История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

ОТКРЫВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ Люди и куклы Театр за кулисами мы мало себе представляем. Небольшие гримерные теснятся прямо перед вы­ ходом на сцену, длинный коридор с замершими в ожидании куклами. Сту­ чат молотки, готовится очередная сцена. То тут то там прозрачные раз­ нокрылые цветы, пальмы. — Дерево будет ви­ сеть или стоять? — Опусти его ниже, почему оно под облака­ ми? Кажется, что весь те­ атр живет одним домом. Рабочий момент в Мур­ манском театре кукол. Идет репетиция нового спектакля «Два мастера» Ю. Елисеева. В такие ми­ нуты в пустом зале нахо­ дится только один чело­ век* — режиссер Федор Борисович Шевяков. Пер­ вое впечатление, которое остается от знакомства с ним, — мрачноват. Но на­ до видеть его в работе, чтобы понять, что это да­ леко не так.. Действие на сцене раз­ вивается, вроде бы само­ стоятельно. Он только наблюдает, временами пы­ таясь скрыть улыбку. Ча­ ще строг, иногда резок, и тогда . раздаются 'в зале режиссерские реплики: — Дорогой вы мой, кукла не- должна махать руками. Она должна де­ лать все то, что делали бы вы сами, произнося этот монолог. — Кукла должна ду­ мать на сцене, а не до­ кладывать, — еще одна реплика. ' Ну, казалось бы, как кукла может думать? Иг­ рать, двигаться, говорить — понятно. Но думать? То, что происходит на сцене в следующие ми­ нуты, опровергает сом­ нения: бояре — явно ду­ мающие куклы, и это надо видеть, не объяс­ нишь. А вот одному из мастеров думать явно трудновато. Куклы в театре отли­ чаются друг от друга не только лицами: у каждой своіі характер, свои мане­ ры и даже, интонации.’ Но, чтобы это действи­ тельно было так, сколько сил, таланта надо вло­ жить актеру в каждый кукольный образ. " — Людей интересных, ищущих у нас в театре много, — рассказывает Федор Борисович, — хотя творческий коллектив небольшой — 21 актер.: Но работы хватает всем. Судите сами: мы играем 27 спектаклей. Стараемся пропускать через цент­ ральные роли и молодежь. Вот в перерыве, пока меняются декорации, хо­ тел бы познакомить вас с двумя, на мой взгляд, интересными актерами: Владимиром Пьянковым и Ольгой Игумновой. Они из тех, для кого учили­ ще (у Владимира — Горь­ ковское театральное, у Ольги — Иркутское те­ атральное и Ленинград­ ский институт театра, му­ зыки и кинематографии) стало лишь отправной точкой. Театр для них ме­ сто, где актер может ра­ сти, во всем многообразии раскрывая свои способ­ ности. Оба эти актера — ха­ рактерные, много' импро­ визирующие. Ими созда­ но немало интересных ро­ лей. У Владимира — это Генрих в «Драконе», пол­ ковник в «Пигмалионе», ему близки яркие, жи­ вые характеры. У Ольги хорошие вокальные и ре­ чевые данные. Мы стара­ емся это использовать в спектаклях. Она играет Метелицу в «'Саамской сказке», Чипполино в одноименной сказке, Ма­ чеху в «Золушке» и мно­ е т шшШ тШ ШіШ* го других' ролей. В перерыве репетиции удалось задать им не­ сколько вопросов. — В каких спектаклях вы предпочитаете играть — во взрослых или дет­ ских — и почему? Владимир Пьянков: Я отдаю предпочтение взрос­ лым спектаклям. В них актер может больше ска­ зать. Извечная тема доб­ ра и зла более много­ гранна, е большим коли­ чеством оттенков. Дет­ ские спектакли мне ка­ жутся однозначнее, в них есть некоторая задан- ность. Ольга Игумнова: Мне нравится работать с дет­ ским зрителем, потому что дети.всегда искренни. Ребенок не пропускает фальши, его не заста­ вишь из вежливости хло­ пать в ладоши. — Что лично вам дает театр? О. И.:»' Возможность духовного роста, не сто­ ять на месте. В нашеіі работе бывают и удачи, и неудачи. И беда актер­ ская, если в период взле­ та будешь почивать на лаврах. В. П.: -Театр помо­ гает даже в самом себе открывать что-то новое. Так, после спектакля «Бу­ ка» мне пришлось от­ крыть в себе... иллюзи­ ониста. Там есть один мо­ мент, когда мне по роли приходится показывать фокусы. Для того, чтобы это получилось натураль­ но, я проштудировал мас­ су литературы. В резуль­ тате появилась даже не­ большая концертная про­ грамма. Сейчас, когда у многих театров появилась такая проблема, как нехватка зрителей, у театра ку­ кол другая проблема, ку­ да более приятная: не­ большой уютный зал те­ атра при всем желании не может вместить всех, кто хочет -попасть па спектакли. И объясняется это не только тем, что в Мурманске много детво­ ры. Просто театр живет полнокровной ' жизнью, приносит радость, воспи­ тывает и пробуждает луч­ шие чувства в человеке. И на его афишах часто появляется слово: «Пре­ мьера». Вот скоро опять новыіі спектакль — «Два мастера» Ю. Елисеева. Т. ВОНСОВИЧ. На снимках: моменты ра­ боты; за репетицией сле­ ди т Ф . Б. Шевяков. Фото В. ВАСИЛЕВСКОГО .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz