История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.

В ХИБИНОГОРеКЕ (ныне г. Ки- ровск) в 1933. году был - организован те­ атр кукол. Правда, назывался он иначе— Хибиногорский педа­ гогический театр. Труппа его была не­ велика — всего 6 че­ ловек. Самим прихо­ дилось мастерить кук­ лы, шить для .них кос-. т{омы.. делать декора­ ции. Художественным руководителем . театра стал В. А. Подобедов. Не было специаль­ ного помещения, не хватало актёров. Но уже первые спектакли доказали, что театр есть. Со своим лицом, с определенными пе­ дагогическими задача­ ми, главная из кото­ рых . — развлекая воспитывать. Буквально на вто­ рой день войны ар­ тисты выступили пе­ ред мобилизованными, отправляющимися на фронт. За годы войны артисты выез_жали на фронт .с концертными программами. Высту­ пали в госпиталях. Время диктовало но­ вые. условия, требова­ ло некой- уййверсалЬ- .ности.^ В.едь измени­ лись зрители — , ими стали взрослые люди. Нужно • было искать иные формы общения. В 1949 году театр переехал в Мурманск. Обновился состав труп­ пы. несколько другим стало и его творче­ ское лицо.' Спектакли ставились не только для детей, но и для взрослых. Наверное, сказался опыт воен­ ных лет, опыт работы со взрослой аудито­ рией .И все же областной театр кукол — это прежде всего те­ атр для детей. Через эмоциональное воз­ действие спектакля формируется в юном зрителе представле­ ние о жизни, о добре и зле. Именно поэто­ му идет поиск драма­ тургического материа­ ла, в котором затра­ гиваются морально- этические проблемы. Однако не менее важны' и форма пода­ чи, й зрительный об­ раз спектакля. С при­ ходом -В 1980 году в театр главного .режис­ сера Ф. Б Шевякова начался особенно ак­ тивный творческий по­ иск. ской игры. Пришлось актерам . овладевать мастерством импрови­ зации, ибо трудно предугадать реакцию зрителя. Ведь артисты играли в «живом пла­ не», - непосредственно общаясь с ребятами. В репертуаре теат- Областному театру кукол —50 лет! Г РАД ИЦ ИИ И ПОИС К П РЕЖДЕ спектак- ли,- как правило, игрались на ширме. В достаточно у традици­ онном плане. Зритель не становился участ­ ником спектакля, он • принимал предложен-, ные ему условия иг­ ры. А хотелось, чтобы ребята: сопереживали, становились . своего рода героями проис- •ходящего. И пришла идея- в основу по­ становки «Букиз» по­ ложить принцип дет­ ра появились работы, абсолютно не похо­ жие друг на друга не только по содержа­ нию, но и по набору выразительных средств. В «Щелкунчике» ге­ роями становятся кук-. лы выше человеческо­ го роста ,. в «Красной шапочке» .—>- план­ шетные куклы, которЬіми управляют два актера. Возника­ ет и «театр теней» («Военная тайна»). В спектакле «Чиполли- но» зрители увидели непривычных кукол. Ими стали «ниточные» марионетки. Работать с . ними технически сложно. Но зато «ге­ рои» необычайно :пла­ стичны, выразительны. Основной своей за­ дачей коллектив счи­ тает воспитание чело: века. Не случайно в репертуаре появилось имя Е. Шварца. -Спек­ такли, поставленные по его пьесам, застав­ ляют размышлять, мо­ жет быть, по-новому осмыслить самого- се­ бя. Что важнее — ос­ вободить человека от внешнего насилия или раскрепостить его «я»? Как порождается зло, убивающее изначаль-. но личность? Именно об этом по­ шел разговор в спек­ такле «Дракон», по­ ставленном ■ по пьесе Е: Шварца. На сцене практиче­ ски нет кукол. Есть актеры в масках. Ланселот побежда­ ет Дракона, но на смену ему приходит Бургомистр. Быть мо­ жет, еще более страш­ ный. Освобожденные жители города не су­ мели воспользоваться крушением Дракона. Ибо они отвыкли от умения быть самими собой, иметь свое ли­ цо, а не маску. Они слишком привыкли под­ чиняться. И потому прежде всего надо унич­ тожить маленького дра­ кончика, живущего у каждого в душе. Та­ кова ,главная мысль спектакля. О БЛАСТНОМУ те­ атру кукол ,— пятьдесят лет. Сегод­ ня в .его труппе акте­ ры разных поколений. Объединяет их творче­ ское отношение к ра­ боте, активный поиск . нового. Бережно .сохра­ няется традиций, зало­ женные в далекие три­ дцатые годы. В «порт­ феле» театра, много .*интересных 'пьес для детей .•и взрослых. Куклы ждут своих зрителей, новых встреч с мурманчанами. В. ВИКЕНТЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz