История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

Все взрослые были деть­ ми. И читали, конечно, сказ­ ку о добром папе Карло, ма­ стере, создавшем маленьких забавных человечков. У папы Карло немало по­ следователей, кукольных ма­ стеров, работающих в раз­ личных городах мира. Одни из них живет и в нашем го­ роде, и зовут его Евгений Александрович Гренке. Ок­ на его дома выходят во двор. А здесь, как и во всех мур­ манских дворах, много дет­ воры. И. конечно же, между девочками, мальчиками н нашим мурманским папой Карло завязалась большая крепкая дружба. Еще крепче дружит он с хлопотливой семьей «арти­ стов»-кукол. .Ганс, Аладин, Визирь, Царевна, слоненок, поп, ведьмы, зайцы, петухи, лешие, Золушка и многие- многие другие куклы-артис­ ты поселились в его неболь­ шой «каморке». А театр, где они играют, находится совсем рядом, стоит только распахнуть дверь. Это Мур­ манский областной театр ку­ кол. Когда на его сцене шел спектакль «Золотой клю­ чик», совсем не казалось странным, что роль папы Карло играл именно Евге­ ний Александрович Гренке, наш мурманский «папа Кар­ ло». Кто лучше, чем он — художник-кукольник — пе­ редаст настоящую доброту и влюбленность мастера в сво­ их маленьких забавных че­ ловечков и зверюшек. А после спектакля Евге­ ния Александровича опять ждала мастерская. На сто­ лах — листы ватмана, раз­ ноцветная тонкая бумага, краски, проволочки, пласти­ лин, клей, маленькие пест­ рые кусочки ткани... Рядом кто-то штопает разорвав­ шийся нос лисы, пришивает глаз зайцу, А Евгений Александрович занимается... аппликацией. Из разноцветной бумаги вы­ резает ножницами формоч­ ки, склеивает их, и вот «ожи­ вают» поп, купец, царь, жан­ дарм —- герои будущего спектакля «Большой Иван». Это только эскиз. Но именно с него начинает свою жизнь кукла. А потом идет в ход пластилин. Пальцы ху­ дожника из бесформенного куска пластилина создают задуманную по эскизу голо­ ву куклы. Не обходится иногда и без курьезов. В спектакле «Межпланет­ ная сказка» было решено ге­ роев спектакля — планеты Марс и Сатурн — сделать куклами с большими круглы­ ми головами. Лепить боль­ шой шар из пластилина ока­ залось неудобно и долго. Неужели придется отка­ заться от задуманного реше­ ния? Но выход неожидан­ но был .найден... во сне. Ев­ гению Александровичу при­ снился улыбающийся Са­ турн, а вместо головы у не­ го была — камера от фут­ больного мяча. • И на следующее утро го­ лова «сияющего» Сатурна уже была вылеплена на на­ дутой резиновой камере. Много таких изобретатель­ ных выдумок было за те де­ сять лет, которые отдал Ев­ гений Александрович Мур­ манскому областному теат­ ру кукол. В каждом новом спектак­ ле кукольного театра почти всегда есть и новая творче­ ская- удача Е. А. Гренке. Только в прошлом году бы­ ли отмечены его работы: де­ корации к спектаклю «О чем рассказал волшебник», куклы из спектаклей «Пя­ так и пятачок», «Ганс-про- стофиля», «Теремок». Эски­ зы этих работ мурманского художника демонстрирова­ лись на выставке «Художни­ ки театров Северо-западной зоны» в Ленинградском Дворце работников искусств имени К. С. Станиславского, где получили хорошую оцен­ ку. Художнику Е. А. Гренке предстоит еще очень и очень многое сделать в жизни, он полон новых планов и интере­ сов. Снова и снова его ру­ ки тянутся к кисточкам, кра­ скам, пластилину, гипсу... Рождаются новые «дети» мурманского «папы Карло». И когда в театр соберутся ребятишки — зрители, кук­ лы, сделанные талантливым мастером, оживут в руках ар­ тистов и расскажут детворе новую забавную и поучи­ тельную историю. Т. БЕЛЯЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz