История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
НЕЗНАКОМЫЕ ЗНАКОМЦЫ іш . Ох уж этот театр ку кол! Не ‘ зря маленькие зрители так любят бывать здесь. Их часто ожидают •сюрпризы. Вот, как всегда, перед началом спектакля, вы покупаете программу. С виду она обыкновенная. Ве селая; конечно, какую и положено иметь этому те атру. Но, оказывается, про граммка-то с секретом! Ес ли ее сложить определен ным образом (на листке по казано, как), получится ко раблик. Дети полны торжествен ного и радостного ожида ния. Сегодня им предстоит встреча со старыми знако мыми. «Три поросенка и волк» — возвещает афиша. И в памяти сразу возникает Наф-Наф со своими легко мысленными братьями. Правда, чуть позже ребя та немйожко удивятся. Ока зывается, их старые знако мые из любимой сказки из менили имена. Поросят зо вут: Бим, Бам и Бом. Не слышно в спектакле и зна комой песенки. А Волк не будет прикидываться ни овечкой, ни продавцом ще ток. И в трубу дома Наф- Нафа. то есть Бима, он не полезет. Так, можег, это просто со всем другая сказка? Нет, кое-что осталось. Есть и не прочные домики, построен ные двумя поросятами, и прочный домик, построен ный третьим. Поросята то и дело попадают в лапы Волку, но всякий раз спа саются. Волк же, в свою очередь, спасается от Весе лых Охотников, настоящих людей (а не кукол!). По-видимому, все измене ния, произведенные волей авторов пьесы С. Христов- ским и В. Богачем в сюже те, характерах, ситуациях сказки, объясняются выбо ром жанра, очень пока не обычного для театра кукол. «Три поросенка и волк» — эксцентрическая комедия. Поставила спектакль моло дой режиссер дипломник Ленинградского института театра, музыки и кинемато графии Г. Искандерова. Это ее первая большая самосто ятельная работа. Оформил спектакль х у д о ж н и к А. Прудников. Нужно сказать, что моло дому режиссеру, художнику и актерам многое удалось. Любопытен новый для нас опыт применения вязаных кукол. И если поросята те ряют часть своей «милоты» из-за того, что их разно цветные, рябые мордочки получились какими-то тем ными, глуховатых тонов, то Волк прекрасно чувствует себя в «вязаной шкуре». Очень красивы в спектак ле сцены наступления осе ни, когда под грустную пе сенку падают и падают красные и желтые листья. Жаль, что потом об осе ни все как-то забывают. И когда поросята, как ни в чем не бывало, идут на ры балку, кажется, что опять лето, и все вокруг радует. В спектакле много весе лой, живой игры, условия которой ребята охотно при нимают. Большой естествен ностью и изяществом отли чаются сцены общения ку кол (поросят и Волка) с людьми (Добрыми Охотни ками). Хороши музыкаль ные заставки, песенки, на писанные композитором М. Бебришем специально к спектаклю. И все-таки многие юные и взрослые зрители не ис пытывают полного удовлет ворения от спектакля. Слышны разговоры: «А то гда, помнишь, было интерес нее», «А после этих поросят еще про что-нибудь будет?». — Кто тебе понравился?- — спрашивают родители: — Волк! Так отвечают почти все ребята. Мы можем только присоединиться к этому единодушному мнению. Но вый Волк ничего не потерял по сравнению с нашим ста рым знакомцем из сказки Михалкова. Он остается та ким же энергичным, упря мым, изобретательным, но приобрел и новые черты. Это Волк цивилизованный — «Черный Волк в белых перчатках», как он сам се бя именует. Он позволяет себе поупражнять остроу мие в беседе с бедными по росятами, попавшими ему в лапы, он, не целясь, очень метко стреляет из пистоле та. Сочно и ярко играет роль Волка артист Е. Лу ценко. Но Волку повезло больше других только потому, что авторы дали актеру хоро ший материал, в пьесе он постоянно действует. А вот о поросятах этого не скажешь. Они в новом варианте сказки выглядят очень пассивными. Авторы решили заменить действие забавным текстом, играми, песенками. Поросята ведут длинные разговоры, шалят, дурачатся. Но чем веселее поросятам, тем больше ску чают юные зрители. У поросят в новом вари анте пьесы отнято самое главное: им так и не удается как следует проучить Волка. Это вместо них делают Доб рые Охотники. Стремление режиссера сделать свою работу непре менно оригинальной, высту пить в новом для театра жанре — весьма похвально. И возможно, на другом ма териале такая попытка и бы ла бы более плодотворной. Но здесь форма явно берет верх над содержанием. Мы понимаем важность и актуальность вопроса: как сегодня разговаривать с юными зрителями. Но при всех обстоятельствах пер вым и главным для нас бу дет вопрос: о чем разговари вать. ___ Р. ВЕЛИГИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz