История Мурманского областного театра кукол по страницам газет. 1942-1989.
Т е а т р МЙЛЬЧИКЯ-ЛУКОВКН Г. Мурманский областной театр кѵкол любят прихо дить и лети. и взрослые. Они уже привьжлн к тому, что каждый pan их встре чает пдесь что-то новое. Вначале это-новое даже не всем и нравилось. Вдруг исчезли ширмы, а куклы, увеличившись в размерах, стали расхаживать по сцене вместе с артистами, рабо тающими у них за спиной. — Плохо, что - видно ар-, тистов. они • отвлекают. — раздавались голоса.- По были это в основном голоса.,взрослых. Лети же сразу • признали новшество, считая, что это, интересно и здорово! Потом пришли огромные- маски, пр.том. — движущие ся-по экрану-' цветные си-;, лѵэты. .Богаче и разнооб-J разнес стѵіло: в . спектаклях взаимоденствие- куклы и а к - ; тёіѴа. і . . И- вот-снова — новшест во. В конце ..• минувшего - се зона- театр /выпустил спек такль «?Іиполлнио». . На этот раз юные-зрители уви дели. на сцене кѵкол-марно- неток. Этим спектаклем те атр открыл в начале сен тября свои новый театраль ный сезон. Инсценирова-л сказку за мечательного итальянского писателя Джанни Родари главный режиссер театра :<!>. Б. ІПевяков. Он п р о н и к не только в дѵінѵ сказки, но и в душу всего творче ства писателя. большого друга детей, который всегда хотел разбудить . ѵ малень-. ких и взрослых фантазию, а свои книги рассматривал как игрушки, в которые смогут играть вместе взрос лые., и дети. Но эти игруш ки обязательно должны учить чему-то важному. Пре;кде всего д у м а т ь .Ду-.• мать — э т о т о ж е ■-полезное . дело. — заявлял писатель со свойственной ем у 5:лука-, вой улыбкой! .. — . Может * быть, даже •>самое полезное из всех других»., .• Во г почему спектакль на-/ чннается необычно, совсем не по 'сказке. Р.; зрительном зале на веревках развешано белье. Юные зрители как бы попадают во двор како го-то брдиого итальянского’ квартала: '.Это впечатление усиливается. когда в зале появляются 'бродячие артис ты Роберто и Джѵлия и по лицейский. который наме рен запретить нм показы вать здесь, во дворе. сег - ж «спектакль. Но • строгого стража порядка удается пе реубедить. Самым вегким аргументом оказалась заго товленная на этот случаи денежная купюра. (Потом он сшс не раз вмешается в действие, чтобы разобрать ся в отдельных ситуациях, не переступает ли театр границы дозволенного?1). Открывается занавес, н происходит радостная встре ча юных зрителей со знако мыми персонажами. ' Вот симпатичный Чиполлнно с веселой плутоватой рожицей ;г вихорком из л у к о в ы х перьев на голове. Вот ярко- красный. надутый. вечно сердитый кавалер Помидор, вот оранжевый барон Апельсин с огромной *J па- стыо и непомерным - аппети-' том. Все к у к л ы празднично яр кие. *выразительные. Сдела ны они по эскизам молодой х у д о ж н и ц ы — выпускницы Ленинградского института театра, музыки и кинемато графии Любови Пивкиііой. Она сумела1' хорошо пере дать фактуру тех овощей и фруктов, которые определи ли имена и внешний облик действующих лиц. И вместе с тем каждый персонаж имеет свой .социальный- и индивидуальный характер. Зрительские симпатии вы зывают Чиполлнно, • Р е диска. Вишенка и все их друзья. Ребята радуются, когда злой криворотый По мидор. обжора Апельсин, притворщик Мандарин ока зываются в дураках. Следя за действием, зри тели ие думают, конечно, о тех. кто п р и в о д и т в движе ние эти забавные Ф и г у р к и . заставляет их сердиться, плакать, радоваться. Если бы они в это время загля нули, за кѵлисы. то увидели бы такую картину. Через в ы с о к у ю ш и р м у перегнулись актеры Ѵ~и' .. сосредоточенно, четкими дпйжеииями р у к поворачивают .палочки, на которых- закреплены иду щие .от кукол :нити. Покачи вает актер"палочку, и кукла идет, стуча по полу каблуч ками: Он'знает, как именно должен эту палочку дви гать., чтобы . походка кѵклы .соответствовала создавае мому образу. Легким под вижным' мальчиком оказы вается Чиполлнно. управляе мый артисткой Ольгой Игумновой/ Артист Влади мир Зайченко придает по ходке кавалера Помидора внушительность и самоѵво- реиность. А Владимиру П ь я н к о в у приходится созда вать образы невозмутимого мистера Моркоу и нервного возбужденного Мандарина. Сложность проделанной театром работы заключается еще и в том. что спектакль идет пол Фонограмму. Ребя та об этом не догадываются. Им кажется, что персонажи сами разговаривают между собой. От актеров требует ся •необычайная точность, чтобы произошло слияние слова и жеста, движения. Нужно сказать, что со времени первого показа спектакль здорово «вырос», подобрался, приобрел боль шую точность и вырази тельность. Правда, кое-что еше тре бует доработки. В частно сти. концовка. Создается впечатление, что театр ни как не может поставить; точку. Вот Чиполлнно и его ' друзья захватили Дворец графинь Вишен и вывесили на нем флаг Свободы. Доти хлопают, довольны, что .приключения мальчнка- луковки так хорошо закон чились. Но это не конец. Полицейский • должен выска зать по этому поводу свое возмущение. А актеры Джу лия и Роберто смеются: возмущаться поздно, спек такль дети уже увидели! Но и это все еще не ко нец. Теперь Джулия долж на' еще обойти зрителей, приглашая их бросить в шляпу «несколько сольдо*. Дети не знают, «взаправду> это или «понарошку», и ес ли «взаправду» — что они должны бросать? Очевидно, театр хочет ешс раз напом нить ребятам об атмосфере итальянского дворика.;»в ко тором идет представление. Но это стремление соблю с т и /Формѵг спектакля не сколько 'отвлекает от ' его сущности. Финал со знаме нем. Свободы оказывается в сознании юных зрителей з а двинутым. заслоненным дву мя другими, .гораздо менее эмоциональными финалами. Об этом режиссеру-поста- новшнку стоит подумать. Важное значение для это го спектакля имеет и состав аудитории. Родители ведут на него дошкольников, ко торым. конечно. не все. здесь понятно и интересно. В спектакле, много текста меткого и о с т р о у м н о г о , но доступного только детям школьного возраста. Значит, театр, рекламируя спек такль. должен обратить Вни мание п на эту сторону. Во всяком „ čjiyjiae. ;не смотря на отдельные недо четы. надо признать новую работу театра — просто очередной удачей, но и оче редной творческой верши ной. так как коллективом взята новая высота и в ов ладении незнакомой прежде техникой. Среди зрителей спектакля в день открытия сезона был заслуженный артист РСФСР 71. А. Кулаков. тридцать лет своей жизни посвятив ший работе в театре к у к о л (кстати, театр когда-то уже ставил спектакль о Чипол лнно). Оценив труд своих молодых коллег с професси ональной точки зрения, он сказал им: — Молодцы! Прекрасна работа. К этой оценке можно только присоединиться. Р . ВЕЛИГИНА. * * * НА СНИМКЕ: сцена нз спектакля.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz