История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

У злой колдуньи бабы Клоанцы, длинной, тощей, с огненными гла­ зами и стеклянным носом, есть доч­ ка, низенькая, толстая, с лицом, на­ поминающим жабу. От скуки и безделья дочка не находит себе ме­ ста: то прогоняет музыкантов, то зовет их назад. И вот, чтобы развлечь и успо­ коить свое дитятко, баба Клоанаа решает раздобыть ей девочку или мальчика. Она на драконе летит в дальний лес. Там с помощью своих колдовских ухищрений ей удается похитить хорошего мальчика Виоре­ ла, который вместе со своей се­ стренкой Иляной собирал в лесу грибы. _ Иляна идет искать брата. Пове­ литель ореховых деревьев лесной карлик, которому она поведала о своем, горе, показывает девочке до­ рогу к Фаурару, самому могучему из. великанов. И вот храбрая Йляна пришла к скале, к которой прикован цепями ослепленный бабой Клоан- цей великан. Фаурар вдохновляет Иляну на поиски. — Пусть сто пропастей преградят мне дорогу! Пусть сто драконов выйдут мне навстречу! Я все равно пойду вперед, пока не отыщу Вио­ рела и не принесу вам алмазной росы, — взволнованно говорит она великану, подсказавшему ей путь освобождения брата. — О!.. Я вижу — ты не из тех, кто отступает перед опасностями. У тебя мужественное сердце, — одобряет ее действия великан. Так начинается новый спектакль Мурманского областного театра ку­ кол «Иляна» А. Бородина и Д. Шполянской, поставленный по мотивам румынской сказки «Орехо­ вый прутик* Кэлнн Груя. Ребята, заполнившие зал театра, с затаен­ ным вниманием следят за острыми драматическими событиями, кото­ рые развертываются на сцене. Они переживают и волнуются за Илянѵ, Виорела, великана и карлика, ко­ торые борются с темными и злыми силами — бабой Клоанцей, драко­ ном, гусеницами. Роль главной героини Иляны ис­ полняет артистка Ю. Гольденберг. Смотришь на куклу, которую она ведет, и забываешь, что это толь­ ко кукла. Артистка находит вырази­ тельные жесты, движения. Запоми­ нается песенка, коюоую Иляна поет в лесу вместе с братом. Хорош великан Фаурар в испол­ нении артиста А. Медведева. Осо­ бенно сильное впечатление произво­ дят моменты, когда скованный Фау­ рар старается разбить скалу. Он олицетворяет собой народ, который стремится освободиться от рабства. Веришь, чго наступит день, когда великан разорвет колдовские цепи и поможет всем людям построить новую жизнь. В представлениях кукольного те­ атра обычно всегда сложно цельно и органично показать общение акте­ ра с куклой. Артисту А. Медведеву удается хорошо провести эти сцены. Многие зрители и не догадывают­ ся даже, что этот же артист играет и Виорела. Тут сказалось мастер­ ство перевоплощения А. Медведе­ ва, он искусно ведет свою кѵіцу. Артист обладает хорошими вокаль­ ными данными. Хорошо владеет куклой и опыт­ ная артистка Т. Шрейбер. Она соз­ дает цельный образ избалованной девчонки, дочки богатой владелицы замка. Роль ведьмы Клоанцы удачно исполняет артист Е. Матвеев. Ар­ тист создал образ злой, деспотич­ ной богачки, которая ненавидит все светлое, доброе. Сложно было показать дракона. Это большая фигура. Ее ведут три артиста. И надо сказать, ведут очень точно. Осо­ бенно хороши сиены, где показан дракон в лесу (как он, например, разд­ ражается, когда хозяйка баба Клоан- ца предупреждает, чтобы он не дре­ мал). В спектакле эффектны многие сиены. Заслуга артистов, занятых в спек­ такле, главного режиссера театра В. Ф. Ткаченко в том, что им уда­ лось создать спектакль большого общественного звучания. Этому помогает и выразительное, красочное оформление спектакля (художник Г. Андрианов). Музыка также позволяет лучше раскрыть образы, донести до зри­ теля идею произведения. Спектакль «Иляна* возбуждает у зрителей благородные мысли о справедливости, непобедимости на­ рода, вызывает ненависть к тем, кто душит свободу, пытается от­ нять счастье у мирных людей. А. ШУВАЛОВ. На снимке: сцены и куклы из нового спектакля областного теат­ ра кукол «Иляна». Рисунки художника театра Г. Андрианова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz