История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
О т е х . к о г о ж е В театр пришел зритель. Самый маленький, самый благодарный. Сот ни глаз — серых, голубых, черных с нетерпением ожидают начала спек такля. Раздвинулся занавес, и нача лось увлекательное представление: здесь и зайчнк-попрыгайчнк. и лиса- курятница, серый волк и беззабот ный петушок. Сколько' радости при носят детям эти встречи с любимы ми героями сказок, сколько чувств разбудят они в маленьких детских сердйах! Но прежде чем спектакль увидит зритель, он пройдет долгий и труд ный путь. Пьеса принята к поста новке, но. пожалуй, первую путевку в жизнь (не считая автора) она по лучит из рук режиссера. В настоя щее время коллектив театра гото вит пьесу-сказку — «Конек-горбу нок». В репертуаре театра эта пьеса не нова. Ее отыграли еще четыре года назад. Но главный режиссер театра заслуженный артист Карель ской АССР А. Д . Коган стремится по-новому открыть зрителю эту сказ ку, донести до него остро социаль ный смысл пьесы. Основной акцент спектакля пред полагается сделать на столкновении двух сил: добра и зла, царя и Ива- нушкн-дурачка. И чтобы сказка не утратила своего общественного зву чания, не превратилась просто в кра сивый спектакль, режиссер стремит ся показать Иванушку не как пас сивного исполнителя волн царя, а как человека, способного воспроти- вігться, взбунтоваться. И, напротив, воля и желание царя идут не от его величия и разума, а от глупости великой. Глупый царь-самодур и умный со образительный Иванушка — .вот ос новной конфликт пьесы, над вопло щением которого и работает сегодня коллектив театра. Качественное ре шение пьесы во многом будет зави сеть o r художественного видения режиссера, от того, насколько он су меет организовать всех людей, свя занных с ее постановкой. А сейчас сказка читается, выясняется ее идея, дается характеристика действующих лиц, объясняются поведение и по ступки героев. И в чьи бы руки не перешла дальше пьеса, этапы ее раз вития всегда будут в поле зрения режиссера. ...Ворох эскизов, карандашных на бросков лежит перед художником театра Е. А. Гренке. Но, прежде чем они появились, •было просмотрело и изучено много фотографии* открыток, иллюстраций известного художника Билибина. Художник вместе с ре жиссером ищет внешнее решение спектакля. От его выдумки, фанта зии'зависит многое. Силой своего во ображения он м о ж е т ' создать на ширме все, что заставляет трепетать сердце ребенка: черное в. белых .пятнах облаков небо и летящего по нему Конька-горбунка, жар-птнцу и хоромы грозного царя. А сколько интересных композици онных и цветовых решений может найти художник в процессе работы! Он же творец главных героев пред ставления — кукол. Создавая внешность царя, Е. А. Гренке стремится подчеркнуть, от дельные штрихи и детали, чтобы вы явить в нем наиболее характерное, — жадность, злость, глупость. Но вот эскизы просмотрены, ут верждены. В костюмерном цехе ку кол уже ожидает Е.1И. Яковлева. Сшить костюм сложно, работа ко лаков говорит, что своих героев он ищет в людях. — Вижу челозекз н чувствую, что это имен но то, что я ищу. Мой образ — и походка, и жесты, и голос его. И тут оказывается, что мой положительный ге рой ходит, слегка по вернув голову. Каждый герой пьесы говорит своим голосом, и актеру предстоит оты скать его. Долго искал Г. Кротов интонацию голоса купца Пак Тор Се в сказке «Цветок жизни* в тот момент, когда он узнает от” слу ги, что Хеи Бу, крестья нин, доставший этот цветок, еще не пришел. Можно было оставить купца сидящим на по душках. Но этот вари ант не устраивал актера. И только,’ когда Пак Тор Се, поднимаясь, в гневе кричит: «Вон! Чтобы че рез два дня был» — и сопровождает свой прн- Главнын художник Е. Гренке (слева) и каз внушительным толч- главный режиссер театра заслуженный артист ком — только тогда бы- КАССР А. Коган з а работой над оформлением ла найдена убеднтель- спсктакля «Конек-горбунок» по сказке П. Ер- ность. шова. . . Фото Б. Соколова. И ™к У кажлого ______________ __________ _ ра. Поиски, поиски — и только одно едннствея- стюмера требует большой аккурат ности и изобретательности. Так, в сказке «Аленький цветочек» решено было одеть Аленушку в голубой са рафан и блузку слегка кремоватого цвета. Но на первой ж е примерке выяснилось, что цвета не оттеняют друг друга, а поглощают. Пришлось искать другую цветовую гамму. .Бе лый цвет как нельзя лучше гармони ровал с голубым. Эффект костюма подчас решают маленькие, неприметные на первый взгляд детали. Кажется, совсем не значительную- роль играет отделоч ная тесьма, но оранжевая — она- со всем не смотрелась на бежевом фоне костюма Аладнна, и только когда ее заменили красной, дополнили ук рашениями, вышивкой, костюм «за играл». Пока кукол готовят к представле нию, столярный цех делает декора ции, контролеры и гардеробщики оклеивают их. J. А тем временем актеры вчитыва ются в пьесу, знакомятся, из какого материала сделана к у к л а ,. как она устроена технически, вживаются в характер создаваемого образа. Кукловеду важно не только найти характер образа, но и передать его, донести до зрителя. Актер Д . А. Ку- но верное решение. Вот, кажется, и все готово. Начи нается монтирование спектакля, установка декораций. Работник сце ны должен уметь быстро и аккурат но снять и поставить декорации. От его работы во многом зависит ход спектакля. А когда спектакль смон тирован и отрепетирован, вступает в" свои права Виктор Проничкин —- осветитель театра. Он «волшебник». Его руки зажигают звезды, заставля ю т загореться сказочную жар-птицу. Перед тем, как пойти на суд зри теля, - спектакль сдает свой послед ний экзамен — его принимает худо жественный совет. Члены его стро го и придирчиво обсуждают работу коллектива. Спектакль принят. З а л заполняет ся сотнями звонких голосов. Юные зрители с нетерпением ожидают, когда поднимется занавес. Каждый новый 'спектакль Мурманского теат ра кукол еще шире Открывает детям д&ерь в большое советское искус ство. А. АЛЕКСЕЕВА. За ы. редактора Е. Б. БРОИДО,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz