История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

В свете рампы Не про нас? Удивляюсь. Давно не видел я тако­ го единодушия, таких переживаний у зрителей и в драматическом-то теат­ ре. А тут — в кукольном. Парадок­ сальность искусства легко опрокиды­ вает наши стереотипные представле­ ния о нем. Знакомьтесь, премьера: спектакль для взрослых «Брысь!» по пьесе ленинградцев В. Гина и В. Зи­ мина в постановке главного режиссе­ ра Воронежского областного театра кукол В. А. Вольховского. Сделай спектакль за неделю. Запоминается — надолго. Кто они, эти семеро, приютившиеся на пестром от городских отбросов «дне» (чердаке, подвале, свалке)? Су­ щества, отторгнутые обществом, оставшиеся без куска хлеба, «без оп­ ределенного места жительства», без опеки, без душевного тепла. Сущест­ ва, живущие за той гранью, где нет разницы, кошка ты, собака или чело­ век. Или не встречаем мы их па улице? Вот идет один — в пыльном плаще, видавшем и снег, и зной, в подобран­ ной и очищенной от льда и окурков кепке, его лица не разглядеть — оно слилось с общим серым урбанистиче­ ским фоном. Или вот другая, высмат­ ривающая забытые «двушки» в теле­ фонах-автоматах (еще 7 копеек — и можно купить буханку хлеба), в вы­ цветшем пальтеце, выше колен, в ка­ ких щеголяли модницы еще в начале 60-х, с сумочкой, хоть и без подклад­ ки, зато настоящей дамской. Бывшей дамской.; Тот, первый, быть может, был бы геологом. Или даже инженером, если есть образование. Или далее писате­ лем, чем черт не шутит. Так и видит­ ся: идет он по проспекту, до синевы выбрит, портфелем помахивает, дело­ вито заглядывает в киоски, интересу­ ется «Правдой» или «Известиями». Но не судьба — и плетется в плаще с чужого плеча, и болеет, и есть хо­ чет. А она? Разве думала когда-то, что будет украдкой забираться па ночлег в будку на теплотрассе и делить хлеб с проституткой и бывшим скрипачом? А ведь могла бы быть... кто бы по­ считал ее иесбывшиеся мечты! Не судьба,; Что свело их здесь, на дне? Кого — горькая, кого — бесплодная борь­ ба с высокопоставленными дураками, кого — личное крушение, кого — козни негодяя, кого — болезнь, ко­ го — тюрьма, кого — ошибка... У каждого — свой первый день на свал­ ке. Бомжи. Оборванцы. Соотечествен­ ники. Наши гибнущие братья и сест­ ры. Как часто слышат от нас сытое: «П-шел!».' А в спектакле звучит: «Брысь!». Потому что он не про нас и не про наших сестер, братьев, бабушек.- Он про кошек и котов. Гибнущих кошек и котов. Но отчего же зритель, словно дитя, в сердцах стучит кулаком по колену? Почему слезы стоят в глазах и раз­ дается из зала сдавленное обидой за старую кошку: «Ух и скотины!..» —- в адрес злодеев? Спектакль остросоциален.; В стран­ ном действе больше вопросов, чем от­ ветов.- Они нажимают на больные ме­ ста, но знает ли искусство иную те­ рапию? Врезались в душу и теперь долго не оставят в покое короткая ис­ тория житья-бытья кошки Анфисы и Старухи (один из самых драматичных в своей простоте и узнаваемости эпи­ зодов — с болью, с юмором, с сочув­ ствием изображен заслуженными ар­ тистками РСФСР Еленой Коротаевоіі и Тамарой Волынкиной); глубоко за­ прятанные обида и тоска весельчака и симпатяги Фунтика (артистка На­ талья Арсеньева); долгое молчание стариков в финале, словно бы навеян­ ное открытием Экклезиаста; «Ничего нет нового под солнцем. Реки впада­ ют в моря и из морей вытекают..,.» И хэви-металлический Мурзик С. Харламова. Сколько их таких на танцплощадках, у кого единственная гордость н достояние — это жесткая куртка с заклепками, местами блестя­ щая, местами подштопанная, с рука­ вами по локоть (мягкие пиджаки и тонкие сорочки — не судьба. Не судь­ ба!). И кот Платон, волей обстоя­ тельств превратившийся в Плутона (артист А. Гусев), и посрамленная, потасканная, но не теряющая трех самых дорогих вещей — сумочки, стыда и совести — Киса (артистка JI. Зиоева), и хлебнувшая «романти­ ки», как кипятка, нежная Офелия (ар­ тистка Н. Мельник). И — венец ком­ пании — всем судья и пахан, старый, мудрый кот Филофей (артист Ю. Ха- рин). Их игра лаконична и ярка. А еще чем создан спектакль, так это на удивление изобретательной и выра­ зительной работой художника из Во­ ронежского театра кукол Елены Лу­ ценко. Постановщик Валерий Аркадьевич Вольховскнй, лауреат Государствен­ ной премии РСФСР, приехал из Во­ ронежа, чтобы оставить нам заруоку на сердце. Ему это удалось. С. АРХИПОВ. (Наш корр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz