История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

С л е с а р я вы­ зывали? Пожилая женщина, открывшая дверь, смо­ трела на нее недовер­ чиво: — Вызывали. С пли­ той что-то — утечка газа. — И, проводя ее на кухню, наверное, по. думала: «Как бы квар­ тиру не спалила, моло­ да больно». Поломка оказалась пустяковой. — Вот и все. Теперь не будет утечки. Попрощавшись, за­ спешила домой. А вскоре и муж пришел. — Папка, папочка! — дочка Светланка бросилась к отцу. Под­ хватив ее иа руки, Олег подмигнул жене, сказав: «Галка, корми семейство». Так они и жили, по- доброму, весело. Рабо­ тали слесарями в тресте «Мурманскобл- газ», растили дочь. И Галина Алексеевна Подорина даже пред­ положить не могла, что пройдет не так уж мно­ го времени и ее по­ стоянным местом ра­ боты станет Мурман­ ский областной театр кукол, а должность по штатному расписанию будет именоваться — бутафор - , декоратор, или, если проще, — мастер по' куклам. — Я в техникум хо­ тела поступать, но сначала нужно было школу закончить. Я ведь после седьмого класса работать по­ шла. Отец в 43-м по­ гиб, а нас у мамы трое. А в 60-м муж траги­ чески погиб... — Га­ лина Алексеевна замол. чала, осторожно погла­ дила лежащий на ра­ бочем столе эскиз — черный грач в белом халате и с докторским саквояжем. Из «Мурманскобл- газа» она тогда ушла — тяжело было оста­ ваться там, где все на­ поминало о муже. Уст­ роилась нянечкой в яс­ ли. Вечернюю школу пришлось бросить — к тому времени у нее было уже двое детей. — Как в театр по­ пала? — Галина Алек­ сеевна улыбнулась. — Увидела объявление «Театру кукол требует­ ся пожарник». Потом вахтером работала. И вот однажды... Однажды подошел к ней художник Анато­ лий Михайлович Лен­ ков, работавший над спектаклем «Кот в сапогах», и сказал: «Можешь помочь нам куклы делать? Людей не хватает». Она растерялась. Шить, вязать умела. Но делать куклы, на­ стоящие, для театра?.. Вспомнила, как в семь лет — время пос­ левоенное было — сде­ лала себе куклу. Вы­ била контур из фанеры гвоздиком, лицо на­ рисовала, из простыни сшила платье. Бабушка тогда ворчала: — Не выйдет из те­ бя, Галка, путевого че­ ловека. Ишь, простынь на игрушку извела, как матери скажем? Кукла получилась не очень красивая, и пла­ тье сидело на ней кри­ во, по это была ее первая кукла. Потом были другие. Она шила их из ста­ рых лоскутков и дари­ ла подружкам. Пер­ вую настоящую куклу ей купил брат. И все же снова делала своих кукол: И дарила их. Может, недоигранное в детстве, может, ново­ годняя елка, на ко­ торой она впервые уви­ дела кукольны^ спек­ такль, повлияли на ее решение, но она согла­ силась. — С тех пор прошю уже почти 18 лет. — Галина Алексеевна об­ водит взглядом готовых кукол — застенчивого слоненка, забавного волчонка, ехидного ко­ та. — Спасибо моему первому учителю Ана­ толию Михайловичу Лепкову, замечатель­ ный человек, прекрас­ ный художник. Он на­ учил нас любить куклу как живое существо. Требовал полной отда­ чи работе. Заслужить его похвалу было не­ просто... Теперь основной ее работой стали куклы. Более того — они стали частью ее жиз­ ни, ее друзьями. Не­ просто давалась Гали­ не Алексеевне Подори- пой эта дружба. — С Анатолием Ми­ хайловичем я работа­ ла четыре счастливых года. Потом он ушел из театра. Менялись художники. Бывало, что они оставляли нам эскизы, не всегда удач­ ные, и не интересова­ лись их судьбой. И тогда приходилось все додумывать самой. Спектаклем - шко­ лой стал для Г. А. По- дориной «Кошкин дом». Посмотрела она на эскизы — хоть плачь. Красивые кар­ тинки—и все. Не за­ живут они в кукле, не заиграют... А тут еще бутафор в отпуске, ме­ ханика нет. И пришлось самой заменить обоих. Галина Алексеевна и сейчас помнит, как, не умея лепить, выстри­ гала головки из поро­ лона, придумывала ме­ ханику куклам, вы­ бирала и красила тка­ ни, накладывала грим, делала прически, как мучительно искала цветовое решение — ведь кукла в декора­ циях смотрится иначе, чем на эскизе. А как сделать цветы? Пришлось искать от­ вет в книгах. — Каждый спектакль — уравнение со мно­ гими неизвестными. Можно быть просто исполнителем, не лезть, как говорится, в дебри, но тогда в кукле не будет души, как бы ни старались актеры и режиссер, — продолжает Галина Алексеевна. — Я так не могу. Я должна не только понять, чего хо­ чет художник, но и по­ чувствовать куклу в движении, в костюме, декорациях. Знать, как и какой актер будет с ней работать, чтоб кукла «легла» па его голос, — без этого не­ возможно творчество в нашем деле. Для нас, бутафоров - декорато­ ров, очень важна лич­ ность художника. Ин­ тересно, например, ра­ ботать с Любовью Ни­ колаевной Пивкииой. Каждый ее спектакль — экзамен для нас. Порой, чтобы вопло­ тить ее замысел, ма­ ло одного умения де­ лать куклы. Нужно знать эпоху, историю костюма, технические новинки. 40 лет прошло с тех пор, как была сде­ лана первая, фанерная, кукла. Она вязала ку­ кол крючком из шер­ сти и шпагата, шила из кружев н куриных перьев, вышивала их одежду бисером и цве­ тами, освоила технику петельного ковра и макраме... Я не берусь пере­ числить все, что она умеет делать. Вот как написала на программе спектакля «Неизвест­ ный с хвостом» ре­ жиссер Л. Бубула: «Галина Алексеевна, с премьерой! Спасибо Вам за удивительных кукол. У Вас золотые руки! Мне кажется, нет ничего, чего бы Вы не смогли сделать». Галину Алексеевну в театре волнует и трогает все. Казалось бы, пустяк — заканчи­ вается специальный клей. Репетиции по­ дойдут—сразу же клей будет. Так нет, не хо­ чет она ждать. Идет к хозяйственникам и де­ ликатно напоминает. В цехе неважное ос­ вещение — нужны настольные лампы. И не ей одноіі, а всем. Для постороннего чело­ века, зашедшего па минуту-другую в ку­ кольный цех. запах клея, красок может по­ казаться даже прият­ ным — эдакий «дух театра». А для рабо­ тающих там по восемь часов это нередко обо­ рачивается головной болью. И снова Г. А. Подорина идет к на­ чальству: надо бы вен­ тилятор установить. II все это не каприз, не прихоть — просто она не может относиться к делу иначе. Она собрала прекрас­ ную библиотеку, в ко­ торой много книг по живописи, театру, ис­ тории костюма, есть специальная техниче­ ская литература. Андрей, теперь уже взрослый сын Галины Алексеевны, показы­ вает семейные альбо­ мы: программы спек­ таклей, вырезки из газет, с любительских снимков смотрят ска зочные персонажи. — А это мама со . своим очередным «ре­ бенком», — с улыбкой говорит Андрей. На фотографии Галина Алексеевна с симпатич­ ным зайцем из сказки «Заячья школа». — А это куклы *13 «Щелкунчика». Анд­ рей помогал механику делать. Он у меня ав­ тослесарь 4-го разря­ да, — не без гордости вставляет слово Гали­ на Алексеевна. Я не берусь сосчи­ тать, сколько ею всего сделано кукол. Но ду­ маю, что, взявшись за руки, опп могли бы водить хоровод вокруг здания театра. И. ЛАЗАРЕВА КУКОЛЬНІ ЫХ Рассказ _ об интересном Н человеке М АС 1 ЕЛ [ЕР

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz