История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

Этот жилой дом по проспек­ ту Ленина знают все. И не только потому. что в нем разместилась самая большая в городе библиоте­ ка. Дело в том, что здесь на­ ходится веселый театр для самых .маленьких зрителей Заполярья. Окно... Самое обычное. Несмотря на то, что на дво­ ре зима и крепчает мороз, оно распахнуто. И через не­ го .можно увидеть мир, в ко­ тором «живут» куклы. Вот появилась одна из них — в ярком пышном сарафане. А вскоре и другая, худенькая, перетянутая тонкой ленточ­ кой, с томными глазками, вы­ глядывающими из-под длин­ ных ресниц. Начинают о чем- то бурно спорить. По-видимо­ му, очень нетактично. II не гіережив нанесенных друг другу оскорблений, они всту­ пают в драку. Любопытные ребята, под­ сматривающие в окно, на­ блюдают одну из сцен буду­ щего спектакля Мурманско­ го областного театра кукол — «Царевна-Лягушка». С этой русской народной сказкой знакомы и старики, и малыши. Но театр решил поставить именно этот полю­ бившийся ребятам спектакль, За кулисами кукольного театра сделать его необычным, а ге­ роев совсем не теми, которых дети раньше уже видели или слышали. Новое разрешение пьесы требует прежде всего от актеров находчивости, вы­ думки. мастерства. Путь к этому — труд и труд. С утра до вечера идут ре­ петиции... За ширмой в точе­ ние всего этого времени глаза актера неустанно следят за куклой,- не пропускают ни одного се движения. Репети­ руется всё: как кукла ходит й говорит, правильно ли она держит ручки... Какой-то най­ денный штришок, замечание, и... сцена повторяется вновь, до тех пор. пока кукла по- настоящему не «оживет». Тогда на 'спектакле зритель поверит кукле, увидит в пей того или иного человека, узнает его характер, недо­ статки и пороки. Играть ар­ тистам приходится не только людей, но и зверей... Во время перерыва между репетициями движение за ширмой продолжается. Вдруг раздается кваканье. Оказы­ вается, что учится «квакать» артистка Леонина Меринн. Она играет в этом спектакле роль Царевны-Лягушки. Подчас актерам приходит­ ся играть в одном спектакле сразу несколько ролей, при­ чем самых неожиданных. Так. Мира Цепкало ведет в спектакле куклу Бабу-ягу -и одного из трем братьев—Са- фрона. А Тамара Жданова играет купеческую дочь и царицу. II надо сказать, что у них это получается очень неплохо. • Среди группы артистов выделяются две совсем моло­ денькие девушки. Они тоже заняты в этом спектакле. Ученицы Ира ІѴІогута и Лена Смирнова, выдержав кон­ курсные испытания, пришли в кукольный театр после окончания школы. Сейчас они обучаются при театре ак­ терскому мастерству, техни­ ке речи, кукловождению. Те­ оретические познания, полу­ ченные на занятиях от- веду­ щих артистов театра Д. Ку­ лакова. А. Родионовой, Г. Кротова, они закрепляют на репетициях. За ширмоіі, кроме акте­ ров. работает и художник Е. А. Гренке. Из огромного количества сделанных им эскизов и набросков рож­ даются декорации и куклы будущих спектаклей. Имя мурманского компози­ тора Е. И. Чугунова также связано с этим театром. Ои сейчас пишет музыку к «Ца- ревне-Лягушке». В тесном контакте с ху­ дожником и главным режис­ сером — заслуженным арти­ стом КАССР А. Д. Коганом бутафоры, портнихи, столя­ ры. Это их умелыми руками сделаны из паралона утки, из распушенного морского кана­ та — пышная грива у цар* скоіі лошади, из битых стек­ лышек — горящие угли в ко­ стре... ...«Золушка», «Смелому— счастье», «Пятак и пятачок» и другие спектакли Мурман­ ского областного театра ку­ кол знают и помнят в Нике­ ле и Ловозере, Ёне и Тери- берке, Кнровске и Кандалак­ ше... А под рукой художника рождаются афиши будущих спектаклей, и каждая из них — это новые встречи, новые работы... Т. БЕЛЯЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz