История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

^ рЕПЕРТУАР — сердце ■ всякого театра. Ре­ пертуар — это уже театр», — писал Вс. Мейерхольд. Уже давно это стало аксио­ мой, в равной степени от­ носящейся ко всем теат­ ральным жанрам. Однако именно театр кукол, пожа­ луй, как никто иной нуж­ дается в произведениях правдивых, лишенных ка­ кой бы то ни было фальши. Ведь, как правило, их зри­ тель — дети, чрезвычайно тонко чувствующие сцени­ ческую неправду. Но хо­ роших пьес мало, и сегод­ ня театр кукол крайне за­ интересован в притоке но­ вых драматических сил из рядов одаренных писате­ лей, способных не столько применяться, сколько зада­ вать творческие загадки ради будущего. Быть мо­ жет, именно поэтому Мур­ манский областной театр кукол обратился к «Боже­ ственной комедии» И. Што­ ка; произведению не ново­ му, но по-своему интерес­ ному, обладающему осо­ быми художественными до­ стоинствами. На левой и на правой к у ­ лисах висят муклы : Созда­ тель, Ангелы . Звучит задор­ ная мелодия, на просцени ­ уме появляются актеры , раз ­ бирают куноя . И спе кта кль начинается. Мы встречаем­ ся с необычным миром ве­ селых и гр у с тны х , умны х и гл упы х , связанных между собой существ. Создается впечатление, что не просто пересказывается сюжет, а рождается свой собственный дателя. Запрет нарушен , яб ­ локо сорвано... Грохочет гром , вспыш ки молний ^озаряют райские кущ и , и на просцениуме появляются Адам и Ева, но теперь это люди. Нет больше марионе­ то к , ж и в ущ и х не по своей воле, есть — Человек. поэтическо го образа спек- танля. Диалоги лаконичны н точны , они не несут на­ зиданий, в спектакле много смеха, но это не просто сло­ весные каламбуры или ш у т ки , все проистекает из несуразностей бытия , из свойств ж и зн и человека. e X E A . T R : ПРЕМЬЕРА Куклы говорят со взрослыми I мир. А в нем свои проти ­ воречия, свои проблемы. Постановщик спе ктакля за ­ служенный деятель ис- кусств РСФСР М. Королев не пытается навязать свою точ ку зрения . Постепенно по ходу действия вы кр и ­ сталлизовывается у зрите ­ ля отношение к действую ­ щим лицам. О чем ж е все-таки спе к ­ такль? Прежде всего о че­ ловеке. Что значит быть че­ ловеком? Вот, пожалуй , ос­ новная проблематика сп е к ­ такля . Создатель (Ю. Харин) решает сотворить людей. Он поселяет их в Эдеме, где вдоволь всего. Запрещает­ ся одно — задавать вопро­ сы. Адам (В. Зайченко) и Ева (Т. Волынкина) — к у к ­ лы, но только до тех пор, пока подчиняются воле Соз­ Зачастую считаю т, что самое главное в кукольном театре — техническое ос­ нащение, умелая работа с ку клой , то есть специфика якобы занлючена только в ф ункциональном аспекте. Конечно, можно виртуозно работать с ку кл о й , но даль­ ше эстрадных номеров в этом случае дело не пойдет. Ведь основная специфиче­ ская черта театра ку кол за­ ключается прежде всего в поэтичности , в точности выбора стилистических средств. В постановке «Бо­ жественной комедии» ис ­ пользуется много чисто тех ­ нических приспособлений, но подчинено все одной це ­ ли — созданию целостного, Есть в театрах кукол та­ кая тенденция — поучать и только поучать. Актеры ста­ раются привлечь к себе внимание зрителя, «при­ сесть» до его уровня, то есть до уровня ребенка. А дети, чувствуя фальшь и заигрывание, не принима­ ют условий такой игры, вот и остаются порой актеры «сидеть на корточках». Бы­ ло нечто подобное и в Мурманском областном те­ атре кукол. Однако теперь театр от наставлений обра­ тился к внутреннему миру героев. От спектаклей, не­ сущих в себе только по­ учающее, обратился к дра­ матургии вопросов.^ В. ПОРТНЯГИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz