История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

О БЫ КН О ВЕН Н О Е СОВЕТСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРАЗДНУЕТ СВОЕ ПЯТИДЕСЯТИЛЕ­ ТИЕ, С 18 ПО 22 ДЕКАБРЯ — ПОКАЗ ЛУЧШИХ СПЕКТАКЛЕЙ, Н ЕУЖЕЛИ вы еще ли разу не бы* ли в Мурманском театре кукол? Если это так, то вам.;, очень за» йидую. Так завидуют человеку, .кото­ рому еще предстоит прочитать инте­ ресную книгу. Попасть туда, однако, не так легко. Небольшой зал театра всегда набит битком. Множество заявок от детских садов, школ. Можно было бы поискать для статьи ѵенее банальный заголовок, но угн Очень точно он выражает то, что я хо- чу сказать. С пятнлетнего, прпме|Шо, возраста знаю, что эа ширмой стоят 'взрослые дяди и тети, которые' управ­ ляют куклами и говорят за них «тон­ кими» и «толстыми» голосами, но вот Ьтот процесс «оживления», превраще- вид , мертвых кукол в живые, смет* &ые й грустные, озорные и серьезные зрущества, всегда воспринимаю, как чу- *о. Обыкновенное чудо. Сейчас обыкновенное. Но когда наш Кукольный театр только появился (а Начинался он в 1933 году в городе Ки* "ровске с подвижнической деятельности ? ебольшой группы ленинградцев), огда к актерам подходили старухи й ^бвнняли их в колдовстве. Приходи­ лось все объяснять эрителям, показы­ вать, как водится кукла, как она «го» Іорит». Потом спектакли;смотрели вчераш­ ние солдаты —- «они ничем не отли­ чались от детей. Как они хохотали, йогда в спектакле «По щучьему веле- вто» генерал ведет войско п Емеле.* Й вообще... прекрасное было время», — говорит директор театра Валентина Се­ меновна Варшавская. Она в театре 20 вот. Это целая жизнь. Конечно, в та­ ком сравнительно небольшом коллек­ тиве, как кукольный театр, судьба его, его творческий уровень зависят от иавдого. Но в первую очередь судьба (театра зависит от директора. Ч ТО ЖЕ изменилось за эти годы? Почти все, начиная со всяческо­ го количества (одних только ак­ теров стало втрое больше). По-прежнему на спектаклях немало взрослых (разве только энтузиазм у Них не прежний — в метель им уют» нее у телевизоров). Но, придя на спек­ такль, они «переживают» не иенео де­ тей. Так, в одной из недавних поездок театра, когда актриса Т. Жданова вы­ шла в финале «Золушки» с куклой ма* чехи, к ней подошли женщины и ста­ ри упрекать ее, «чего уж она такая інтая». Конечно, изменились и дороги, я транспорт, н жилье. Но от сегодняш­ них актеров требуется не меньше энту­ зиазма, мужества и любви к своему делу, чем 20 лет назад. И конечно же, Самара Вяткина, Вера Корольчук, Ев­ гений Луценко, Тамара Леонова, Мира Ципкало, Тамара Жданова, Виктор Вяткин обладают этим качеством не в меньшей мере, чем когда-то К. А. Ра- ёоренова, IL Б. Мамыкин, А. М. Ра* дионова, Н, Сі Радионов или работаю» щий и ныне заслуженный артист РСФСР Д. А. Кулаков. Если сравнить жизнь нашего театра О человеческой, то «ребенок» вырос, стал более крепким, умным и, как вся­ кий правильно воспитанный ребенок, сохранил и развил здоровую основу, заложенную й детстве. И, самое глав­ ное, сохранил память о детстве — об­ щем детстве театра, К ОНЕЧНО, теперь сложнее быть «чудом» для детей, которые о пеленок знакомы с самолетом, а $ три года играют в космонавты. Но , Оти дети, как и сверстники их когда-то, дружно кричат доверштому барануі «Не-ет! Туда не ходп-и!», видя-за ку­ стами притаившегося волка. _ После одного из спектаклей к А. Д, Когану подошла мама с претензией ^ эачем актеры выходят с куклами и раь аочаровывают детей. Бедь ее сын цѳ- *йын час переживал за настоящего яг*' непкаі А это не разочарование.. Зто его рост. Маленький ■ зритель должей ^гчнться видеть исполнителя и режись сера, и художника, учиться оценивать’ йх труд, нх мастерство. Я уже говорила, что любви к куколь­ ному театру «все возрасты покорны», Йе обходится без смешного. Начинают­ ся проблемы «отцов и детей». Родите­ ли признаются актерам, что спектакль «не очень-то», а ребенок нх буквально вахлебывается от впечатлений. А одиа ;иоп знакомый, признававшийся, что дремлет на кукольных спектаклях под ЧУДО аккомпанемент бурных переживаний собственной дочери и ей подобных, о «Айболита» пришел взволнованный -« ечень ему понравилось. Дочь его вос­ торгов по поводу именно ятого спек­ такля явно не разделяла. В СЕ правильно. У каждого возра­ ста свои способности любить* Малышам для полного счастьй достаточно отличить волка от гасицьі 31 кошку от собаки. Зрителей «солиднее» интересует ею* жѳт. Они с увлечением смотрят «Огни® во», «Волшебную лампу Алладиназг, „ «Сэмбо», «Большого Ивана», «Сказку д. Мише и Маше». Мальчишкам нужніД пираты и разбойники, девочкам -4 вринцеосы, родителям... при всем и і разнообразии, каждоіму нужно, чтобьі их ребенку нравилось в на пользу ікло..? ’ О специальном репертуаре для взрос* лых актеры мечтают давно. Такші Спектаклем стала «Чертова мельница5 И. ІПтока. Безусловно, %дет иптсре* сен'взрослым новый спектакль театру «Айболит», постановку которого осу*» Іцествил Л. В. Ненлау. Впрочем, если вы действительно на разу нѳ были в нашем кукольной те? Ш берите за руку своего ребенка й . ■ Только заранее подумайте о билете! М. МЕЛЬНИЦКАЯ, сотрудник областной библиотеки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz