История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
С л е с а р я вы зывали? Пожилая женщина, открывшая дверь, смо трела на нее недовер чиво: — Вызывали. С пли той что-то — утечка газа. — И, проводя ее на кухню, наверное, по. думала: «Как бы квар тиру не спалила, моло да больно». Поломка оказалась пустяковой. — Вот и все. Теперь не будет утечки. Попрощавшись, за спешила домой. А вскоре и муж пришел. — Папка, папочка! — дочка Светланка бросилась к отцу. Под хватив ее иа руки, Олег подмигнул жене, сказав: «Галка, корми семейство». Так они и жили, по- доброму, весело. Рабо тали слесарями в тресте «Мурманскобл- газ», растили дочь. И Галина Алексеевна Подорина даже пред положить не могла, что пройдет не так уж мно го времени и ее по стоянным местом ра боты станет Мурман ский областной театр кукол, а должность по штатному расписанию будет именоваться — бутафор - , декоратор, или, если проще, — мастер по' куклам. — Я в техникум хо тела поступать, но сначала нужно было школу закончить. Я ведь после седьмого класса работать по шла. Отец в 43-м по гиб, а нас у мамы трое. А в 60-м муж траги чески погиб... — Га лина Алексеевна замол. чала, осторожно погла дила лежащий на ра бочем столе эскиз — черный грач в белом халате и с докторским саквояжем. Из «Мурманскобл- газа» она тогда ушла — тяжело было оста ваться там, где все на поминало о муже. Уст роилась нянечкой в яс ли. Вечернюю школу пришлось бросить — к тому времени у нее было уже двое детей. — Как в театр по пала? — Галина Алек сеевна улыбнулась. — Увидела объявление «Театру кукол требует ся пожарник». Потом вахтером работала. И вот однажды... Однажды подошел к ней художник Анато лий Михайлович Лен ков, работавший над спектаклем «Кот в сапогах», и сказал: «Можешь помочь нам куклы делать? Людей не хватает». Она растерялась. Шить, вязать умела. Но делать куклы, на стоящие, для театра?.. Вспомнила, как в семь лет — время пос левоенное было — сде лала себе куклу. Вы била контур из фанеры гвоздиком, лицо на рисовала, из простыни сшила платье. Бабушка тогда ворчала: — Не выйдет из те бя, Галка, путевого че ловека. Ишь, простынь на игрушку извела, как матери скажем? Кукла получилась не очень красивая, и пла тье сидело на ней кри во, по это была ее первая кукла. Потом были другие. Она шила их из ста рых лоскутков и дари ла подружкам. Пер вую настоящую куклу ей купил брат. И все же снова делала своих кукол: И дарила их. Может, недоигранное в детстве, может, ново годняя елка, на ко торой она впервые уви дела кукольны^ спек такль, повлияли на ее решение, но она согла силась. — С тех пор прошю уже почти 18 лет. — Галина Алексеевна об водит взглядом готовых кукол — застенчивого слоненка, забавного волчонка, ехидного ко та. — Спасибо моему первому учителю Ана толию Михайловичу Лепкову, замечатель ный человек, прекрас ный художник. Он на учил нас любить куклу как живое существо. Требовал полной отда чи работе. Заслужить его похвалу было не просто... Теперь основной ее работой стали куклы. Более того — они стали частью ее жиз ни, ее друзьями. Не просто давалась Гали не Алексеевне Подори- пой эта дружба. — С Анатолием Ми хайловичем я работа ла четыре счастливых года. Потом он ушел из театра. Менялись художники. Бывало, что они оставляли нам эскизы, не всегда удач ные, и не интересова лись их судьбой. И тогда приходилось все додумывать самой. Спектаклем - шко лой стал для Г. А. По- дориной «Кошкин дом». Посмотрела она на эскизы — хоть плачь. Красивые кар тинки—и все. Не за живут они в кукле, не заиграют... А тут еще бутафор в отпуске, ме ханика нет. И пришлось самой заменить обоих. Галина Алексеевна и сейчас помнит, как, не умея лепить, выстри гала головки из поро лона, придумывала ме ханику куклам, вы бирала и красила тка ни, накладывала грим, делала прически, как мучительно искала цветовое решение — ведь кукла в декора циях смотрится иначе, чем на эскизе. А как сделать цветы? Пришлось искать от вет в книгах. — Каждый спектакль — уравнение со мно гими неизвестными. Можно быть просто исполнителем, не лезть, как говорится, в дебри, но тогда в кукле не будет души, как бы ни старались актеры и режиссер, — продолжает Галина Алексеевна. — Я так не могу. Я должна не только понять, чего хо чет художник, но и по чувствовать куклу в движении, в костюме, декорациях. Знать, как и какой актер будет с ней работать, чтоб кукла «легла» па его голос, — без этого не возможно творчество в нашем деле. Для нас, бутафоров - декорато ров, очень важна лич ность художника. Ин тересно, например, ра ботать с Любовью Ни колаевной Пивкииой. Каждый ее спектакль — экзамен для нас. Порой, чтобы вопло тить ее замысел, ма ло одного умения де лать куклы. Нужно знать эпоху, историю костюма, технические новинки. 40 лет прошло с тех пор, как была сде лана первая, фанерная, кукла. Она вязала ку кол крючком из шер сти и шпагата, шила из кружев н куриных перьев, вышивала их одежду бисером и цве тами, освоила технику петельного ковра и макраме... Я не берусь пере числить все, что она умеет делать. Вот как написала на программе спектакля «Неизвест ный с хвостом» ре жиссер Л. Бубула: «Галина Алексеевна, с премьерой! Спасибо Вам за удивительных кукол. У Вас золотые руки! Мне кажется, нет ничего, чего бы Вы не смогли сделать». Галину Алексеевну в театре волнует и трогает все. Казалось бы, пустяк — заканчи вается специальный клей. Репетиции по дойдут—сразу же клей будет. Так нет, не хо чет она ждать. Идет к хозяйственникам и де ликатно напоминает. В цехе неважное ос вещение — нужны настольные лампы. И не ей одноіі, а всем. Для постороннего чело века, зашедшего па минуту-другую в ку кольный цех. запах клея, красок может по казаться даже прият ным — эдакий «дух театра». А для рабо тающих там по восемь часов это нередко обо рачивается головной болью. И снова Г. А. Подорина идет к на чальству: надо бы вен тилятор установить. II все это не каприз, не прихоть — просто она не может относиться к делу иначе. Она собрала прекрас ную библиотеку, в ко торой много книг по живописи, театру, ис тории костюма, есть специальная техниче ская литература. Андрей, теперь уже взрослый сын Галины Алексеевны, показы вает семейные альбо мы: программы спек таклей, вырезки из газет, с любительских снимков смотрят ска зочные персонажи. — А это мама со . своим очередным «ре бенком», — с улыбкой говорит Андрей. На фотографии Галина Алексеевна с симпатич ным зайцем из сказки «Заячья школа». — А это куклы *13 «Щелкунчика». Анд рей помогал механику делать. Он у меня ав тослесарь 4-го разря да, — не без гордости вставляет слово Гали на Алексеевна. Я не берусь сосчи тать, сколько ею всего сделано кукол. Но ду маю, что, взявшись за руки, опп могли бы водить хоровод вокруг здания театра. И. ЛАЗАРЕВА КУКОЛЬНІ ЫХ Рассказ _ об интересном Н человеке М АС 1 ЕЛ [ЕР
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz