История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

ТЕАТР На о б с у ж д е н и и э т о г о н о в о г о с п е к т а к л я в о б л а с т н о м т е а тр е к у к о л о д и н м а л ь ч и к с п р о с и л , п о ч е м у е м у д а п и т а к о е н а зв а н и е . Д е т с к и е р и с у н к и о н у в и д е л т о л ь к о п е ­ р е д с п е к т а к л е м : о н и б ы л и в о с п р о и з в е д е н ы ц в е т н ы м и м е л к а м и на п о р т а л е . А д а л ьш е в с п е к т а к л е н и ч е го о р и с у н к а х н е го в о р и л о с ь . Т о л ь к о в е г о н а ч а л е гр у с т ны е ж е н щ и н ы в ч е р н о м з а д у м ч и в о , и з а д уш е в н о п е л и п е с н ю , к о т о р а я н ачиналась э т и м и сл о в ам и . «Рисуют мальчики войну...» Артисты помогли малень­ кому зрителю. Они обрати­ ли его внимание на то, ка­ кими веселыми вышли у мальчиков рисунки о вой­ не. На них всегда наши побеждают фашистов. Тан­ ки с красными звездочка­ ми обрушивают целый ли­ вень огня на танки с чер­ ной свастикой. На этих ри­ сунках погибают только враги. На самом деле вой­ на страшнее. И чтобы рас­ сказать о ней, автор сце­ нария и режиссер спектакля О. К. Овечкин привлек письма белорусских детей, документы, стихи и песни о войне. В этом спектакле нет ку­ кол. И, пожалуй, если бы авторы поручили вести рас­ сказ о' войне куклам, вой­ на, наверное, получилась бы такой же нестрашной, как на детских в рисунках. А театр захотел* говорить со своими юными зрителя­ ми всерьез, по-взрослому. Детский голос рассказы­ вает о первом дне войны, когда вместо веселой по­ ездки в город, где хотели всей семьей сфотографиро­ ваться, пришлось бежать в поле, спасаясь от фашист­ ских бомб, и смотреть, как горит родная деревня... В зрительном зале стоит тишина — это момент по­ трясения. Вот на красном фоне вырастает тень огромного танка. ‘ ~ Выходит артист Ю. Крылов в костюме тан­ киста, присаживается на це- нек и с теплой доверитель­ ной интонацией читает сти­ хотворение о подвиге маль­ чика, имя которого он за­ был спросить... Доверительность, серьез­ ность разговора — одно из важных достоинств этого необычного спектакля. И ре­ бята, оценив эту довери­ тельность, проникаются его настроением. Перед ними пройдут дети блокадного Ленинграда и дети Освенцима. Они уви­ дят черную трубу репродук­ тора военных лет, приносив­ шего людям и плохие, и хо­ рошие вести... Интересно поданы в спектакле инсценирован­ ные воспоминания- о фрон­ товых встречах любимой писательницы детворы Аг­ нии Львовны Варто. Их читает заслуженная артист­ ка РСФСР Т. А. Волынки­ на. В ее же исполнении слушают ‘ребята теплый волнующий рассказ в сти­ хах В. Гусева о товарище Василии Павловиче, рабо- чем-ударнике, которому не было и пятнадцати лет. Получился настоящий спектакль-урок, как удачно назвал его кто-то из акте­ ров. К сожалению, считать этот спектакль безусловной удачей пока нельзя! Волне­ ние, которое испытывают ребята, слушая письма, до­ носящие до них подлинную боль войны, не везде под­ держивается дальнейшим развитием спектакля. Кое- где его внутренний ритм замедляется, дети начинают отвлекаться, скучать. Пока очень беден зре­ лищный ряд спектакля. Тень танка, интересно ре­ шенная теневая компози­ ция, идущая под клятву молодогвардейцев, несколь­ ко слайдов, статичные в основном группы актеров — вот, пожалуй, и все. Местами интерес зрите­ лей угасает из-за злоупот­ ребления длинными проза­ ическими и стихотворными монологами, звучащими за сценой. Таким образом, коллекти­ ву есть над чем работать. И здесь, очевидно, режис­ серу, который до сих пор ставил спектакли в обыч­ ном драматическом театре, должны помочь его колле­ ги — кукольники, которые имеют больший опыт об­ щения с детской аудитори­ ей. Закрепив те достижения, которые, несомненно, есть, можно и нужно сделать спектакль еще более яр ­ ким, эмоционально сильным и цельным, чтобы донести до сердца юного зрителя волнующую правду о войне. Е. ВЕЛИГИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz