История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
В свете рампы Не про нас? Удивляюсь. Давно не видел я тако го единодушия, таких переживаний у зрителей и в драматическом-то теат ре. А тут — в кукольном. Парадок сальность искусства легко опрокиды вает наши стереотипные представле ния о нем. Знакомьтесь, премьера: спектакль для взрослых «Брысь!» по пьесе ленинградцев В. Гина и В. Зи мина в постановке главного режиссе ра Воронежского областного театра кукол В. А. Вольховского. Сделай спектакль за неделю. Запоминается — надолго. Кто они, эти семеро, приютившиеся на пестром от городских отбросов «дне» (чердаке, подвале, свалке)? Су щества, отторгнутые обществом, оставшиеся без куска хлеба, «без оп ределенного места жительства», без опеки, без душевного тепла. Сущест ва, живущие за той гранью, где нет разницы, кошка ты, собака или чело век. Или не встречаем мы их па улице? Вот идет один — в пыльном плаще, видавшем и снег, и зной, в подобран ной и очищенной от льда и окурков кепке, его лица не разглядеть — оно слилось с общим серым урбанистиче ским фоном. Или вот другая, высмат ривающая забытые «двушки» в теле фонах-автоматах (еще 7 копеек — и можно купить буханку хлеба), в вы цветшем пальтеце, выше колен, в ка ких щеголяли модницы еще в начале 60-х, с сумочкой, хоть и без подклад ки, зато настоящей дамской. Бывшей дамской.; Тот, первый, быть может, был бы геологом. Или даже инженером, если есть образование. Или далее писате лем, чем черт не шутит. Так и видит ся: идет он по проспекту, до синевы выбрит, портфелем помахивает, дело вито заглядывает в киоски, интересу ется «Правдой» или «Известиями». Но не судьба — и плетется в плаще с чужого плеча, и болеет, и есть хо чет. А она? Разве думала когда-то, что будет украдкой забираться па ночлег в будку на теплотрассе и делить хлеб с проституткой и бывшим скрипачом? А ведь могла бы быть... кто бы по считал ее иесбывшиеся мечты! Не судьба,; Что свело их здесь, на дне? Кого — горькая, кого — бесплодная борь ба с высокопоставленными дураками, кого — личное крушение, кого — козни негодяя, кого — болезнь, ко го — тюрьма, кого — ошибка... У каждого — свой первый день на свал ке. Бомжи. Оборванцы. Соотечествен ники. Наши гибнущие братья и сест ры. Как часто слышат от нас сытое: «П-шел!».' А в спектакле звучит: «Брысь!». Потому что он не про нас и не про наших сестер, братьев, бабушек.- Он про кошек и котов. Гибнущих кошек и котов. Но отчего же зритель, словно дитя, в сердцах стучит кулаком по колену? Почему слезы стоят в глазах и раз дается из зала сдавленное обидой за старую кошку: «Ух и скотины!..» —- в адрес злодеев? Спектакль остросоциален.; В стран ном действе больше вопросов, чем от ветов.- Они нажимают на больные ме ста, но знает ли искусство иную те рапию? Врезались в душу и теперь долго не оставят в покое короткая ис тория житья-бытья кошки Анфисы и Старухи (один из самых драматичных в своей простоте и узнаваемости эпи зодов — с болью, с юмором, с сочув ствием изображен заслуженными ар тистками РСФСР Еленой Коротаевоіі и Тамарой Волынкиной); глубоко за прятанные обида и тоска весельчака и симпатяги Фунтика (артистка На талья Арсеньева); долгое молчание стариков в финале, словно бы навеян ное открытием Экклезиаста; «Ничего нет нового под солнцем. Реки впада ют в моря и из морей вытекают..,.» И хэви-металлический Мурзик С. Харламова. Сколько их таких на танцплощадках, у кого единственная гордость н достояние — это жесткая куртка с заклепками, местами блестя щая, местами подштопанная, с рука вами по локоть (мягкие пиджаки и тонкие сорочки — не судьба. Не судь ба!). И кот Платон, волей обстоя тельств превратившийся в Плутона (артист А. Гусев), и посрамленная, потасканная, но не теряющая трех самых дорогих вещей — сумочки, стыда и совести — Киса (артистка JI. Зиоева), и хлебнувшая «романти ки», как кипятка, нежная Офелия (ар тистка Н. Мельник). И — венец ком пании — всем судья и пахан, старый, мудрый кот Филофей (артист Ю. Ха- рин). Их игра лаконична и ярка. А еще чем создан спектакль, так это на удивление изобретательной и выра зительной работой художника из Во ронежского театра кукол Елены Лу ценко. Постановщик Валерий Аркадьевич Вольховскнй, лауреат Государствен ной премии РСФСР, приехал из Во ронежа, чтобы оставить нам заруоку на сердце. Ему это удалось. С. АРХИПОВ. (Наш корр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz