История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ ...Вольный город мастеров стал городом подневольным. Отме­ нены народные празд­ ники. главная площадь Большого Мартина переименована в Пло­ щадь перед домом На­ местника, захвативше­ го город, а главное — угнетены свободные души людей. Не слы­ шно больше ' ‘ радост­ ных и счастливых пе­ сен, которые дарил друзьям и соседям ве­ селый метельщик Ка­ раколь. Городом пра­ вит страх. Караколь — не имя героя спектакля «Го­ род мастеров», а про­ звище юноши, что в переводе означает «улитка». Сходство с улиткой придает ме­ тельщику его горб. А еще это прозвище на­ поминает слово «коло­ кольчик» — певец, поэт, любимец тру­ дового люда и мас­ тер. Это он, Кара­ коль, возглавит вос­ стание мастеров про- . тив войска Наместни­ ка. . Проблема войны и мира, нападения и за­ щиты была подвласт­ на._сказкё всегда. А в наши дни она стано­ вится настолько важ­ ной, что подчиняет себе все виды искус­ ства, проникает во все его жанры. Осе­ нью нынешнего года мы будем отмечать 40-летие разгрома в Заполярье немецко- фашистских войск, и спектакль «Город ма­ стеров» Мурманского областного театра ку­ кол по пьесе совет­ ской писательницы Т. Г. Габбе — свое­ образный отклик на это событие. Куклы - марионетки — редкие гости на сцене областного те­ атра кукол. Они удив­ ляют нас тем, что мо­ гут ходить, жестикули­ ровать, закрывать гла­ за, разговаривать и да­ же петь, открывая рот. Городской площадью, лесом, замком и ком­ натой им служит в спектакле всего лишь просцениум, ограни­ ченный готической формы арками, укра­ шенный витражами и гобеленами. Это сце­ нографическое реше­ ние спектакля глав­ ным художником Л. Пивкиной позволя­ ет сгладить впечатле­ ние тесноты «куколь­ ной» сцены и неизбеж­ ной тяжеловесности взрослых людей в «детском» зале. Открытое присутст­ вие актеров в куколь­ ном спектакле облег­ чает и общение со зрителем. расширяет возможности самого спектакля. Это про­ является в «Горо­ де мастеров» сразу же, когда в «ут­ реннем» луче про­ жектора мы видим пе­ чального Караколя, и здесь же, на краю сце­ ны, сидит актер А. Увин — как дав­ ний исповедник н уте­ шитель несчастного человека, знающий все его огорчения и надежды. Интересно, что ро­ ли двух горбунов—Ка­ раколя и Наместника, двух главных врагов, в спектакле поручены одному актеру. Но ес­ ли образ Караколя по­ лучился очень вырази­ тельным, обаятель­ ным, то Наместник, видимо, не вызвал у А. Увина профессио­ нального интереса. Об этом жутком существе с серым страшным лицом, крючковатым носом и большим гор­ бом мы узнаем по предварительным рас­ сказам, угадываем его во внешнем облике прекрасно придуман­ ной и сделанной кук­ лы. но в самом дейст­ вии «личность» На­ местника почти не проявляется. Гораздо сильнее оказался в спектакле главный охранник и советник Наместника— Большой Гильом (ак­ тер Ю. Харин). Это он привык устрашать народы, завоевывать государства, подав­ лять и уничтожать — хозяйничать «по свое­ му уставу в чужом мо­ настыре». А Намест­ ник — просто пугало в руках Гильома. Перестройка драма­ тургического материа­ ла пьесы для театра кукол всегда связана с сокращением. В сце­ ническом же варианте режиссера Ф. Шевяко- ва произошло не столько сокращение, сколько концентра­ ция материала, пере­ вод его в притчу. (В таких счастливых слу­ чаях идейное содержа­ ние пьесы только, вы­ игрывает.) Но всякая переделка чревата на­ рушением замысла ав­ тора. Оно-то и обнару­ жилось в спектакле в образе Вероники. Ес­ ли Вероника у Т. Габ­ бе — девушка силь­ ного, пылкого и дерз­ кого характера, то здесь это образ де­ вушки-цветка — утоіі- ченно-печаль н о й , скромной, больше ожи­ дающей, чем действу­ ющей. К явному про­ тиворечию драматур- .гии и постановочного решения добавилось, видимо, и внутреннее сопротивление актер­ ской природы Т. Во­ лынкиной. В основе спектакля «Город мастеров» в постановке Ф. Шевя- нова содержится глу­ бокая философская мысль о силе свобод­ ного духа и об ущерб­ ности злобной агрес­ сии.- Такой «фунда­ мент» спектакля по­ зволяет найти наилуч­ шие выразительные средства для его со­ ставных частей — от выбора кукол до художественного оформления. Это де­ лает любой спек­ такль, и «Город ма­ стеров» в том чис­ ле, не только дет­ ским. Вот почему ря­ дом с основным его зрителем в возрасте примерно от 7 до 12 лет, взволнованным, отзывчивым, интуитив­ но различающим, что такое хорошо и что такое плохо, видим мы учителей и роди­ телей, которым эта сказка'нужна не мень­ ше. И. БОРИСОВА, методист Росляков- ского Дома культу­ ры. ЖИВИ, ГОРОД

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz