История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
В ХИБИНОГОРеКЕ (ныне г. Ки- ровск) в 1933. году был - организован те атр кукол. Правда, назывался он иначе— Хибиногорский педа гогический театр. Труппа его была не велика — всего 6 че ловек. Самим прихо дилось мастерить кук лы, шить для .них кос-. т{омы.. делать декора ции. Художественным руководителем . театра стал В. А. Подобедов. Не было специаль ного помещения, не хватало актёров. Но уже первые спектакли доказали, что театр есть. Со своим лицом, с определенными пе дагогическими задача ми, главная из кото рых . — развлекая воспитывать. Буквально на вто рой день войны ар тисты выступили пе ред мобилизованными, отправляющимися на фронт. За годы войны артисты выез_жали на фронт .с концертными программами. Высту пали в госпиталях. Время диктовало но вые. условия, требова ло некой- уййверсалЬ- .ности.^ В.едь измени лись зрители — , ими стали взрослые люди. Нужно • было искать иные формы общения. В 1949 году театр переехал в Мурманск. Обновился состав труп пы. несколько другим стало и его творче ское лицо.' Спектакли ставились не только для детей, но и для взрослых. Наверное, сказался опыт воен ных лет, опыт работы со взрослой аудито рией .И все же областной театр кукол — это прежде всего те атр для детей. Через эмоциональное воз действие спектакля формируется в юном зрителе представле ние о жизни, о добре и зле. Именно поэто му идет поиск драма тургического материа ла, в котором затра гиваются морально- этические проблемы. Однако не менее важны' и форма пода чи, й зрительный об раз спектакля. С при ходом -В 1980 году в театр главного .режис сера Ф. Б Шевякова начался особенно ак тивный творческий по иск. ской игры. Пришлось актерам . овладевать мастерством импрови зации, ибо трудно предугадать реакцию зрителя. Ведь артисты играли в «живом пла не», - непосредственно общаясь с ребятами. В репертуаре теат- Областному театру кукол —50 лет! Г РАД ИЦ ИИ И ПОИС К П РЕЖДЕ спектак- ли,- как правило, игрались на ширме. В достаточно у традици онном плане. Зритель не становился участ ником спектакля, он • принимал предложен-, ные ему условия иг ры. А хотелось, чтобы ребята: сопереживали, становились . своего рода героями проис- •ходящего. И пришла идея- в основу по становки «Букиз» по ложить принцип дет ра появились работы, абсолютно не похо жие друг на друга не только по содержа нию, но и по набору выразительных средств. В «Щелкунчике» ге роями становятся кук-. лы выше человеческо го роста ,. в «Красной шапочке» .—>- план шетные куклы, которЬіми управляют два актера. Возника ет и «театр теней» («Военная тайна»). В спектакле «Чиполли- но» зрители увидели непривычных кукол. Ими стали «ниточные» марионетки. Работать с . ними технически сложно. Но зато «ге рои» необычайно :пла стичны, выразительны. Основной своей за дачей коллектив счи тает воспитание чело: века. Не случайно в репертуаре появилось имя Е. Шварца. -Спек такли, поставленные по его пьесам, застав ляют размышлять, мо жет быть, по-новому осмыслить самого- се бя. Что важнее — ос вободить человека от внешнего насилия или раскрепостить его «я»? Как порождается зло, убивающее изначаль-. но личность? Именно об этом по шел разговор в спек такле «Дракон», по ставленном ■ по пьесе Е: Шварца. На сцене практиче ски нет кукол. Есть актеры в масках. Ланселот побежда ет Дракона, но на смену ему приходит Бургомистр. Быть мо жет, еще более страш ный. Освобожденные жители города не су мели воспользоваться крушением Дракона. Ибо они отвыкли от умения быть самими собой, иметь свое ли цо, а не маску. Они слишком привыкли под чиняться. И потому прежде всего надо унич тожить маленького дра кончика, живущего у каждого в душе. Та кова ,главная мысль спектакля. О БЛАСТНОМУ те атру кукол ,— пятьдесят лет. Сегод ня в .его труппе акте ры разных поколений. Объединяет их творче ское отношение к ра боте, активный поиск . нового. Бережно .сохра няется традиций, зало женные в далекие три дцатые годы. В «порт феле» театра, много .*интересных 'пьес для детей .•и взрослых. Куклы ждут своих зрителей, новых встреч с мурманчанами. В. ВИКЕНТЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz