История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

ш МОЛОДЕЖЬ — ПРОБЛЕМА 18 МОЛОДЕЖЬ — ПЕРСПЕКТИВА т СЦЕНА — ЖИЗНЬ Щ СЕГОД­ НЯШНЕМУ ДНЮ НУЖНА МЫСЛЬ Ш ТЕАТР ВОСПИТЫВАЕТ ВОИНА* ГРАЖДАНИНА П РИРОДУ ОСВЕЖАЮТ ГРОЗЫ . Не так ли бы­ вает и в жизни людей, целых коллективов. После некоторых потрясений, перестановок и за­ тем взлета в новом спектакле «Торопись успеть^ можно гово­ рить о явном возрождении, об­ новлении театра Краснознамен­ ного Северного флота. А. Л. М адиевский , за сл уж ен ны й д е я т е л ь и с к у с с т в К а зах с к о й ССР, р еж и с с е р т е а т р а : — М олодеж ь д л я н аш е го т е а т р а — в с е . Т а к о в а с п е ц и ф и к а самого т е а т р а . Наці з р и т е л ь — молодой в ои н , и герой , к о торо го он хоч ет в и д е т ь на сц ен е , д о лж ен бы ть бли ­ з о к и понятен- ем у , долж ен бы ть е го со вр ем енни к ом , ж е л а т е л ь н о — р о в е с н и к о м .. Наш т е а т р п р е д о с т а в л я е т м а к ­ си м ум во зм ож н о с тей для а к ти вн ой р а б о ты м олоды х а р ти с то в , н а г р у з ­ к у . к а к ую то л ьк о м ож ет вы д е р ­ ж а т ь н а чи н аю щ и й а к т ер . Нас вол ­ н у е т д р у г а я пр о б л ем а . Уже н е р а з м ы о б р ащ а ем с я в п о л и ту п р а в л е ­ н и е с п ро с ьб ой п р о д ум а т ь во зм ож ­ н ы е п у т и п р и гл аш ен и я молодых а к т е р о в в т е а т р ф лота . П о с то ян ны е вы е зды , о тсу тстви е с т а ц и о н а р а со зд аю т .дополнитель ­ н ы е тру дн о с ти в работе . Однако в д анны й м ом ен т м ожно говори ть и о -творч е ском подъ ем е . К оллек ­ ти в с е й ч а с на верном пути , а н а ­ п р а в л ен н о с т ь — самы й р еш аю ­ щ ий ф ак то р . В дохновенно р аб о т ал т е а т р над льесГой... По н оч ам мы с Крейном , а в т о р ом п о в ести , р аб о т али над с ц е н а р и е в , а днем ш ли р еп етиции , п ь е с а бы ла п о с та вл ен а з а м есяц . По-моему, от т ако го к о л л е к ти в а м ожно ж д а т ь д ал ь н ейш и х у сп е ­ хов . II само собой р а зум е е т с я , что м олодежи будут п р едо с тавл ены в с е во зм ож но с ти п р о я ви ть себя . Р аб о т е с молодыми в е с ь к о л л е к ­ тив у д е л я е т м но го ' • вр ем ен и , вші« м ани я . Это со верш ен н о е с т е с т в ен ­ но. П ер сп ек ти вы молодых — это п ер сп е к ти вы т е атр а . И мы ож ид аем о т наш ей моло ­ д еж и , о т Саши А гаф онова , В ал ен ­ тины Ели зовой , Галины Стопцо- вой , о т самой молодой а к т р и сы наш е го т е а т р а — Тани Корнеевой больш ой творч еской отдачи . В. О. Хомич, заслуженный артист РСФСР: — По-моему, театр подошел в своих поисках к самому; вер­ ному и главному. На сцене по­ явился не отвлеченный герой, а умный современник, матрос, че­ ловек с накалом страстей. Корреспондент: Владимир Осипович, от вас хотелось бы услышать о совместной актер­ ской работе ветеранов.театра и молодых, о преемственности те­ атральных- традиций. — Может, сам а вы е здн а я сп е ­ ц и ф и к а т е а т р а более сп л а чи в а е т нас . Может бы ть . В а тм о сф ер е д обро серд ечи я и в заим опом ощ и л е гч е н ачи н ать лю бому молодо­ му ак т ер у . В т а к и х за с л уж е н ны х ар т и с т а х РСФСР, к а к Л. В. Тума­ нова и К. II. Липатов , а к т е р а х И. Г. М оскалевском и С. С. Сади- кове , молодеж ь н аходи т опы тны х н а ст авни к о в . С ер ь е зн ее с т али о тн о си ться в т е а т р е и к проблем е п р оф е с си о ­ н альн ой уч ебы ак т еро в . У нас р а ­ б о т ает т в о р ч е ски й клуб , ко торы й пом о га ет со в е рш ен с т в о в а т ь п ро ­ ф е с с и о н а л ьн о е м а с т ер с тво . Н а з а ­ н я т и я х р а з г о в о р и д е т о со вр ем ен ­ ной р еж и с су р е , о п о с т ан о в к е об« р а з а совр ем енно го г ер о я на сц е ­ не. В з а д а ч у т е а т р а входит у к р е п ­ л ен и е с л авны х тр адиц ий т е а т р а ф ло т а , н а п р а в л ен ны х н а п а тр и о ­ ти ч еско е во спи тани е советско го воина . " - • Если говори ть о п р е ем ств енн о ­ сти э ти х с л а в ны х традиций , то нуж но с больш им удо вл е тво р ен и ­ ем о тм ети ть р або ту м о л о д о г о 'а к ­ т ер а С аш и А гафонова . Корреспондент: Саша, два го­ да в театре Северного флота — что они для вас? А лександр А гафонов: — В т е а т р е я наш ел у чи т ел ей и ш колу , с которой был зн аком тол ько т еор ети ч ески . На сц ен е н а ­ ч ин а л к а к оловянны й солд атик . Все было... П ервый ж е се зон д ал м н е п р е к р а сны й у р о к . Мне д али х а р а к т е р н ы е роли Л е вуш к и ѣ «С к а зк ах с т аро го Арбата* и В ась ­ ки в «Горячем сердц е» , одна и з н и х д аж е гро т е ск о в ая . Роли , к а з а ­ ло с ь . с ам ы е неподходящ ие , х а р а к ­ т еры соверш енно мне не свой ст ­ венны е . Р аб о т а т ь приш л о с ь с о г ­ ромным вн у тр енним н а п р яж е н и ­ ем, п е р ен ап р яж е н и ем д аж е . Эта р аб о т а им ел а для м ен я в аж н о е зн ач ен и е , про сто ко л о с с ал ьн о е , потому что в р е з у л ь т а т е п о я ви ­ л а с ь « р а с к о в ан н о с т ь» , то е сть т а свобода, без ко торой н е во зм ож ен а к т ер ... И ещ е т ак о е дело . В св ои х п о е зд к а х п ри х о д и т ся и г р а т ь п а р а з л и ч н ы х сц ен ах , гд е н ет н и к а ­ к и х удобств , играть*.„б§з «плю сов ­ ки» , в хорош ем Смысле это го сло ­ в а , то е с т ь без л иш н ей а к т е р с к о й н а к л а д к и , к а к н а с т ац и он а рн ой сц ене , б е з и сп о л ь зо в ан и й вс е го д и а п а з о н а ; голо са , с в о б о д ^ двйзкёѴ нйй... А э то в ед ет к бол ьш ей Гиб­ ко сти и , пл а с ти чн о с ти «••'Перевопло­ щ ени я . Т ак что д л я молодого акг т е р а эти н еудоб с тв а сл уж а т хоро? ш ей ш колой . проф е с си он ал ьн о го опы та . ••••' • ‘ • П олучаеш ь огромное уд о вл етво ­ р ен и е , ко гд а после с п е к т а к л я со ­ в ерш енно .стихийно н а ч и н а е т с я обсуж дение . Сколько р а з н ы х г о ­ р я ч и х чу в ств и п о л я р ны х м н е ­ ний о моем геро е м а т р о с е Лне- пнньш е : «Т аких р еб я т нет, е сть циники» . — «Нет, он ж и в е т в к аж дом и з п а с в к ак о й -то м ере» . Один ж у р н а л и с т с к а з а л : «Это че- л о в е к н е завидн ой судьбы . Он с го ­ р ел , к а к свеча» . А я счи таю —■' нет! Просто мой герой н е и з тех , кто спокойно р а сп р ед ел я е т свои силы . У него дру гой п у т ь — пу ть гор ен и я . Этот м ак сим ал и зм — ве ­ ли к о л еп ны й , потрясающ ий ! , Образ Лнепнньшсі »—' то т о б р а з , ко то ры й д а е т мнбгф не т<5Льк<? зри т елю , но и а к т е р у . Помогает р о с т у ч ел о в еч е ски х , п а тр и о ти ч е ­ с к и х к ач е с т в . Я не пре тендую н а како е -то сходство с моим геро ем , по мне к аж е т с я , что в к аки х -то сл ож ны х к р и т и ч е с к и х ж и зн е н ны х си ту а ц и я х я буду в ер ен его п р и н ­ ципам , многое м ери т ь его м ер кой . Г. КУРОПАТКИНА. Областной драматический театр представил на вечере победи­ телей: режиссера В. Келле-Пелле, актеров А, Азарченко, Л. Ницен­ ко, М. Самочко, а одними из последних ~ отрывком из спектакля «Валентин и Валентина» — К. Белову и В. Стоменка. И как брала досада оттого, что живое . человеческое чувство мечется, запыхалось совсем в четырех стенах, так стало чуть груст­ но, когда наступил финал вечера и была поставлена точка: первое место, второе, третье... За каждым актером будто закрепилась цифра. Что ж тут поделать -г- это условие каждого смотра-конкур­ са, просто оно не совсем естественно, когда речь идет о творчест- ве, трудно поддающемся арифметической оценке, потому что дер­ жится оно на человеческом нерве. «При подведении итогов необходимо учитывать творческую ак­ тивность молодого актера, его отношение к повседневной работе, к работе в эпизоде, массовке, соблюдении им этических норм, уча­ стие в общественной жизни, в комсомольской работе». Так сказано в положении о смотре. Все же хорошо, что суть этого смотра не только в распределении мест, а главное — в работе, которую ведут театры с молодыми актерами, в том, .чтобы эта работа стала системой. . . Такой системой стала работа с молодыми в областном драмати­ ческом театре. Его и признали лучшим. Начинается забота о молодых в этом театре прежде всего с со­ здания им всяческих благоприятных условий для непосредственной работы. Это проявляется и во внимании к материально-бытовой стороне, и просто в добром отношении руководства и актеров дру­ гих поколений (они, кстати, и представили победителей на вечере) и — что не /Гак часто встречается, а очень ценно — в творческом доверии. Молодежь театра играет много и разно. Ей отважно поручают сложные, ответственные роли, а значит — дают возможность наибо­ лее полного и точного проявления себя, самого существенного в себе, пусть даже доказательством «от противного». НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ «Надо же, театр кукол — и вдруг! Мы никогда не подозрева­ ли, что в вашем театре так мно­ го способных, молодых и краси­ вых (!) актеров!» — такие слова можно услышать от зрителей спектакля «Голый король». — Я понимаю это удивление, — говорит А. Д. Коган, -заслужен­ ный артист КАССР, человек, име­ ющий за плечами около 40 лег режиссерской й актерской рабо- тььв театре кукол. — Раньше в театр кукол шли совсем другие люди, в основном те, которые по причине каких-то внешних недо­ статков не могли показаться на сцене. Никаких специальных учебных заведений для кукольников тоже не было. Естественный " отбор происходил прямо в театре. И, конечно, о всесторонней подго­ товке актеров-кукольников и го­ ворить не приходилось. Некото­ рые режиссеры обучали просто определенным техническим при­ емам, при помощи которых кук­ ла могла выражать -радость, горе, гнев. Конечно, это были далеко не лучшие режиссеры, но тогда и с этим «запасом» можно было работать. Сейчас — нет! И дра­ матургия и режиссура театра ку­ кол настолько изменились, что набором штампов, готовых при­ емов уже не обойтись. Недаром несколько лет назад о таком спек­ такле, как. «Голый король», не могло быть и речи, а сейчас смог­ ли, осилили. Но вот пришло оно 6 театр — это новое всесторонне подготов­ ленное поколение. Почти все — молоды и красивы. Пение, танцы, фехтование, акробатика — все, что угодно, — пожалуйста! Они «спрятались за ширму» не пото­ му, что боятся «живого плана», а совершенно сознательно, потому что видят неограниченные воз­ можности и перспективу именно этого жанра, именно в нем хотят сказать свое собственное слово. ■ Легче с ними работать или труднее? — Конечно, легче, — говорит В. С. Варшавская, директор теат­ ра, работающая в нем более 20 Л е т . — И это, наверное, не нуж­ но доказывать. Они все могут, с Них много можно потребовать. Хотя в чем-то и труднее. Прибы­ вая из учебных заведений, они сами предъявляют театру серьез­ ные требования. В большинстве случаев справедливые, иногда — непомерные. Не каждый театр на­ ходится на уровне этих требова­ ний. Иногда приходится застав­ лять заниматься «простой ариф­ метикой», хотя в институте они овладели «высшей математикой». Может ли хоть один театр ска­ зать, что работает со своей мо­ лодежью достаточно? Да, прово­ дятся у нас специальные занятия по вокалу, сценической речи, движению, танцам. Учитываются творческие заявки молодежи. Ху­ дожественный совет старается справедливо оценивать их работу, своевременно тарифицировать. Режиссер стремится уберечь каж­ дого от «заштампования», от­ крыть новые грани актера, расши­ рить диапазон. Об этом свиде­ тельствует роль Посадницы в спектакле «Горящие паруса», сыг­ ранная Тамарой Вяткиной, наряду с ее «малышами» - — Плюшем, Мики и-другими. Или роли коро­ ля в «Приключении любопытного волшебника» и Лисы в «Бабушки­ ных сказках» у Тамары Волынки­ ной. Но всегда что-то остается в об­ ласти благих намерений. Хоте­ лось бы дать актерам возмож­ ность больше работать над собой, общаться с творческой моло­ дежью города, заниматься обще­ ственной работой, просто читать, наконец... Но пока еще наши ак­ теры очень и очень загружены. Приятно, что рядом с этими ак­ трисами, выпускницами института, завоевавшими на смотре первое и второе места, наград удостое­ ны актеры Евгений Луценко и Ви­ ктор Вяткин, которые пришли к нам из самодеятельности и все­ му научились в театре. Но мы всегда понимаем, что делаем еще недостаточно... М. ОЛЕНЕВ, наш внешт, корр. А . АГАФОНОВ Л. НИЦЕНКО Чі А. АЗАРЧЕНКО К. БЕЛОВА (слева) и В. ЕЛИЗОВА в Смотр талантов Театр выдвийул шестерым победителей.- Если бы не рамки кон­ курса,, их могло быть и больше. Молодых актеров областного дра­ матического театра характеризует (почти всех) определенная, уже раскрывшаяся индивидуальность. Это особенно o3afla4HBaef перед необходимостью подводить их под общую установку и распреде­ лять очередность мест. Вернемся сейчас на тот вечер-концерт, который проходил в по­ недельник. Вернемся к некоторым его участникам (с удовольстви­ ем бы ко всём, только нет такой возможности). Леонид Ниценко. Он играл роль Неспанова в спектакле режио* сера Келле-Пелле «Справедливость — мое ремесло». И очень надо знать его в других ролях (Бусыгиц | «Старшем сыне», ДктеЪ §. «На дне»). Потому что Л. Ниценко, актёр лирический, узнаваемый в каждой своей роли: до тонкостей вроде бы растворяете# Ц ^еи такая.у него эмоциональная чуткость к разнообразным характерам. , Владимир Стоменок — тоже очень эмоциональный, но совсем иного плана актер. У характеров, им создаваемых, единый внут­ ренний склад, странно противоречивый и этим необыкновенный (Алешка в «На дне», Валентин, Васков). Говорят, что герои Стомен­ ка — простые, здоровые натуры. Но ведь в уникальном сочетании с душевным здоровьем, с той добротностью —- резкая, почти бо­ лезненная нервность. В неспокойной контрастности характера однб подчеркивает, увеличивает другое. То, что он такой ясный й надеж­ ный, удесятеряет силу эмоциональных потрясений. Все это сконцентрировалось в образе старшины Васкова из спек­ такля «А зори здесь тихие...» Само назначение Стоменка на роль Васкова было смелым, но творческое доверие есть принцип рабо­ ты с молодыми в этом театре. А' Клавдия Белова назначена на роль Марийки в «Солдатской вдове» Н. Анкилова — женщины, познавшей много горя, живущей трудно. И еще в преддверии вечера, заключающего смотр, — удив­ ленная тревога о будущем: «Я сейчас такую роль получила, ну та­ кую роль! Ой, не знаю, как я...» Н. КОТЕЛЬНИКОВА, театровед. В . КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ . 1 ) М. С А М О Ч К О Т. ВЯТКИНА В. СТОМЕНОК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz