История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
ш МОЛОДЕЖЬ — ПРОБЛЕМА 18 МОЛОДЕЖЬ — ПЕРСПЕКТИВА т СЦЕНА — ЖИЗНЬ Щ СЕГОД НЯШНЕМУ ДНЮ НУЖНА МЫСЛЬ Ш ТЕАТР ВОСПИТЫВАЕТ ВОИНА* ГРАЖДАНИНА П РИРОДУ ОСВЕЖАЮТ ГРОЗЫ . Не так ли бы вает и в жизни людей, целых коллективов. После некоторых потрясений, перестановок и за тем взлета в новом спектакле «Торопись успеть^ можно гово рить о явном возрождении, об новлении театра Краснознамен ного Северного флота. А. Л. М адиевский , за сл уж ен ны й д е я т е л ь и с к у с с т в К а зах с к о й ССР, р еж и с с е р т е а т р а : — М олодеж ь д л я н аш е го т е а т р а — в с е . Т а к о в а с п е ц и ф и к а самого т е а т р а . Наці з р и т е л ь — молодой в ои н , и герой , к о торо го он хоч ет в и д е т ь на сц ен е , д о лж ен бы ть бли з о к и понятен- ем у , долж ен бы ть е го со вр ем енни к ом , ж е л а т е л ь н о — р о в е с н и к о м .. Наш т е а т р п р е д о с т а в л я е т м а к си м ум во зм ож н о с тей для а к ти вн ой р а б о ты м олоды х а р ти с то в , н а г р у з к у . к а к ую то л ьк о м ож ет вы д е р ж а т ь н а чи н аю щ и й а к т ер . Нас вол н у е т д р у г а я пр о б л ем а . Уже н е р а з м ы о б р ащ а ем с я в п о л и ту п р а в л е н и е с п ро с ьб ой п р о д ум а т ь во зм ож н ы е п у т и п р и гл аш ен и я молодых а к т е р о в в т е а т р ф лота . П о с то ян ны е вы е зды , о тсу тстви е с т а ц и о н а р а со зд аю т .дополнитель н ы е тру дн о с ти в работе . Однако в д анны й м ом ен т м ожно говори ть и о -творч е ском подъ ем е . К оллек ти в с е й ч а с на верном пути , а н а п р а в л ен н о с т ь — самы й р еш аю щ ий ф ак то р . В дохновенно р аб о т ал т е а т р над льесГой... По н оч ам мы с Крейном , а в т о р ом п о в ести , р аб о т али над с ц е н а р и е в , а днем ш ли р еп етиции , п ь е с а бы ла п о с та вл ен а з а м есяц . По-моему, от т ако го к о л л е к ти в а м ожно ж д а т ь д ал ь н ейш и х у сп е хов . II само собой р а зум е е т с я , что м олодежи будут п р едо с тавл ены в с е во зм ож но с ти п р о я ви ть себя . Р аб о т е с молодыми в е с ь к о л л е к тив у д е л я е т м но го ' • вр ем ен и , вші« м ани я . Это со верш ен н о е с т е с т в ен но. П ер сп ек ти вы молодых — это п ер сп е к ти вы т е атр а . И мы ож ид аем о т наш ей моло д еж и , о т Саши А гаф онова , В ал ен тины Ели зовой , Галины Стопцо- вой , о т самой молодой а к т р и сы наш е го т е а т р а — Тани Корнеевой больш ой творч еской отдачи . В. О. Хомич, заслуженный артист РСФСР: — По-моему, театр подошел в своих поисках к самому; вер ному и главному. На сцене по явился не отвлеченный герой, а умный современник, матрос, че ловек с накалом страстей. Корреспондент: Владимир Осипович, от вас хотелось бы услышать о совместной актер ской работе ветеранов.театра и молодых, о преемственности те атральных- традиций. — Может, сам а вы е здн а я сп е ц и ф и к а т е а т р а более сп л а чи в а е т нас . Может бы ть . В а тм о сф ер е д обро серд ечи я и в заим опом ощ и л е гч е н ачи н ать лю бому молодо му ак т ер у . В т а к и х за с л уж е н ны х ар т и с т а х РСФСР, к а к Л. В. Тума нова и К. II. Липатов , а к т е р а х И. Г. М оскалевском и С. С. Сади- кове , молодеж ь н аходи т опы тны х н а ст авни к о в . С ер ь е зн ее с т али о тн о си ться в т е а т р е и к проблем е п р оф е с си о н альн ой уч ебы ак т еро в . У нас р а б о т ает т в о р ч е ски й клуб , ко торы й пом о га ет со в е рш ен с т в о в а т ь п ро ф е с с и о н а л ьн о е м а с т ер с тво . Н а з а н я т и я х р а з г о в о р и д е т о со вр ем ен ной р еж и с су р е , о п о с т ан о в к е об« р а з а совр ем енно го г ер о я на сц е не. В з а д а ч у т е а т р а входит у к р е п л ен и е с л авны х тр адиц ий т е а т р а ф ло т а , н а п р а в л ен ны х н а п а тр и о ти ч еско е во спи тани е советско го воина . " - • Если говори ть о п р е ем ств енн о сти э ти х с л а в ны х традиций , то нуж но с больш им удо вл е тво р ен и ем о тм ети ть р або ту м о л о д о г о 'а к т ер а С аш и А гафонова . Корреспондент: Саша, два го да в театре Северного флота — что они для вас? А лександр А гафонов: — В т е а т р е я наш ел у чи т ел ей и ш колу , с которой был зн аком тол ько т еор ети ч ески . На сц ен е н а ч ин а л к а к оловянны й солд атик . Все было... П ервый ж е се зон д ал м н е п р е к р а сны й у р о к . Мне д али х а р а к т е р н ы е роли Л е вуш к и ѣ «С к а зк ах с т аро го Арбата* и В ась ки в «Горячем сердц е» , одна и з н и х д аж е гро т е ск о в ая . Роли , к а з а ло с ь . с ам ы е неподходящ ие , х а р а к т еры соверш енно мне не свой ст венны е . Р аб о т а т ь приш л о с ь с о г ромным вн у тр енним н а п р яж е н и ем, п е р ен ап р яж е н и ем д аж е . Эта р аб о т а им ел а для м ен я в аж н о е зн ач ен и е , про сто ко л о с с ал ьн о е , потому что в р е з у л ь т а т е п о я ви л а с ь « р а с к о в ан н о с т ь» , то е сть т а свобода, без ко торой н е во зм ож ен а к т ер ... И ещ е т ак о е дело . В св ои х п о е зд к а х п ри х о д и т ся и г р а т ь п а р а з л и ч н ы х сц ен ах , гд е н ет н и к а к и х удобств , играть*.„б§з «плю сов ки» , в хорош ем Смысле это го сло в а , то е с т ь без л иш н ей а к т е р с к о й н а к л а д к и , к а к н а с т ац и он а рн ой сц ене , б е з и сп о л ь зо в ан и й вс е го д и а п а з о н а ; голо са , с в о б о д ^ двйзкёѴ нйй... А э то в ед ет к бол ьш ей Гиб ко сти и , пл а с ти чн о с ти «••'Перевопло щ ени я . Т ак что д л я молодого акг т е р а эти н еудоб с тв а сл уж а т хоро? ш ей ш колой . проф е с си он ал ьн о го опы та . ••••' • ‘ • П олучаеш ь огромное уд о вл етво р ен и е , ко гд а после с п е к т а к л я со в ерш енно .стихийно н а ч и н а е т с я обсуж дение . Сколько р а з н ы х г о р я ч и х чу в ств и п о л я р ны х м н е ний о моем геро е м а т р о с е Лне- пнньш е : «Т аких р еб я т нет, е сть циники» . — «Нет, он ж и в е т в к аж дом и з п а с в к ак о й -то м ере» . Один ж у р н а л и с т с к а з а л : «Это че- л о в е к н е завидн ой судьбы . Он с го р ел , к а к свеча» . А я счи таю —■' нет! Просто мой герой н е и з тех , кто спокойно р а сп р ед ел я е т свои силы . У него дру гой п у т ь — пу ть гор ен и я . Этот м ак сим ал и зм — ве ли к о л еп ны й , потрясающ ий ! , Образ Лнепнньшсі »—' то т о б р а з , ко то ры й д а е т мнбгф не т<5Льк<? зри т елю , но и а к т е р у . Помогает р о с т у ч ел о в еч е ски х , п а тр и о ти ч е с к и х к ач е с т в . Я не пре тендую н а како е -то сходство с моим геро ем , по мне к аж е т с я , что в к аки х -то сл ож ны х к р и т и ч е с к и х ж и зн е н ны х си ту а ц и я х я буду в ер ен его п р и н ципам , многое м ери т ь его м ер кой . Г. КУРОПАТКИНА. Областной драматический театр представил на вечере победи телей: режиссера В. Келле-Пелле, актеров А, Азарченко, Л. Ницен ко, М. Самочко, а одними из последних ~ отрывком из спектакля «Валентин и Валентина» — К. Белову и В. Стоменка. И как брала досада оттого, что живое . человеческое чувство мечется, запыхалось совсем в четырех стенах, так стало чуть груст но, когда наступил финал вечера и была поставлена точка: первое место, второе, третье... За каждым актером будто закрепилась цифра. Что ж тут поделать -г- это условие каждого смотра-конкур са, просто оно не совсем естественно, когда речь идет о творчест- ве, трудно поддающемся арифметической оценке, потому что дер жится оно на человеческом нерве. «При подведении итогов необходимо учитывать творческую ак тивность молодого актера, его отношение к повседневной работе, к работе в эпизоде, массовке, соблюдении им этических норм, уча стие в общественной жизни, в комсомольской работе». Так сказано в положении о смотре. Все же хорошо, что суть этого смотра не только в распределении мест, а главное — в работе, которую ведут театры с молодыми актерами, в том, .чтобы эта работа стала системой. . . Такой системой стала работа с молодыми в областном драмати ческом театре. Его и признали лучшим. Начинается забота о молодых в этом театре прежде всего с со здания им всяческих благоприятных условий для непосредственной работы. Это проявляется и во внимании к материально-бытовой стороне, и просто в добром отношении руководства и актеров дру гих поколений (они, кстати, и представили победителей на вечере) и — что не /Гак часто встречается, а очень ценно — в творческом доверии. Молодежь театра играет много и разно. Ей отважно поручают сложные, ответственные роли, а значит — дают возможность наибо лее полного и точного проявления себя, самого существенного в себе, пусть даже доказательством «от противного». НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ «Надо же, театр кукол — и вдруг! Мы никогда не подозрева ли, что в вашем театре так мно го способных, молодых и краси вых (!) актеров!» — такие слова можно услышать от зрителей спектакля «Голый король». — Я понимаю это удивление, — говорит А. Д. Коган, -заслужен ный артист КАССР, человек, име ющий за плечами около 40 лег режиссерской й актерской рабо- тььв театре кукол. — Раньше в театр кукол шли совсем другие люди, в основном те, которые по причине каких-то внешних недо статков не могли показаться на сцене. Никаких специальных учебных заведений для кукольников тоже не было. Естественный " отбор происходил прямо в театре. И, конечно, о всесторонней подго товке актеров-кукольников и го ворить не приходилось. Некото рые режиссеры обучали просто определенным техническим при емам, при помощи которых кук ла могла выражать -радость, горе, гнев. Конечно, это были далеко не лучшие режиссеры, но тогда и с этим «запасом» можно было работать. Сейчас — нет! И дра матургия и режиссура театра ку кол настолько изменились, что набором штампов, готовых при емов уже не обойтись. Недаром несколько лет назад о таком спек такле, как. «Голый король», не могло быть и речи, а сейчас смог ли, осилили. Но вот пришло оно 6 театр — это новое всесторонне подготов ленное поколение. Почти все — молоды и красивы. Пение, танцы, фехтование, акробатика — все, что угодно, — пожалуйста! Они «спрятались за ширму» не пото му, что боятся «живого плана», а совершенно сознательно, потому что видят неограниченные воз можности и перспективу именно этого жанра, именно в нем хотят сказать свое собственное слово. ■ Легче с ними работать или труднее? — Конечно, легче, — говорит В. С. Варшавская, директор теат ра, работающая в нем более 20 Л е т . — И это, наверное, не нуж но доказывать. Они все могут, с Них много можно потребовать. Хотя в чем-то и труднее. Прибы вая из учебных заведений, они сами предъявляют театру серьез ные требования. В большинстве случаев справедливые, иногда — непомерные. Не каждый театр на ходится на уровне этих требова ний. Иногда приходится застав лять заниматься «простой ариф метикой», хотя в институте они овладели «высшей математикой». Может ли хоть один театр ска зать, что работает со своей мо лодежью достаточно? Да, прово дятся у нас специальные занятия по вокалу, сценической речи, движению, танцам. Учитываются творческие заявки молодежи. Ху дожественный совет старается справедливо оценивать их работу, своевременно тарифицировать. Режиссер стремится уберечь каж дого от «заштампования», от крыть новые грани актера, расши рить диапазон. Об этом свиде тельствует роль Посадницы в спектакле «Горящие паруса», сыг ранная Тамарой Вяткиной, наряду с ее «малышами» - — Плюшем, Мики и-другими. Или роли коро ля в «Приключении любопытного волшебника» и Лисы в «Бабушки ных сказках» у Тамары Волынки ной. Но всегда что-то остается в об ласти благих намерений. Хоте лось бы дать актерам возмож ность больше работать над собой, общаться с творческой моло дежью города, заниматься обще ственной работой, просто читать, наконец... Но пока еще наши ак теры очень и очень загружены. Приятно, что рядом с этими ак трисами, выпускницами института, завоевавшими на смотре первое и второе места, наград удостое ны актеры Евгений Луценко и Ви ктор Вяткин, которые пришли к нам из самодеятельности и все му научились в театре. Но мы всегда понимаем, что делаем еще недостаточно... М. ОЛЕНЕВ, наш внешт, корр. А . АГАФОНОВ Л. НИЦЕНКО Чі А. АЗАРЧЕНКО К. БЕЛОВА (слева) и В. ЕЛИЗОВА в Смотр талантов Театр выдвийул шестерым победителей.- Если бы не рамки кон курса,, их могло быть и больше. Молодых актеров областного дра матического театра характеризует (почти всех) определенная, уже раскрывшаяся индивидуальность. Это особенно o3afla4HBaef перед необходимостью подводить их под общую установку и распреде лять очередность мест. Вернемся сейчас на тот вечер-концерт, который проходил в по недельник. Вернемся к некоторым его участникам (с удовольстви ем бы ко всём, только нет такой возможности). Леонид Ниценко. Он играл роль Неспанова в спектакле режио* сера Келле-Пелле «Справедливость — мое ремесло». И очень надо знать его в других ролях (Бусыгиц | «Старшем сыне», ДктеЪ §. «На дне»). Потому что Л. Ниценко, актёр лирический, узнаваемый в каждой своей роли: до тонкостей вроде бы растворяете# Ц ^еи такая.у него эмоциональная чуткость к разнообразным характерам. , Владимир Стоменок — тоже очень эмоциональный, но совсем иного плана актер. У характеров, им создаваемых, единый внут ренний склад, странно противоречивый и этим необыкновенный (Алешка в «На дне», Валентин, Васков). Говорят, что герои Стомен ка — простые, здоровые натуры. Но ведь в уникальном сочетании с душевным здоровьем, с той добротностью —- резкая, почти бо лезненная нервность. В неспокойной контрастности характера однб подчеркивает, увеличивает другое. То, что он такой ясный й надеж ный, удесятеряет силу эмоциональных потрясений. Все это сконцентрировалось в образе старшины Васкова из спек такля «А зори здесь тихие...» Само назначение Стоменка на роль Васкова было смелым, но творческое доверие есть принцип рабо ты с молодыми в этом театре. А' Клавдия Белова назначена на роль Марийки в «Солдатской вдове» Н. Анкилова — женщины, познавшей много горя, живущей трудно. И еще в преддверии вечера, заключающего смотр, — удив ленная тревога о будущем: «Я сейчас такую роль получила, ну та кую роль! Ой, не знаю, как я...» Н. КОТЕЛЬНИКОВА, театровед. В . КЕЛЛЕ-ПЕЛЛЕ . 1 ) М. С А М О Ч К О Т. ВЯТКИНА В. СТОМЕНОК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz