История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

У СКАЗКИ МНОГО Лучшей рецензией этому спек­ таклю можно считать отноше­ ние к нему самих ребят. Не так- то просто попасть на «Деревян­ ного короля», хотя он прошел на сцене Мурманского област­ ного театра уже несколько раз. Контакт, возникающий между артистами и залом с первых ми­ нут спектакля, не прерывается потом до конца действия. С са­ мого начала театр как бы услав­ ливается с юными зрителями: все, что здесь произойдет, — иг­ ра. Это условие подчеркнуто прологом, в котором актеры, ве­ село танцуя, выходят из боко­ вых дверей прямо в зал. Они еще не в образе. Они еще акте­ ры. Сказка вступит в свою силу только тогда, когда Портняжка (артист С. Вагинов), взобрав­ шись на возвышение, объявит о начале представления. В прочем , он сам , э т о т П о р т н я ж - к а , в с ущ н о с т и , и в и н о в а т в том . что п р о и зош л о в благословенном го суд а р с тве Т р ал а л а ни и . У м е р ста­ ры й к о р о л ь . И в то врем я, ко гд а тр а л а л а н цы п л а ка л и не с т о л ь к о от го р я , с к о л ь к о о т р а с те р я н н о с ти ( к а к ж и т ь без короля?!), он . п о ч и ­ н и в н о р о л е в о ^ ю м а н тию , н а к и н у л ее на м а н е ке н . А м а н е ке н взял да и о ж и л . И — м ало то го ! — о бъ я ­ вил себя коро лем ! П о р т н я ж к а , бы ­ ло, не по верил в ре ал ьн о сть дере­ в я н н о го ко р о л я , но то т ч а с п о п л а ­ ти л с я за это : был водворен в т ю р ь ­ м у. Как известно, договариваясь друг с другом об игре, дети зача­ стую заранее определяют, пойдет она «как будто» или «взаправ­ ду». Нужно сказать, что игра, кото­ рую предлагает юным зрителям режиссер Н. В. Коробов вместе с актерами, идет «взаправду», всерьез. И, видимо, поэтому зри­ тели предельно активны. Когда пес Пифка (артист В. Кецман) обращается к залу с просьбой по­ мочь отпереть огромный замок тюрьмы, чтобы спасти Портняж­ ку, весь зал готов ринуться ему на помощь. Как тут не позави­ дуешь маленькому Сереже, опе­ редившему других ребят! Все дело в том, что Пифка просит их всерьез: ему без их помощи ну просто никак не обойтись! А как мгновенно реагируют ребята, когда их просят (тоже всерьез) устроить шум и . напу­ гать палачей, приглашенных из соседней страны! Зал буквально гремит от детских голосов. Но когда с подобными прось­ бами пробуют обратиться стражи или королевский министр, ребя­ та стараются сбить их с толку. Определенность зрительских реакций и оценок связана с тем, что все актеры при почти им­ провизационной свободе сцени­ ческого поведения очень точно играют свое отношение к каждо­ му персонажу. На какой же возраст рассчи­ тан этот спектакль? Театру пришлось много пора­ ботать, чтобы преодолеть недо­ статки слабой пьесы В. Зимина, и сделать яркий живой спек­ такль, который смотрится и взрослыми с не меньшим увле­ чением, чем детьми. Маленького зрителя волнует судьба данного конкретного Пор­ тняжки, и он учится ненавидеть сначала этого конкретного Дере­ вянного короля, которого выра­ зительно, ярко играет артист В. Ерасов (второй исполни­ тель роли — артист С. Кисе­ лев). Дети более старшего воз­ раста замечают в спектакле большее. Они обращают внима­ ние на то, что, видимо, не слу­ чайно художник Н. Гарпинич расположил покои короля над ' тюрьмой. И не случайно на ‘за­ навесе по бокам трона изобра- * жена фигура палача. . На обсуждении спектакля; вѴ_ шестом классе второй мурман- ’ ской школы, которое провела с ребятами практикантка студент­ ка педагогического института ' • Наташа Трубина, кто-то заметил: ; — Если король *деревянный, " он должен все время скрипеть. Но ему тут же возразили: — Если бы он скрипел, все сра­ зу поняли бы, что он деревян­ ный. А в жизни «деревянных королей» не так легко узнать. Вот так зрело судят о Спектак­ ле, о сатирическом образе Дере­ вянного короля наши шести­ классники. От их внимания не скроются ни выразительная музыка, на­ писанная к спектаклю мурман­ ским композитором М. Таврико- вым, ни меткие слова песенок. ; При хорошем общем ансамбле многие актерские работы можно * считать подлинной удачей. Са­ мые главные симпатии малень^ ких и больших зрителей безраз­ дельно отдаются Пифке. Можно поздравить с дебютом в роли ,JIa- лаечки артистку В. Лепкову. С юмором^ и злой иронией играет . Министра артист В. Стоменок. Озабоченны и сосредоточенны Стражи 'в исполнении артистов Ю. Завадскиса и Ф. Панасюка. Серьезность и об^ятвдьность, с которыми они пытаются отга-’’ дать королевскую загадку, — «А и В сидели на трубе», достав- . ляет зрителям ' немало веселых минут. Можно с уверенностью ска­ зать» что новая сказка полюби­ лась ребятам, ' как полюбилась им история о толстом добродуш­ ном Карлсоне или хвастливом Зайкё-зазнайке. При обсуждении спектакля в том же шестом классе второй школы ребят спросили, что бы они хотели увидеть на сцене об­ ластного театра. Недостатка в рекомендациях не было. Оказы­ вается. ребята мечтают увидеть в театре «Золушку», «Крокодила Гену», «Бременских музыкан­ тов», «Старика Хоттабыча» и многие другие свои любимые произведения. Ло-видимому, те­ атру стоит серьезно прислу­ шаться к этим пожеланиям и в будущем создавать для ребят хорошие спектакли на доброт­ ном материале. По всей вероят­ ности, это более плодотворный путь, чем перекройка и передел­ ка, пусть даже и удачная, худо­ жественно слабых пьес. Р. ВЕЛИГИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz