История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ...Вольный город мастеров стал городом подневольным. Отме нены народные празд ники. главная площадь Большого Мартина переименована в Пло щадь перед домом На местника, захвативше го город, а главное — угнетены свободные души людей. Не слы шно больше ' ‘ радост ных и счастливых пе сен, которые дарил друзьям и соседям ве селый метельщик Ка раколь. Городом пра вит страх. Караколь — не имя героя спектакля «Го род мастеров», а про звище юноши, что в переводе означает «улитка». Сходство с улиткой придает ме тельщику его горб. А еще это прозвище на поминает слово «коло кольчик» — певец, поэт, любимец тру дового люда и мас тер. Это он, Кара коль, возглавит вос стание мастеров про- . тив войска Наместни ка. . Проблема войны и мира, нападения и за щиты была подвласт на._сказкё всегда. А в наши дни она стано вится настолько важ ной, что подчиняет себе все виды искус ства, проникает во все его жанры. Осе нью нынешнего года мы будем отмечать 40-летие разгрома в Заполярье немецко- фашистских войск, и спектакль «Город ма стеров» Мурманского областного театра ку кол по пьесе совет ской писательницы Т. Г. Габбе — свое образный отклик на это событие. Куклы - марионетки — редкие гости на сцене областного те атра кукол. Они удив ляют нас тем, что мо гут ходить, жестикули ровать, закрывать гла за, разговаривать и да же петь, открывая рот. Городской площадью, лесом, замком и ком натой им служит в спектакле всего лишь просцениум, ограни ченный готической формы арками, укра шенный витражами и гобеленами. Это сце нографическое реше ние спектакля глав ным художником Л. Пивкиной позволя ет сгладить впечатле ние тесноты «куколь ной» сцены и неизбеж ной тяжеловесности взрослых людей в «детском» зале. Открытое присутст вие актеров в куколь ном спектакле облег чает и общение со зрителем. расширяет возможности самого спектакля. Это про является в «Горо де мастеров» сразу же, когда в «ут реннем» луче про жектора мы видим пе чального Караколя, и здесь же, на краю сце ны, сидит актер А. Увин — как дав ний исповедник н уте шитель несчастного человека, знающий все его огорчения и надежды. Интересно, что ро ли двух горбунов—Ка раколя и Наместника, двух главных врагов, в спектакле поручены одному актеру. Но ес ли образ Караколя по лучился очень вырази тельным, обаятель ным, то Наместник, видимо, не вызвал у А. Увина профессио нального интереса. Об этом жутком существе с серым страшным лицом, крючковатым носом и большим гор бом мы узнаем по предварительным рас сказам, угадываем его во внешнем облике прекрасно придуман ной и сделанной кук лы. но в самом дейст вии «личность» На местника почти не проявляется. Гораздо сильнее оказался в спектакле главный охранник и советник Наместника— Большой Гильом (ак тер Ю. Харин). Это он привык устрашать народы, завоевывать государства, подав лять и уничтожать — хозяйничать «по свое му уставу в чужом мо настыре». А Намест ник — просто пугало в руках Гильома. Перестройка драма тургического материа ла пьесы для театра кукол всегда связана с сокращением. В сце ническом же варианте режиссера Ф. Шевяко- ва произошло не столько сокращение, сколько концентра ция материала, пере вод его в притчу. (В таких счастливых слу чаях идейное содержа ние пьесы только, вы игрывает.) Но всякая переделка чревата на рушением замысла ав тора. Оно-то и обнару жилось в спектакле в образе Вероники. Ес ли Вероника у Т. Габ бе — девушка силь ного, пылкого и дерз кого характера, то здесь это образ де вушки-цветка — утоіі- ченно-печаль н о й , скромной, больше ожи дающей, чем действу ющей. К явному про тиворечию драматур- .гии и постановочного решения добавилось, видимо, и внутреннее сопротивление актер ской природы Т. Во лынкиной. В основе спектакля «Город мастеров» в постановке Ф. Шевя- нова содержится глу бокая философская мысль о силе свобод ного духа и об ущерб ности злобной агрес сии.- Такой «фунда мент» спектакля по зволяет найти наилуч шие выразительные средства для его со ставных частей — от выбора кукол до художественного оформления. Это де лает любой спек такль, и «Город ма стеров» в том чис ле, не только дет ским. Вот почему ря дом с основным его зрителем в возрасте примерно от 7 до 12 лет, взволнованным, отзывчивым, интуитив но различающим, что такое хорошо и что такое плохо, видим мы учителей и роди телей, которым эта сказка'нужна не мень ше. И. БОРИСОВА, методист Росляков- ского Дома культу ры. ЖИВИ, ГОРОД
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz