История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
НОВАЯ ВСТРЕЧА Ш С Н Е Б У Р А Ш К О Й На передней сиденье трол лейбуса ехали двое малышей. Никого вокруг не замечая, они разыгрывали между собой сцен ку; . . — А как тебя зовут? — спра шивал один серьезным, вполне взрослым голосом крбкодила Гены. t 1 — Не знаю, — тоненько от вечал другой голоском Чебу рашки. — Совсем-совсем не знаешь?.. Среди пассажиров троллейбу са, слушавших этот диалог, бы ла и режиссер областного театра кукол Людмила Евсеевна Бубо ла. Она ехала на работу. Этот субботний мартовский день для Людмилы Евсеевны был тре вожным: как-то примут первые зрители новый спектакль-сказку «Чебурашка»? Ведь персонажи сказки старые знакомые ребят. Дети встречались с ними в книжке Э. Успенского «Кроко дил Гена и его друзья», в отлич ном мультипликационном филь ме. А песенку крокодила Гены заслуженно любят н дети, и взрослые. Попробуйте найти че ловека, который хоть раз не спел бы о том, что к сожаленью, день рожденья только раз в году... Сказка очень популярна, и в этом — одна из основных труд- нбсТёй постановки спектакля: нужно суметь не повториться и в то. же время сделать так, что бы образы полюбившихся геро ев в главном совпали с уже сло жившимся прежде представле нием о них. Премьера новой постановки театра кукол состоялась в пер вый день школьных каникул. Поэтому публика в зале была «пестрая»: от малышей, . едва научившихся говорить, до пяти- шестиклассников. И вот уже звучит музыка, раздвигается. занавес, н «жи вые» кубики с нарисованными на них буквами складывают на звание спектакля. На полтора часа уводит в сказку юных зрителей забавный зверек, у которого • поначалу и именн-то нет. Сказка сказкой, но ситуации в ней самые что ни на есть жизненные. И они ‘за ставляют юных зрителей не только смеяться и грустить, но и задуматься: все ли на свете так хорошо, как кажется на пер вый взгляд? И не пора ли само- .му принять участие в том, что бы злые дела никогда не брали верх над добрыми? Не будем пересказывать со держание сказки, оно и так всем •хорошо знакомо. Попытаемся приглядеться, как удались акте рам их роли, чем театральный «Чебурашка» отличается от сво его кинособрата. Их. конечно, трудно сравнивать. Специфика кино позволяет Чебурашке от правляться вз джунглей в .пла вание по бурнбМу морю, перено ситься на улицы большого горо да. Буквально в течение не скольких минут мы видим ёго в самых разных ситуациях. Слож нее решить такую задачу в ус ловиях театра, тем более ку кольного. Поиски реяшссера увенчались успехом.. И вот мы видим «театр в театре» — боль шой, чуть ли не в половину сце ны экран, на кбТороМ появляет ся тени зверька в лесу,, грузчи ков, несущих ящик с апельси нами, в котором сладко Спит Че бурашка, корабля в океане, гру зовиков, несущихся по у.ІНйам большого города. Прием теневого тёатра позво ляет сделать действие в спёк- такле более динамичным. Это, думается, один из удач ных приемов, который в нашем театре применен впервые. А как сами куклы? Узнаем ли мы ѣ них полюбившихся героёв? Перед открытием занавеса за ведующая педагогической ча стью театра М. В. Мельницкая сказала: — Вы первые зрители нашего нового спектакля. Мы постара лись прпдумать нашего Чебу рашку, потому что у каждого из нас и из вас есть свой Чебу рашка... И вот,он, Чебурашка, забав ный лоПбухйй зйёрёК t круглы ми грустными глазами. Там. где ой, Еёбгда чтб-нибудь пролсхб* дніг. ‘Вблёй случая, он попадает в руки вредной старухи Шапок- лЯк н сразу же вызывает сим патии и сочувствие у будущих своих друзей: крокодила Гены, девочки Гали н щенка Тобика. Они вызволяют его из плена н потом все вместе строят «Дом дружбы», чтобы «передружить всех ребят н зверят». Здесь нет полутонов: если тебе нравится «делать злы», иди в лагерь ста рухн Шапокляк, добрые герои обязательно оказываются с Че бурашкой н его друзьями. Понятны и близки зрителям Чебурашка н крокодил Гена в исполнении артистов Миры Цёп- кало и Юрия Харина. И почти такое же приЯтнОё впечатление производит сугубо отрицатель ный персонаж — вредная стару ха ШапОкляк. Причина, Нам ка жется, лежит на поверхности: кукла сама по себе очень Симпа тична. Так ползр&ётся. чТо все злые дела, которые она дёлаёТ и собирается делаТь, выглядят невинными шалостями, продел ками. Лучше всего 66 этом Сви детельствует книга предложений театра, где добрая ііОловина от зывов звучит Как «мне понрави лась старуха Шапокляк». Видимо, чуть-чуть сдвинуты акцёнты. Думается, в ходе даль нейшей работы над спектаклем все Можно поставить на свои места. Спектакль пришёлся по вку су. Об этом свидетельствуют бурная реакций зала, незримый контакт между актерами и зри телями, который устанавливает ся с первых же сцен. Хочется Верить, что каждый зритель уз нал в театральном Чебурашке ЛюбиМбгО своёгб гёрбя. С. ДУБИНСКАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz