История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

В кукольном —премьеры Скуке вход запрещен! Самым маленьким зрителям — дошкольни­ кам адресовал новый спектакль «Коза-дереза» Мурманский областной театр кукол. Что же увидели на сцене зрители? С чем согласились они и с чем поспорили? Сюжет спектакля предельно прост: хитрая, капризная Коза , купленная горе­ мычным стариком за грош у прохожего, по­ стоянно обманывает но­ вого хозяина. И дед , не желая_ разбираться в ссорах, которые возни­ кают у Козы то с внуч­ кой, то с бабкой, стро­ го наказывает послед­ них: сажает их в темный чулан. И лишь когда старику самому прихо­ дится столкнуться с капризами «кормилицы», д е д понимает, что зря он не поверил своим домашним , наказал ни в чем не повинных бабку и внучку. Вот тут-то и получила притворщица по заслу­ гам! Проси т обманщица зрителей заступиться за нее. «Н е т ! » — отвечает зал. Умоляет капризная ребят взять ее к себе. «Н е надо !» — снова о т ­ вечают дружно . Тан, сце­ на за сценой, приходя т маленькие зрители , по­ началу жалевшие дере­ зу, к пониманию того, что бесчестным и лени ­ вым никто никогда по­ могать не будет... Спектакль «Коза-дере­ за» поставлен по моти­ вам русской народной сказки «Коза лупленая». За последние три года Мурманский областной театр кукол впервые об­ ратился к русскому фольклору . Именно в нем автор пьесы М. Су- понин, режиссер > по­ становщик Ф . Шевяков, артисты Т. Тарасова, А . Увин, Е. Головина, Л. Зноева, И. Муравьев, Ю . Крылов нашли те исти­ ны —- добро, побежда­ ющее зло, и правду сильнее лжи, — без ко­ торых невозможен про­ цесс воспитания малень­ кого гражданина. И еще одна новая ра­ бота коллектива театра — пьеса «Этюд для квар_ тета» (автор — Б. Ф е ­ доров, режиссер — В. Долгополов, художник — Л . Пивкина). Ее герои — четыре музыканта отправляют­ ся в поход, чтобы вы­ яснить, чей же ин­ струмент нужнее и важ­ нее в квартете. Мы не будем сейчас подроб­ но останавливаться на перипетиях сюжета — ведь премьеры пока не было. Скажем только, что путешественников ожидает немало занят­ ных встреч и приклю­ чений. «Коза-дереза» — спек­ такль для самых малень­ ких. «Этюд для кварте­ та» рассчитан на более взрослых зрителей — школьников начальных классов. И было инте­ ресно проследить, как творческий коллектив меняет (в соответствии с возрастом зала) цели и задачи своих постано­ вок, приемы и способы их сценического вопло­ щения. В «Козе-дерезе» все проще, яснее. На веч­ ные вопросы — что та­ кое хорошо и что такое плохо? — и создатели спектакля, и юные зри­ тели отвечают одно­ значно. Цель сказки — помочь малышам усво­ ить истины, которые для нас являются пропис­ ными. Другое дело — «Этюд для квартета». Здесь уже не обойтись категориями «хорошо» и «плохо». Школьников ставят перед более сложным выбором, ког­ да нужное решение не лежит под рукой, не на­ прашивается само собой. Скажем , собаке тоже хо­ чется отправиться в по­ ход, но она сторожит поле с арбузами. Что делать? Или, например, права ли кошка, обма­ нывая егеря? Ведь она старается выручить дру­ зей... «Этюд для квартета» — пьеса-игра. Пятым пол ­ ноправным участником ее становится зри тель ­ ный зал. Актеры смело обращаются к ребятам за помощью в той или иной сцене, ситуации . И одновременно, если воз­ никает необходимость, ненавязчиво подсказыва­ ют, как в данном с л у ­ чае надо поступи ть . Эти работы очень разные. Но объединя­ ет их одно: они адре­ сованы детям . А для них, в большей мере чем для взрослых, хо­ рош, как говорится, лю­ бой жанр, кроме скуч­ ного. И уж кому-кому, а скуке вход в област­ ной кукольный театр за­ прещен. В этом мы убе­ дились. Каждый спек­ такль коллектива — яр­ кое, красочное пред­ ставление. Н. МОРОЗОВА, М. КРЮКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz