История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
НЕМѴ СЛУЖИТ МАСТЕР? Тарахтит по полю стран ная машина, похожая чуть- чуть на трактор, а больше — на русскую печь. Из са моварной трубы — дымок. Жнет машина пшеницу, а из печки тут же готовые булки вылетают! Вот такую замечатель ную машину придумал Ива нушка — герой нового спектакля областного теат ра кукол «Два мастера». А в это время другой, загра ничный мастер трудился над созданием грозной дальнобойной пушки, рабо тал на воііну. Спектакль новый, но пьеса написана Ю. Елисеевым тридцать лет 'тому назад. И надо Сказать, актуальность ее с годами не утратилась, так как в ней доступными для ребят сред ствами рассказывается об очень важном: противобор стве двух сил — войны и мира. В 1956 году, когда пьеса только появилась, област ной театр кукол ее сразу же поставил, и мне дове лось ее тогда увидеть. Спектакль шел в одной из мурманских школ. Это бы ло трудное для коллектива время: подвальное помеще ние. где хранились куклы и реквизит, — вот и все, чем располагал в те годы театр. Спектакли шли в клубах, школах, детских садах. Многое изменилось за тридцать лет. Маленькие зрители приходят теперь в красивый уютный* театр. В его арсенале Множество таких выразительных средств, о каких тогда и понятия не имели. К перча точным и тростевым кук лам добавились другие — планшетные, которыми ак теры управляют на виду у зрителя, штоковые и ниточ ные марионетки. Смелее и чаще (а иногда и чересчур часто) стал применяться живой актерский план. Рас ширились возможности ис пользования световых эф фектов. И вот — снова «Два ма стера». Поставил спектакль Ф. Б. Шевяков. соединив ший в своем -лице и режис сера, и художника. Поста вил. если можно так ска зать, в стиле «ретро» — обратившись к уже не сколько забытым перчаточ ным куклам. Живой, стилизованный под народную русскую речь язык пьесы естественно со четается с художественным оформлением: вокруг сце ны нехитрый орнамент, ими тирующий резьбу по дереву. В глубине — задник в виде полотенца, на котором изо бражена деревня. И отлич но, что удалось избежать этакой умилительной пря ничности. Лабиринт забо ров. домики слепые, с каки ми-то щелками вместо окон — у зрителя все это рожда ет ощущение ограниченно сти, застоя, бессмысленных препятствий. Высоким забором отде лен от остального мира и царский двор. На это.м дво ре Царь со своими плутова тыми помощниками Объеда лой и Опивалой решает серьезную государственную задачу: как бы половчее на пасть на соседей. Да вот беда: оружие, найденное в сарае, уже явно не годится для боевых действий! На прасно Мамушка пытается отвлечь Царя от военных приготовлений, доказыва ет. что надо о народе поду мать. дома порядок наво дить. Царь неумолим. И вот уже тащат к нему мастера Иванушку: пусть он чудную свою машину для войны приспособит. К сожалению. Иванушка и Аленка (артисты С. Май- сей и Н. Арсеньева) полу чились в спектакле бледны ми. По пьесе Иванушка — деятельный, смекалистый, энергичный. В спектакле он вяловат, малоподвижен. Да же сцена с переодеванием в одежду иностранного го стя как-то смазана: нет тут ни дерзости, ни озорства. Простота в этих работах оборачивается бедностью, примитивностью. А ведь зритель должен полюбить Иванушку и Аленку, болеть за них! Отрицательные герои оказываются (традицион но!) более яркими, впечат ляющими. способными вы звать реакцию зала. Осо бенно хороши Объедало (артист В. Пьянков) и Опи вало (заслуженная артист ка РСФСР Е. Каратаева).- Выразительность кукол со четается здесь с вырази тельностью игры. Артисты обогатили свои роли малень кими открытиями, веселы ми. но всегда «работающи ми» на спектакль импрови зациями. Нельзя не сказать и об удаче артистки О. Игумно вой. которая ведет куклу Иностранного гостя. Загра ничный мастер спокоен, де ловит, уверен в своей нуж ности. А кому и чему он служит — для него не так уж и важно. Войне так войне. Эта фигура узнавае ма — во многом благодаря яркой игре актрисы. Оживление в зале вызы вают сценки с участием Ца ря (заслуженный артист РСФСР В. Зайченко). До статочно вспомнить, как Царь гоняет по двору ку- дахтающую курицу или как он. услышав, что едет гость, хватает метлу и, немило сердно пыля, начинает под метать двор! Артисту уда ется показать детское уп рямство Царя, которому так хочется.... поскорее напасть на соседей! Однако, зная другие работы В. Зайченко, приходишь к выводу, что в этой роли он далеко не пол ностью реализует свои бо гатые возможности. Не вполне реализованны ми оказались возможности и самого театра. Такое впе чатление, что работа сде лана вполсилы. Те.м не менее, нельзя не отметить, что спектакль нравится маленьким зрите лям. Они с удовольствием смеются над воинственным Царем, за которым при сматривает терпеливая Ма мушка (артистка Н. Мель ник). над его боярами Опи валой и Объедалой. Особен но оживляется зал, когда пушечный залп, предназна ченный соседям, уничтожа ет самих организаторов вой ны. Так им и надо, если не хотят жить мирно! Такой приговор вместе с театром дружно выносят агрессорам маленькие зрители. Р. ВЕЛИГИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz