История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

НЕМѴ СЛУЖИТ МАСТЕР? Тарахтит по полю стран­ ная машина, похожая чуть- чуть на трактор, а больше — на русскую печь. Из са­ моварной трубы — дымок. Жнет машина пшеницу, а из печки тут же готовые булки вылетают! Вот такую замечатель­ ную машину придумал Ива­ нушка — герой нового спектакля областного теат­ ра кукол «Два мастера». А в это время другой, загра­ ничный мастер трудился над созданием грозной дальнобойной пушки, рабо­ тал на воііну. Спектакль новый, но пьеса написана Ю. Елисеевым тридцать лет 'тому назад. И надо Сказать, актуальность ее с годами не утратилась, так как в ней доступными для ребят сред­ ствами рассказывается об очень важном: противобор­ стве двух сил — войны и мира. В 1956 году, когда пьеса только появилась, област­ ной театр кукол ее сразу же поставил, и мне дове­ лось ее тогда увидеть. Спектакль шел в одной из мурманских школ. Это бы­ ло трудное для коллектива время: подвальное помеще­ ние. где хранились куклы и реквизит, — вот и все, чем располагал в те годы театр. Спектакли шли в клубах, школах, детских садах. Многое изменилось за тридцать лет. Маленькие зрители приходят теперь в красивый уютный* театр. В его арсенале Множество таких выразительных средств, о каких тогда и понятия не имели. К перча­ точным и тростевым кук­ лам добавились другие — планшетные, которыми ак­ теры управляют на виду у зрителя, штоковые и ниточ­ ные марионетки. Смелее и чаще (а иногда и чересчур часто) стал применяться живой актерский план. Рас­ ширились возможности ис­ пользования световых эф­ фектов. И вот — снова «Два ма­ стера». Поставил спектакль Ф. Б. Шевяков. соединив­ ший в своем -лице и режис­ сера, и художника. Поста­ вил. если можно так ска­ зать, в стиле «ретро» — обратившись к уже не­ сколько забытым перчаточ­ ным куклам. Живой, стилизованный под народную русскую речь язык пьесы естественно со­ четается с художественным оформлением: вокруг сце­ ны нехитрый орнамент, ими­ тирующий резьбу по дереву. В глубине — задник в виде полотенца, на котором изо­ бражена деревня. И отлич­ но, что удалось избежать этакой умилительной пря­ ничности. Лабиринт забо­ ров. домики слепые, с каки­ ми-то щелками вместо окон — у зрителя все это рожда­ ет ощущение ограниченно­ сти, застоя, бессмысленных препятствий. Высоким забором отде­ лен от остального мира и царский двор. На это.м дво­ ре Царь со своими плутова­ тыми помощниками Объеда­ лой и Опивалой решает серьезную государственную задачу: как бы половчее на­ пасть на соседей. Да вот беда: оружие, найденное в сарае, уже явно не годится для боевых действий! На­ прасно Мамушка пытается отвлечь Царя от военных приготовлений, доказыва­ ет. что надо о народе поду­ мать. дома порядок наво­ дить. Царь неумолим. И вот уже тащат к нему мастера Иванушку: пусть он чудную свою машину для войны приспособит. К сожалению. Иванушка и Аленка (артисты С. Май- сей и Н. Арсеньева) полу­ чились в спектакле бледны­ ми. По пьесе Иванушка — деятельный, смекалистый, энергичный. В спектакле он вяловат, малоподвижен. Да­ же сцена с переодеванием в одежду иностранного го­ стя как-то смазана: нет тут ни дерзости, ни озорства. Простота в этих работах оборачивается бедностью, примитивностью. А ведь зритель должен полюбить Иванушку и Аленку, болеть за них! Отрицательные герои оказываются (традицион­ но!) более яркими, впечат­ ляющими. способными вы­ звать реакцию зала. Осо­ бенно хороши Объедало (артист В. Пьянков) и Опи­ вало (заслуженная артист­ ка РСФСР Е. Каратаева).- Выразительность кукол со­ четается здесь с вырази­ тельностью игры. Артисты обогатили свои роли малень­ кими открытиями, веселы­ ми. но всегда «работающи­ ми» на спектакль импрови­ зациями. Нельзя не сказать и об удаче артистки О. Игумно­ вой. которая ведет куклу Иностранного гостя. Загра­ ничный мастер спокоен, де­ ловит, уверен в своей нуж­ ности. А кому и чему он служит — для него не так уж и важно. Войне так войне. Эта фигура узнавае­ ма — во многом благодаря яркой игре актрисы. Оживление в зале вызы­ вают сценки с участием Ца­ ря (заслуженный артист РСФСР В. Зайченко). До­ статочно вспомнить, как Царь гоняет по двору ку- дахтающую курицу или как он. услышав, что едет гость, хватает метлу и, немило­ сердно пыля, начинает под­ метать двор! Артисту уда­ ется показать детское уп­ рямство Царя, которому так хочется.... поскорее напасть на соседей! Однако, зная другие работы В. Зайченко, приходишь к выводу, что в этой роли он далеко не пол­ ностью реализует свои бо­ гатые возможности. Не вполне реализованны­ ми оказались возможности и самого театра. Такое впе­ чатление, что работа сде­ лана вполсилы. Те.м не менее, нельзя не отметить, что спектакль нравится маленьким зрите­ лям. Они с удовольствием смеются над воинственным Царем, за которым при­ сматривает терпеливая Ма­ мушка (артистка Н. Мель­ ник). над его боярами Опи­ валой и Объедалой. Особен­ но оживляется зал, когда пушечный залп, предназна­ ченный соседям, уничтожа­ ет самих организаторов вой­ ны. Так им и надо, если не хотят жить мирно! Такой приговор вместе с театром дружно выносят агрессорам маленькие зрители. Р. ВЕЛИГИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz