. Цепкало. Всегда с удо вольствием встречаю ее имя в программках театра, потому что куклы в ее дуках существа, как нравидар, ш в й ш « е , Аквриса обладает и характерным темб ром голоса — мягким, низкова тым, чуть приглушенным. И громко она говорит в редких случаях. Ее царь в «Сказке про Емелю» стал, пожалуй, самой запоминающейся фигурой при всем его малом росте и комиче ской внешности. Актриса нахо дит для его речей такие неожи данные интонации в обычном, вроде бы, тексте, что возникают вдруг иные с;>іысловые ударе ния, и от этого текст «играет» новыми красками. Царь — лицо далеко не банальное во всей этой истории. Он и во взбалмош ности своей царской невозму тим и горделив. Он и на казнь своего воеводу отправляет мимо ходом, считая излишним делать из этого событие. А главная цар ская забота — плаксивость кап ризной царевны (актриса Т. Во- льшкиье). у которой, к сожале ниш. минимум слов в спектак ле, Ну и кто не знает, чем з*э закончится! Свадебкой, конечно, с Емелей. У того, в исполнении актера А. Гусева, характер неза висимый, ему что царь, что вое вода. Он традиционно русский симпатичный парень — веселый, свободный; уверенный в себе, тем более что Щука, как ей и по ложено, служит ему безотказно. В этом спектакле действуют энергично (сколько же можно царской особе реветь?!) и весело — ту*, и ведра ожившие пляшут в симпатичных лапоточках. В общем, русская народная сказка оживает в театре во всей своей красочности и оптимизме. То, что наши ребята слышали из книжек и от бабушек, здесь они увидят своими глазами, по-дет- скиг принимая театральную ус ловность. Во всяком случае, го лубой Собаке они, наверное, не удивятся. А вот Лошадь, дейст вующая в сказке, может их и озадачить. В ее облике есть что- то коровье-волчье... У-гадают ли зрители истинное «лицо»? Царевна в спектакле — «ре вушка-коровушка», и это главная характеристика куклы. Но при этом хорошо бы ей быть еще и симпатичной, ведь при глянулась же она в сказке Еме ле. А лицо куклы получилось нейтральным и не очень-то при влекательным. Видимо, актрисе Т. Волынкиной приходится не просто, тем более, что и слов у нее мало. Оформление спектакля реша ется в стиле народном — лубоч ном, «пряничном». Но, к сожа лению, есть в нем некоторый разнобой, нечеткость в выраже нии мысли. Вот хотя бы цар ские хоромы. Декорации, види мо, символизируют «руки за гребущие». Однако их не сразу и узнаешь, и от событий они уводят в сторону Во всем остальном спектакль интересен и актерскими работа ми, и оформлением. Думается, в репертуаре театра он привлечет к себе внимание многочислен ных своих зрителей. X. КШШСШШѲВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz