История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

НОВАЯ ВСТРЕЧА Ш С Н Е Б У Р А Ш К О Й На передней сиденье трол­ лейбуса ехали двое малышей. Никого вокруг не замечая, они разыгрывали между собой сцен­ ку; . . — А как тебя зовут? — спра­ шивал один серьезным, вполне взрослым голосом крбкодила Гены. t 1 — Не знаю, — тоненько от­ вечал другой голоском Чебу­ рашки. — Совсем-совсем не знаешь?.. Среди пассажиров троллейбу­ са, слушавших этот диалог, бы­ ла и режиссер областного театра кукол Людмила Евсеевна Бубо­ ла. Она ехала на работу. Этот субботний мартовский день для Людмилы Евсеевны был тре­ вожным: как-то примут первые зрители новый спектакль-сказку «Чебурашка»? Ведь персонажи сказки старые знакомые ребят. Дети встречались с ними в книжке Э. Успенского «Кроко­ дил Гена и его друзья», в отлич­ ном мультипликационном филь­ ме. А песенку крокодила Гены заслуженно любят н дети, и взрослые. Попробуйте найти че­ ловека, который хоть раз не спел бы о том, что к сожаленью, день рожденья только раз в году... Сказка очень популярна, и в этом — одна из основных труд- нбсТёй постановки спектакля: нужно суметь не повториться и в то. же время сделать так, что­ бы образы полюбившихся геро­ ев в главном совпали с уже сло­ жившимся прежде представле­ нием о них. Премьера новой постановки театра кукол состоялась в пер­ вый день школьных каникул. Поэтому публика в зале была «пестрая»: от малышей, . едва научившихся говорить, до пяти- шестиклассников. И вот уже звучит музыка, раздвигается. занавес, н «жи­ вые» кубики с нарисованными на них буквами складывают на­ звание спектакля. На полтора часа уводит в сказку юных зрителей забавный зверек, у которого • поначалу и именн-то нет. Сказка сказкой, но ситуации в ней самые что ни на есть жизненные. И они ‘за­ ставляют юных зрителей не только смеяться и грустить, но и задуматься: все ли на свете так хорошо, как кажется на пер­ вый взгляд? И не пора ли само- .му принять участие в том, что­ бы злые дела никогда не брали верх над добрыми? Не будем пересказывать со­ держание сказки, оно и так всем •хорошо знакомо. Попытаемся приглядеться, как удались акте­ рам их роли, чем театральный «Чебурашка» отличается от сво­ его кинособрата. Их. конечно, трудно сравнивать. Специфика кино позволяет Чебурашке от­ правляться вз джунглей в .пла­ вание по бурнбМу морю, перено­ ситься на улицы большого горо­ да. Буквально в течение не­ скольких минут мы видим ёго в самых разных ситуациях. Слож­ нее решить такую задачу в ус­ ловиях театра, тем более ку­ кольного. Поиски реяшссера увенчались успехом.. И вот мы видим «театр в театре» — боль­ шой, чуть ли не в половину сце­ ны экран, на кбТороМ появляет­ ся тени зверька в лесу,, грузчи­ ков, несущих ящик с апельси­ нами, в котором сладко Спит Че­ бурашка, корабля в океане, гру­ зовиков, несущихся по у.ІНйам большого города. Прием теневого тёатра позво­ ляет сделать действие в спёк- такле более динамичным. Это, думается, один из удач­ ных приемов, который в нашем театре применен впервые. А как сами куклы? Узнаем ли мы ѣ них полюбившихся героёв? Перед открытием занавеса за­ ведующая педагогической ча­ стью театра М. В. Мельницкая сказала: — Вы первые зрители нашего нового спектакля. Мы постара­ лись прпдумать нашего Чебу­ рашку, потому что у каждого из нас и из вас есть свой Чебу­ рашка... И вот,он, Чебурашка, забав­ ный лоПбухйй зйёрёК t круглы­ ми грустными глазами. Там. где ой, Еёбгда чтб-нибудь пролсхб* дніг. ‘Вблёй случая, он попадает в руки вредной старухи Шапок- лЯк н сразу же вызывает сим­ патии и сочувствие у будущих своих друзей: крокодила Гены, девочки Гали н щенка Тобика. Они вызволяют его из плена н потом все вместе строят «Дом дружбы», чтобы «передружить всех ребят н зверят». Здесь нет полутонов: если тебе нравится «делать злы», иди в лагерь ста рухн Шапокляк, добрые герои обязательно оказываются с Че­ бурашкой н его друзьями. Понятны и близки зрителям Чебурашка н крокодил Гена в исполнении артистов Миры Цёп- кало и Юрия Харина. И почти такое же приЯтнОё впечатление производит сугубо отрицатель­ ный персонаж — вредная стару­ ха ШапОкляк. Причина, Нам ка­ жется, лежит на поверхности: кукла сама по себе очень Симпа­ тична. Так ползр&ётся. чТо все злые дела, которые она дёлаёТ и собирается делаТь, выглядят невинными шалостями, продел­ ками. Лучше всего 66 этом Сви­ детельствует книга предложений театра, где добрая ііОловина от­ зывов звучит Как «мне понрави­ лась старуха Шапокляк». Видимо, чуть-чуть сдвинуты акцёнты. Думается, в ходе даль­ нейшей работы над спектаклем все Можно поставить на свои места. Спектакль пришёлся по вку­ су. Об этом свидетельствуют бурная реакций зала, незримый контакт между актерами и зри­ телями, который устанавливает­ ся с первых же сцен. Хочется Верить, что каждый зритель уз­ нал в театральном Чебурашке ЛюбиМбгО своёгб гёрбя. С. ДУБИНСКАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz