История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
ЕТ ли лишнего билетика?» — с такого вопроса начина ется вечер для зрителя, идущего в наш кукольный театр на но вый спектакль И. Штока «Бо жественная комедия». Постановка этой комедии — второй опыт театрального кол лектива в создании спектакля для взрослых. Первый — «Голый король» — вызвал единодушное признание зрителя. Поэтому со вершенно естественен тот живой интерес, который сразу же про явили мурманчане к премьере «Божественной комедии». Ожи дание не было обмануто — но вый спектакль оказался ярким и умным. Какое-то время после начало первого действия приходится перестраивать восприятие. Сли шком жив в памяти «Голый ко роль» е его куклами в челове ческий рост и присущей им спе цификой игры. Здесь же иные принципы жизни кукол на сце не, В новом спектакле — неболь шие по размеру тростовые куклы с неподвижными масками лиц и, на первый взгляд, однообразными фигурами — всегда улыбающийся Создатель м пуззтеиьии® ангелы с коротенькими ножками. Но по мере развертывания действия, — a one построено на известном биб лейском сюжете о «з д а н и и чело века и его грехопадении, — по ме ре вживания зрителя ■ действие совершается чудо — каждая кук ла проявляет свой характер. Ря- § ом с благодушным и деятельным оздателем, который по коду пьесы создает зверей и людей, трога тельно пестует, наказывает, сам же страдает от вынужденной же стокости, ждет и желает раская ния своего Адама, — рядом с этим простодушным и сокрушительным богам вдруг проявляется карегла зый, весь в алом, ангел — катего ричный и жестокий по отношению к инакомыслящим. Т ут же в кос мических потемках плавают голу бой ангел с иконописным пиком, усталый и притерпевшийся ко всему, и желтый ангел, с печально заведенными глазами. Никаких идей и поступков у желтого ангела нет, но в этом как раз и заключа ется его сущность. И, наконец, в этой разноцветной компании быст ро двигается, говорит, предлагает, спорит зеленый ангел, с рукой на сердце, а точнее — на животе, чем- то весьма смахивающий на драко на. Ангелы гнусавят, подхалимни чают и изнывают сперва от ску ки, а позже — от ревности. Таким образом, сквозь стан дартизацию, царящую на небе сах, начинают проступать лич ности и характеры. То есть каж дая кукла несет в себе информа цию, которая проявляется то в выражении лица, то в цвете одеяния, то в графике крыльев. Маска (неизменяемая сущность) куклы проявляется не только в ее внешнем оформлении, но и в стабильности иных проявлений — так, алого ангела определяют слово и жест, голубого ангела — его равнодушная и усталая неподвижность, у зеленого анге ла, наоборот, подчеркивается по стоянная энергия — в мыслях, в движениях, в споре, в делах. Есть в спектакле куклы с задан ным нейтральным выражением лиц (это Адам и Ева), сущность их характеров будет проявляться в действии, в тех перевоплощениях, которые ожидают их ■ пьесе. Не уверенные движения оживающего Адама, его изумление перед откры вающимся ему миром, отчаяние от первых столкновений со злом т мужественность а преодолении зла — эту сложную гамму чувств бу дет ведь играть кукла! (артист В. Зайченко). А как пластична Ева с ее мягкостью, женственностью, покладистостью и одновременно настойчивостью (артистка Т, Во лынкина). Кроме тростевых кукол, с которыми артисты работают из- за ширм, в спектакле есть дру гой вид, не связанный с рука ми актера — вдруг на сцене по является шествие животных: до исторических бронтозавров, а также тигров, помахивающих хвостом, приветливых и об щительных жирафов. Придер живая за головы, спины, хвосты, их ведут улыбающиеся артисты. Это особый вид кукол — куклы-декорации, не имеющие техники управления, но прино сящие столько радости зрителю. Есть в спектакле еще один инте ресный прием — контрастное сопоставление куклы с челове ком. Но разнообразие приемов создания куклы не является в спектакле самоцелью, они нуж ны для выявления основной мысли, идеи комедии. Особенно значимо в этом плане появле ние на сцене героя-человека. Адам и Ева, покуда они находи лись во власти Создателя, были всего лишь куклами, игрушками в его руках, но стоило им проявить самостоятельность мышления и действия, как они оказываются проклятыми Сащтвтш, Но именно в громе, молниях и в мраке про клятия изгнанники из рал превра щаются в Двух любящих, приобре тают свой человеческий облик. И по контрасту с исчезнувшими нуклами как-то по-новому сильно и радостно воспринимается красо та человеческого тела. Люди отсто яли свою красоту, любовь, гор дость, самостоятельность, теперь они хозяева своей судьбы, такими они и останутся на все века исто- рии. Ангел, низвергнутый вместе с Адамом и Евой, еще пойдет на унизительный поклон и Создателю, люди же — никогда. В этом собственно и заклю чается смысл пьесы «Божест венная комедия» в постановке заслуженного деятеля искусств РСФСР профессора М. М. Коро лева. Спектакль нигде в программе не обозначен как комедия, но тем не менее комическая струя в нем чрезвычайно сильна. Она проявляется и в ситуациях; — комичны все этапы сотворения мира, комичны ангелы, парящие в космосе и храпящие во сне, смешны серафимы-практиканты, присутствующие на операции Адама. Комический эффект создают реальные земные предметы, не ожиданно возникающие на не бесах: будильник над ухом Создателя — чтоб не проспал на работу в день второй; гармошка в руках весьма подвыпившего ангела ш т. д. Но основная комическая ин формация заключена в тексте пьесы, чрезычайно эффектном по смыслу и форме. Остры и динамичны диалоги героев, во многом строящиеся на спорах (спорит Создатель с ангелами, демоном, дьяволом, спорит Адам с женщиной, Ева со змием). Смешны провокационные ан гельские частушки: С неба звездочка упала И в воде купается, Ходят по земле болваны — Люди называются! Радостный и озорной тон всему спектаклю задают дву- стишья хора, открывающие спектакль: Все ли факты здесь Проверены? И вы твердо в том уверены?..». Весело идет спектакль, зал смеется и над беспощадными и злорадными интонациями анге ла А, смеется и над ссорами Адама и Евы — такие типично женские упреки найдены авто ром для Евы, так мягко и на стойчиво ластится она к Адаму, упрашивая его сорвать ей ябло ко. Забавен упрек ангела Д: «Наелись казенных яблок...». В этой пьесе вообще _много острот, часто весьма непритяза тельных. Это естественно, так как по законам кукольного те атра сценическая речь должна быть предельно выразительной и плакатно-экономичной в отбо ре слов. Но следует заметить, что и режиссер, и исполнитель ский коллектив, ставя и исг няя комедию, тактичны. Они соблюдают некую меру, кото рая делает спектакль интелли гентным, без игры на зрителя. Комический элемент ■ постепенно убывает к третьему действию, но времени, когда, порвав с Создате лем, люди начинают самостоятель ную жизнь. Путь их иа землю гро зен и изнурпющ, он олицетворяет ся в пантомиме, когда Адам и Ева, преодолевая пламя, трудности пу ти, собственное бессилие, идут и идут, озаряемые красными, фио летовыми, желтыми вспышками света. Освещение, цвет — в отличие от почти отсутствующих декора ций — играют заметную роль в постановке. Ціхт вместе с му зыкой сопровождает действия героев, тогда он эффектен и зна чителен, как, например, в пути людей на землю. Он важен и в деталях — вспомним розовое сладкое облачко, за которым прячется подсматривающий за людьми бог, или полосу небес но-голубого цвета на фоне чер ного космоса: не с этого ли движения кисти по небу возни кает история героев? Весь вечер зрители, несмотря на тесноту, наслаждаются яр кой, красочной и музыкальной пьесой. Улыбаются то удивлен но, то радостно, то сочувствен но, и артисты не могут не чувст вовать реакцию этого любящего зала. И тех, кто посмотрел спек такль, уже волнует вопрос: ка кую следующую пьесу поставит театр? Г. ГОЛОТИНА. Щреивддатедь . Мурманского седизеядагутг,. . . . И С О Т В О Р И Л ЧЕЛОВЕКА ! Новый спектакль областного театра кукол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz