История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
У СКАЗКИ МНОГО Лучшей рецензией этому спек таклю можно считать отноше ние к нему самих ребят. Не так- то просто попасть на «Деревян ного короля», хотя он прошел на сцене Мурманского област ного театра уже несколько раз. Контакт, возникающий между артистами и залом с первых ми нут спектакля, не прерывается потом до конца действия. С са мого начала театр как бы услав ливается с юными зрителями: все, что здесь произойдет, — иг ра. Это условие подчеркнуто прологом, в котором актеры, ве село танцуя, выходят из боко вых дверей прямо в зал. Они еще не в образе. Они еще акте ры. Сказка вступит в свою силу только тогда, когда Портняжка (артист С. Вагинов), взобрав шись на возвышение, объявит о начале представления. В прочем , он сам , э т о т П о р т н я ж - к а , в с ущ н о с т и , и в и н о в а т в том . что п р о и зош л о в благословенном го суд а р с тве Т р ал а л а ни и . У м е р ста ры й к о р о л ь . И в то врем я, ко гд а тр а л а л а н цы п л а ка л и не с т о л ь к о от го р я , с к о л ь к о о т р а с те р я н н о с ти ( к а к ж и т ь без короля?!), он . п о ч и н и в н о р о л е в о ^ ю м а н тию , н а к и н у л ее на м а н е ке н . А м а н е ке н взял да и о ж и л . И — м ало то го ! — о бъ я вил себя коро лем ! П о р т н я ж к а , бы ло, не по верил в ре ал ьн о сть дере в я н н о го ко р о л я , но то т ч а с п о п л а ти л с я за это : был водворен в т ю р ь м у. Как известно, договариваясь друг с другом об игре, дети зача стую заранее определяют, пойдет она «как будто» или «взаправ ду». Нужно сказать, что игра, кото рую предлагает юным зрителям режиссер Н. В. Коробов вместе с актерами, идет «взаправду», всерьез. И, видимо, поэтому зри тели предельно активны. Когда пес Пифка (артист В. Кецман) обращается к залу с просьбой по мочь отпереть огромный замок тюрьмы, чтобы спасти Портняж ку, весь зал готов ринуться ему на помощь. Как тут не позави дуешь маленькому Сереже, опе редившему других ребят! Все дело в том, что Пифка просит их всерьез: ему без их помощи ну просто никак не обойтись! А как мгновенно реагируют ребята, когда их просят (тоже всерьез) устроить шум и . напу гать палачей, приглашенных из соседней страны! Зал буквально гремит от детских голосов. Но когда с подобными прось бами пробуют обратиться стражи или королевский министр, ребя та стараются сбить их с толку. Определенность зрительских реакций и оценок связана с тем, что все актеры при почти им провизационной свободе сцени ческого поведения очень точно играют свое отношение к каждо му персонажу. На какой же возраст рассчи тан этот спектакль? Театру пришлось много пора ботать, чтобы преодолеть недо статки слабой пьесы В. Зимина, и сделать яркий живой спек такль, который смотрится и взрослыми с не меньшим увле чением, чем детьми. Маленького зрителя волнует судьба данного конкретного Пор тняжки, и он учится ненавидеть сначала этого конкретного Дере вянного короля, которого выра зительно, ярко играет артист В. Ерасов (второй исполни тель роли — артист С. Кисе лев). Дети более старшего воз раста замечают в спектакле большее. Они обращают внима ние на то, что, видимо, не слу чайно художник Н. Гарпинич расположил покои короля над ' тюрьмой. И не случайно на ‘за навесе по бокам трона изобра- * жена фигура палача. . На обсуждении спектакля; вѴ_ шестом классе второй мурман- ’ ской школы, которое провела с ребятами практикантка студент ка педагогического института ' • Наташа Трубина, кто-то заметил: ; — Если король *деревянный, " он должен все время скрипеть. Но ему тут же возразили: — Если бы он скрипел, все сра зу поняли бы, что он деревян ный. А в жизни «деревянных королей» не так легко узнать. Вот так зрело судят о Спектак ле, о сатирическом образе Дере вянного короля наши шести классники. От их внимания не скроются ни выразительная музыка, на писанная к спектаклю мурман ским композитором М. Таврико- вым, ни меткие слова песенок. ; При хорошем общем ансамбле многие актерские работы можно * считать подлинной удачей. Са мые главные симпатии малень^ ких и больших зрителей безраз дельно отдаются Пифке. Можно поздравить с дебютом в роли ,JIa- лаечки артистку В. Лепкову. С юмором^ и злой иронией играет . Министра артист В. Стоменок. Озабоченны и сосредоточенны Стражи 'в исполнении артистов Ю. Завадскиса и Ф. Панасюка. Серьезность и об^ятвдьность, с которыми они пытаются отга-’’ дать королевскую загадку, — «А и В сидели на трубе», достав- . ляет зрителям ' немало веселых минут. Можно с уверенностью ска зать» что новая сказка полюби лась ребятам, ' как полюбилась им история о толстом добродуш ном Карлсоне или хвастливом Зайкё-зазнайке. При обсуждении спектакля в том же шестом классе второй школы ребят спросили, что бы они хотели увидеть на сцене об ластного театра. Недостатка в рекомендациях не было. Оказы вается. ребята мечтают увидеть в театре «Золушку», «Крокодила Гену», «Бременских музыкан тов», «Старика Хоттабыча» и многие другие свои любимые произведения. Ло-видимому, те атру стоит серьезно прислу шаться к этим пожеланиям и в будущем создавать для ребят хорошие спектакли на доброт ном материале. По всей вероят ности, это более плодотворный путь, чем перекройка и передел ка, пусть даже и удачная, худо жественно слабых пьес. Р. ВЕЛИГИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz