История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
^ рЕПЕРТУАР — сердце ■ всякого театра. Ре пертуар — это уже театр», — писал Вс. Мейерхольд. Уже давно это стало аксио мой, в равной степени от носящейся ко всем теат ральным жанрам. Однако именно театр кукол, пожа луй, как никто иной нуж дается в произведениях правдивых, лишенных ка кой бы то ни было фальши. Ведь, как правило, их зри тель — дети, чрезвычайно тонко чувствующие сцени ческую неправду. Но хо роших пьес мало, и сегод ня театр кукол крайне за интересован в притоке но вых драматических сил из рядов одаренных писате лей, способных не столько применяться, сколько зада вать творческие загадки ради будущего. Быть мо жет, именно поэтому Мур манский областной театр кукол обратился к «Боже ственной комедии» И. Што ка; произведению не ново му, но по-своему интерес ному, обладающему осо быми художественными до стоинствами. На левой и на правой к у лисах висят муклы : Созда тель, Ангелы . Звучит задор ная мелодия, на просцени уме появляются актеры , раз бирают куноя . И спе кта кль начинается. Мы встречаем ся с необычным миром ве селых и гр у с тны х , умны х и гл упы х , связанных между собой существ. Создается впечатление, что не просто пересказывается сюжет, а рождается свой собственный дателя. Запрет нарушен , яб локо сорвано... Грохочет гром , вспыш ки молний ^озаряют райские кущ и , и на просцениуме появляются Адам и Ева, но теперь это люди. Нет больше марионе то к , ж и в ущ и х не по своей воле, есть — Человек. поэтическо го образа спек- танля. Диалоги лаконичны н точны , они не несут на зиданий, в спектакле много смеха, но это не просто сло весные каламбуры или ш у т ки , все проистекает из несуразностей бытия , из свойств ж и зн и человека. e X E A . T R : ПРЕМЬЕРА Куклы говорят со взрослыми I мир. А в нем свои проти воречия, свои проблемы. Постановщик спе ктакля за служенный деятель ис- кусств РСФСР М. Королев не пытается навязать свою точ ку зрения . Постепенно по ходу действия вы кр и сталлизовывается у зрите ля отношение к действую щим лицам. О чем ж е все-таки спе к такль? Прежде всего о че ловеке. Что значит быть че ловеком? Вот, пожалуй , ос новная проблематика сп е к такля . Создатель (Ю. Харин) решает сотворить людей. Он поселяет их в Эдеме, где вдоволь всего. Запрещает ся одно — задавать вопро сы. Адам (В. Зайченко) и Ева (Т. Волынкина) — к у к лы, но только до тех пор, пока подчиняются воле Соз Зачастую считаю т, что самое главное в кукольном театре — техническое ос нащение, умелая работа с ку клой , то есть специфика якобы занлючена только в ф ункциональном аспекте. Конечно, можно виртуозно работать с ку кл о й , но даль ше эстрадных номеров в этом случае дело не пойдет. Ведь основная специфиче ская черта театра ку кол за ключается прежде всего в поэтичности , в точности выбора стилистических средств. В постановке «Бо жественной комедии» ис пользуется много чисто тех нических приспособлений, но подчинено все одной це ли — созданию целостного, Есть в театрах кукол та кая тенденция — поучать и только поучать. Актеры ста раются привлечь к себе внимание зрителя, «при сесть» до его уровня, то есть до уровня ребенка. А дети, чувствуя фальшь и заигрывание, не принима ют условий такой игры, вот и остаются порой актеры «сидеть на корточках». Бы ло нечто подобное и в Мурманском областном те атре кукол. Однако теперь театр от наставлений обра тился к внутреннему миру героев. От спектаклей, не сущих в себе только по учающее, обратился к дра матургии вопросов.^ В. ПОРТНЯГИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz