История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
ОТКРЫВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ Люди и куклы Театр за кулисами мы мало себе представляем. Небольшие гримерные теснятся прямо перед вы ходом на сцену, длинный коридор с замершими в ожидании куклами. Сту чат молотки, готовится очередная сцена. То тут то там прозрачные раз нокрылые цветы, пальмы. — Дерево будет ви сеть или стоять? — Опусти его ниже, почему оно под облака ми? Кажется, что весь те атр живет одним домом. Рабочий момент в Мур манском театре кукол. Идет репетиция нового спектакля «Два мастера» Ю. Елисеева. В такие ми нуты в пустом зале нахо дится только один чело век* — режиссер Федор Борисович Шевяков. Пер вое впечатление, которое остается от знакомства с ним, — мрачноват. Но на до видеть его в работе, чтобы понять, что это да леко не так.. Действие на сцене раз вивается, вроде бы само стоятельно. Он только наблюдает, временами пы таясь скрыть улыбку. Ча ще строг, иногда резок, и тогда . раздаются 'в зале режиссерские реплики: — Дорогой вы мой, кукла не- должна махать руками. Она должна де лать все то, что делали бы вы сами, произнося этот монолог. — Кукла должна ду мать на сцене, а не до кладывать, — еще одна реплика. ' Ну, казалось бы, как кукла может думать? Иг рать, двигаться, говорить — понятно. Но думать? То, что происходит на сцене в следующие ми нуты, опровергает сом нения: бояре — явно ду мающие куклы, и это надо видеть, не объяс нишь. А вот одному из мастеров думать явно трудновато. Куклы в театре отли чаются друг от друга не только лицами: у каждой своіі характер, свои мане ры и даже, интонации.’ Но, чтобы это действи тельно было так, сколько сил, таланта надо вло жить актеру в каждый кукольный образ. " — Людей интересных, ищущих у нас в театре много, — рассказывает Федор Борисович, — хотя творческий коллектив небольшой — 21 актер.: Но работы хватает всем. Судите сами: мы играем 27 спектаклей. Стараемся пропускать через цент ральные роли и молодежь. Вот в перерыве, пока меняются декорации, хо тел бы познакомить вас с двумя, на мой взгляд, интересными актерами: Владимиром Пьянковым и Ольгой Игумновой. Они из тех, для кого учили ще (у Владимира — Горь ковское театральное, у Ольги — Иркутское те атральное и Ленинград ский институт театра, му зыки и кинематографии) стало лишь отправной точкой. Театр для них ме сто, где актер может ра сти, во всем многообразии раскрывая свои способ ности. Оба эти актера — ха рактерные, много' импро визирующие. Ими созда но немало интересных ро лей. У Владимира — это Генрих в «Драконе», пол ковник в «Пигмалионе», ему близки яркие, жи вые характеры. У Ольги хорошие вокальные и ре чевые данные. Мы стара емся это использовать в спектаклях. Она играет Метелицу в «'Саамской сказке», Чипполино в одноименной сказке, Ма чеху в «Золушке» и мно е т шшШ тШ ШіШ* го других' ролей. В перерыве репетиции удалось задать им не сколько вопросов. — В каких спектаклях вы предпочитаете играть — во взрослых или дет ских — и почему? Владимир Пьянков: Я отдаю предпочтение взрос лым спектаклям. В них актер может больше ска зать. Извечная тема доб ра и зла более много гранна, е большим коли чеством оттенков. Дет ские спектакли мне ка жутся однозначнее, в них есть некоторая задан- ность. Ольга Игумнова: Мне нравится работать с дет ским зрителем, потому что дети.всегда искренни. Ребенок не пропускает фальши, его не заста вишь из вежливости хло пать в ладоши. — Что лично вам дает театр? О. И.:»' Возможность духовного роста, не сто ять на месте. В нашеіі работе бывают и удачи, и неудачи. И беда актер ская, если в период взле та будешь почивать на лаврах. В. П.: -Театр помо гает даже в самом себе открывать что-то новое. Так, после спектакля «Бу ка» мне пришлось от крыть в себе... иллюзи ониста. Там есть один мо мент, когда мне по роли приходится показывать фокусы. Для того, чтобы это получилось натураль но, я проштудировал мас су литературы. В резуль тате появилась даже не большая концертная про грамма. Сейчас, когда у многих театров появилась такая проблема, как нехватка зрителей, у театра ку кол другая проблема, ку да более приятная: не большой уютный зал те атра при всем желании не может вместить всех, кто хочет -попасть па спектакли. И объясняется это не только тем, что в Мурманске много детво ры. Просто театр живет полнокровной ' жизнью, приносит радость, воспи тывает и пробуждает луч шие чувства в человеке. И на его афишах часто появляется слово: «Пре мьера». Вот скоро опять новыіі спектакль — «Два мастера» Ю. Елисеева. Т. ВОНСОВИЧ. На снимках: моменты ра боты; за репетицией сле ди т Ф . Б. Шевяков. Фото В. ВАСИЛЕВСКОГО .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz